вторник, 18 мая 2021 г.

ТЕНЬ ЕГИПЕТСКОЙ АВТОКРАТИИ ВСЕГДА НАД ИЗРАИЛЕМ

 

Тень египетской автократии всегда над Израилем

«Иосиф и его братья». Томас Манн начал писать этот роман в 1933 году. Великий немецкий писатель приступил к созданию романа об иудаизме, о становлении монотеизма, о единственной вере и об избранном народе – в тот год, когда в Германии к власти пришли нацисты.

В это время, в 1933 году, программа Гитлера уже известна. Враг-еврей подробно описан в сочинении “Майн Кампф”, (кстати эту книгу лет пятнадцать назад бойко продавали на улицах Москвы, и книга находила читателей). Скоро уже произойдет погром Хрустальной ночи (1938), начнут сгонять евреев в гетто, а затем (уже когда уничтожение фактически началось) состоится Ванзейская конференция, посвященная “окончательному решению еврейского вопроса”.

Но в 1933 году это уже понятно.

И Томас Манн начинает писать свой великий роман. Полагаю, это самый главный роман Томаса Манна, он сам считал так же.

Писал роман Томас Манн – в изгнании, точнее: в пути – как это присуще еврейской судьбе, которую писатель примерял на себя. Манн уехал в 33-м году на юг Франции, потом в Цюрих, потом в Америку; писал везде.

Для тех, кто не читал: вкратце: в романе не только пересказана история Иосифа, сообразно Пятикнижию (книга Бытие). Манн пишет так, что видно знание мидрашей и каббалы.

В каббале образ Иосифа толкуется как тождественный сфире йесод – то есть, воплощением той части души, что обобщает опыт (ср у Платона душа делится на три субстанции, в каббале – на десять). Знания и опыт (их Иосиф приобрел вдобавок к дару провидца), сливаются с верой и формируют закон общежития.

Томас Манн пишет портрет человека, создающего в своем житии основы государственности, основы республиканских законов, утвержденных впоследствии (во время Исхода) Моисеем и затем Иисусом Навином. Роман завершается примирением с братьями и подготовкой к Исходу из Египта – к земле Ханаанской.

Завершил роман Томас Манн в 1943 году.

До победы над нацизмом было еще далеко и печи Освенцима и Майданека еще работали.

Еврейская иудейская государственность, основания которой подробно изложены в диалогах романа, есть по сути республиканский свод правил, противопоставленный авторитарному Египту.

В 17-м веке принцип иудейской республики взят за образец восставшими и освободившимися от Габсбургов гезами, Петрус Конеус пишет важнейшую книгу “Еврейская республика”, предлагая нидерландскому парламенту следовать принципам, сформулированным Моисеем. И это положение было принято безусловно.

Ненависть к иудейской государственности – явление непреходящее, постоянное: любая империя видит в иудеях врагов, подрывающих авторитарный статус; и тень египетской автократии всегда над Израилем: воплощена ли она в Ассирии, в Вавилоне ли, в империи Габсбургов или в Третьем Рейхе или в Османской империи. Филистимляне будут использованы в этом онтологическом конфликте всегда.

Собственно, об этом Томас Манн и написал роман.

Соответственно сказанному выше, следует относиться к существованию Израиля.

К тому же, поскольку христианства вне иудаизма попросту не существует, для любого христианина судьба Израиля – есть судьба его собственная.

Максим Кантор

Комментариев нет:

Отправить комментарий