воскресенье, 23 мая 2021 г.

Полтергейст из Розенхайма

 

Полтергейст из Розенхайма

Явление, которое известно людям с незапамятных времен, обрело название только три столетия назад. Немецкие исследователи назвали его полтергейстом. То есть шумный или, правильней, хотя и более неуклюже – шумливый дух. Поскольку первые его проявления были как раз такими – громкими, можно сказать, оглушительными.

Приключения посуды

Считают, что термин придумал в 1713 году немец Бертольд Герстман, в доме которого в течение нескольких недель якобы совершенно самостоятельно двигались шкафы, летали книги с подсвечниками, билась посуда, дрожали стены. Дух оказался плодовитым на воплощения и проказы, которые ввиду непресказуемых траекторий полета не всегда оказывались безобидными. Но неизменно – разнообразными. Бывало, он травмировал людей, царапал мебель, швырял тарелки, пугал разными голосами, устраивал локальные землетрясения, разрушал жилье.

Дух как герой кинофильма

В истории изучения полтергейста, которое энтузиастами продолжается и поныне, было несколько прорывов. Один из них произошел в Розенхайме, небольшом верхнебаварском городке. Здесь впервые проделки полтергейста, многими воспринимавшиеся как досужие выдумки слегка повернутых на голову, были запечатлены на кинопленку.

Странности начались летом 1967 года с рутинного происшествия. Впрочем, происшествием это можно назвать с большой натяжкой. Если коротко, оказались безуспешными все попытки клиентов связаться по телефону 1233 с приемной юридической конторы адвоката Зигмунда Адама, что на Kоеnigsstraße 13. Телефон или был занят, или молчал. Полагая, что в этом деле могут помочь специалисты, офис-менеджер Йозеф Энгельхард позвонил в сервисную службу компании Siemens. В течение нескольких недель техники работали, перепроверяя кабель и иное оборудование, и в конце концов решили просто заменить устройства. Технику еще раз протестировали. Никаких аномалий обнаружено не было.

Между тем неполадки с телефоном продолжались. Более того, вдруг отключились еще три офисных номера. Работа в конторе окончательно застопорилась. Дальше – больше. Следом за телефонами стало барахлить освещение.

Эксперты научно-исследовательского центра Института Макса Планка – а это одна из ведущих и признанных во всем мире научно-исследовательских организаций Германии в области фундаментальных научных исследований – ни тогда, 4 октября 1967-го, ни сегодня, десятилетия спустя, не могут квалифицировать явление, как они говорят, с точки зрения рационального объяснения. Момент неожиданного всплеска силы тока – от 10 до 50 ампер, – при котором вышли из строя все электрические приборы в офисе адвоката, остается для ученых непостижимым.

Это подтверждал Эрих Шартль, отвечавший в городской мэрии за работу электрооборудования:

– Сохранились графики того дня – видно, что вся электросеть в городе работала бесперебойно, в плановом режиме. Но вот что удивительно: датчики зарегистрировали аномалию, самописцы скакнули далеко за допустимые пределы.

Детальной документации явления способствовал ведущий в то время парапсихолог ФРГ Ганс Бендер. На пленке сохранились события в офисе Адама: самопроизвольные включения и выключения света, беспричинный звон телефонов и неизменное молчание на другом конце провода, открывание и захлопывание ящиков и створок шкафов.

Интерес к офису нарастает

Особо это почувствовал сын адвоката Вальтер Адам, в ту пору 13-летний подросток, который по возрастным причинам воспринимал события с обостренным интересом и жаждой познания кошмаров. Он даже много лет спустя хранил память о вещах, которые видел в голливудских ужастиках, – беспричинном раскачивании люстр в коридоре, перепадах световых потоков в вибрирующих лампочках и оторопь перед необъяснимым.

Его отца, адвоката Зигмунда Адама, в такие минуты утешала одна мысль: хорошо и удивительно к тому же, что в офисе в этот момент не было посетителей, иначе они и сами забыли бы сюда дорогу, и другим посоветовали делать то же самое. А это – крах частного бизнеса.

Впрочем, клиентов сменили люди иного рода. Офис адвоката наводнили эксперты уголовной полиции, журналисты и, конечно, исследователи полтергейста, которых в ту пору костерили кто во что горазд. В центре внимания оказался сын адвоката. Первые подозревали Вальтера в том, что он просто решил похулиганить, каким-то образом нарушив электрическую систему офиса. Вторые любопытствовали относительно подробностей, которых сами не видели, а потому их интервью с подростком были приправлены изрядной долей домыслов. Третьи не ограничились беседой с Вальтером и владельцем адвокатской конторы. В офисе было установлено специальное оборудование с автономным энергоснабжением, благодаря чему полтергейст впервые в истории попал в объектив кинокамеры.

Шумный (шумливый) дух-рекордсмен

Версий того, что именно происходит в конторе, было множество. Но иные исследователи пробовали найти причины происшествий в стенах адвокатской конторы. К примеру, из-за того, что звонили разом четыре телефонных аппарата, компания Siemens прислала специалистов, которые копались в схемах, потрошили приборы. Однако погрешностей в связи они так и не нашли.

Примечательно, что полтергейст все это время вел себя так, будто сам пытался помочь обнаружить себя, поскольку в дни пребывания мастеров в конторе аппараты звонили не менее 600 (!) раз. Рекорд был установлен 20 октября: 42 звонка за 15 минут, между 7:42 и 7:57 утра.

Телефонный кошмар перемежался электрическим. Первый же ремонтник, которого вызвал адвокат, подумал, что речь идет об обычном розыгрыше, поскольку неоновые лампы светили ровно и никаких перебоев не обнаруживали. Электрик уже было приготовился выписывать квитанцию за ложный вызов, как лампы дружно замигали и разразились противным металлическим зудом.

Сверху и по бокам

Стало накапливаться досье из свидетельств не обитателей офиса, а совершенно посторонних людей. Они видели различные проявления необъяснимого. К примеру, неоновые лампы, поворачиваясь на 180 градусов, сами собой выдвигались из цоколей, продолжая как ни в чем не бывало гореть. Порой они вспыхивали и взрывались. Замена на новые ни к чему не приводила. Чтобы избежать травм, было решено накрывать все осветительные приборы нейлоновыми чехлами.

Вскоре необъяснимые явления стали замечать на стенах. Например, в приемной адвоката висела картина, на которой были изображены цветы. Однажды на глазах у секретарши и двоих сотрудников Бендера картина начала медленно поворачиваться на петле и совершила полный оборот в 360 градусов.

Об офисе пошла слава как об обители колдунов. Едва с языка господина Бауэра, электрика фирмы Stern, слетели слова: «Не иначе – дьявольские козни!», как в баварских газетах появились заголовки «Вращающиеся лилии», «Ведьмины проделки в адвокатской конторе» и т.п.

Девушка – ведьма?

– Ганс Бендер совершенно случайно обратил внимание на упоминание о ведьме, – рассказывает преемник Бендера, доктор психологических наук Вальтер фон Лукаду. – Но в офисе Адама работала в ту пору лишь одна персона, которая могла претендовать на этот малопочтенный статус.  Очаровательная с внешностью кинозвезды 19-летняя секретарша Аннемария (эти два имени по-немецки пишутся слитно) Шаберль. Бендер заинтересовался личностью девушки, ведь аппаратом с номером 1233 пользовалась именно она, и предложил девушке пройти обследование в лаборатории его института.

Тем временем один из сотрудников Бендера, Пауль Бруннер, обратил внимание шефа на еще одну особенность. 27 октября, когда одновременно взорвались четыре неоновые лампы и целый час, с пяти до шести вечера, в прихожей качалась люстра, будто ее оседлал ополоумевший кот, в офисе никого не было. Никого, кроме секретарши. Бруннер в это время пытался при помощи приборов найти электромагнитное поле, которое могло оказать сильное воздействие на источники света, но оборудование не показывало никаких аномалий.

Вскоре другой сотрудник Бендера сообщил, что как-то, едва секретарша приблизилась к копировальному аппарату, тот мгновенно вышел из строя, причем приглашенные сотрудники фирмы-производителя Lumoprint не смогли установить причины поломки.

Так профессор Ганс Бендер пополнял доказательную базу. Кроме того, доктор Казер, по заданию Бендера обследовавший девушку на предмет психологической устойчивости, предоставил важную информацию, которая укрепила подозрения Бендера. Вначале доктор подробно расспросил ее о самочувствии. Выяснилось, что Аннемария испытывала сильнейший стресс, связанный с личными проблемами. В связи с этим у нее временами возникали приступы агрессии. И это – ее обычное состояние дома. Но в офисе Аннемария старалась, что называется, брать себя в руки и выглядеть вполне нормально, оставаясь приветливой, работоспособной и вполне адекватной.

Только в личном присутствии

Все признаки подтверждали идею о том, что, во-первых, происходящее случается лишь в присутствии Аннемарии, во-вторых, это не может быть просто совпадением. До ее появления в офисе в 7:30 утра и после ее ухода в 17:30 шумный дух никак себя не проявлял. Бендер предложил адвокату простой эксперимент: отправить Анну-Марию в рождественский отпуск. Поразительно – она словно унесла полтергейст с собой. Но как только девушка появилась на рабочем месте 9 января, шумный дух будто выполз из ее сумочки и сразу обозначил себя, сдвинув тяжеленный 180-килограммовый дубовый шкаф на 30 сантиметров влево от привычного места.

Примечательно, что Аннемария, девушка собранная и внимательная по части документации, этого не заметила. А обнаружилось перемещение только тогда, когда Адам вошел в свой кабинет. Сомнений не осталось. 18 января 1968 года адвокат вызвал девушку, объявил, что за полгода траты, связанные с возобновлением телефонной связи и электричества, а также исследованиями парапсихологов и физиков, достигли в пересчете $15 тыс, и предложил Аннемарии расторгнуть контракт.

В архиве сохранилась запись: «Аннемария Шаберль прошла обширный психологический тест. Его результаты говорят о том, что она страдала от приступов ярости. Все ее недовольство обстоятельствами личной жизни (они, по понятным причинам, не конкретизировались) вспыхивало в рамках психокинеза и вызывало вокруг нее явления, с которыми в офисе Зигмунда Адама должны были сражаться все в нем работающие или присутствовавшие».

Миф, подтверждённый документами

18 января 1968 года полтергейст после полугодового пребывания в адвокатской конторе в Розенхайме, покинул ее и стал достоянием истории. Это можно было бы считать городской легендой, если бы не километры кинопленки, запечатлевшие проявления шумного духа и письменные свидетельства очевидцев.

Аннемария Шаберль, ныне дама пенсионного возраста, живет все там же, в Розенхайме. Ее феномен в городке называют «случай Анннмарии». Она стала героем документального фильма телеканала ARD. Фрау Шаберль признается, что до сих пор недоумевает, как ее угораздило оказаться причиной странностей в адвокатской конторе. По словам женщины, она и не думала о том, чтобы воздействием мысли влиять на электроприборы, телефонные аппараты и картины, и вообще была далека от оккультных наук.

Но многие жители городка не верят ее откровениям. Они до сих пор обходят Аннумарию стороной, предполагая, что, поскольку та каким-то непостижимым образом управляла десятками технических средств (и, возможно, не утратила эту способность с годами), даже непродолжительное общение с ней может принести в семью неприятности. И необязательно технического свойства.

И снова о посуде

– Ну, ведьма она, что тут скажешь… – заключают жители славного городка Розенхайм, в котором, как и в других населенных пунктах региона, несколько веков подряд сжигали уличенных в колдовстве женщин. Случай Аннемария, как величают эту историю исследователи полтергейста, как бы возвращает к тем временам, особенно после пары кружек пива Augustiner Lagerbier Hell из прославленной местной пивоварни. Но, видимо, оттого что Аннемария – персона вовсе не вымышленная, этой пары все же маловато. И тогда шумный дух, внедряясь в глотки пивопийцев, возрождается и воплощается в песни с неизменными обнимашками и требованиями «а не повторить ли еще по одной». И не надо никаких экскурсий на Kоеnigsstraße 13.

Конечно, до полетов кружек на почве перебора доходит редко, но что-то полтергейстное нет-нет да и проглядывается в нескончаемых посиделках – реже в пивных садах, чаще у кого-то на дому.

Живая городская легенда вкупе с рассказами барменов об истоках местного полтергейста – прекрасный торговый бренд.  Особенно в пору пандемии, когда пиводелы теряют прибыль от избытка пенного изделия до такой степени, что готовы или за полцены уступить или отдать вовсе задарма, лишь бы добро не пропадало.

Александр МЕЛАМЕД

Иллюстрация: Кадр видеофильма Spuk in Rosenheim

Героиня событий

Комментариев нет:

Отправить комментарий