Несколько слов о российской политике с высоты птичьего полета
Начать, пожалуй, следует с определений. Есть слова, под которыми каждый понимает свое и потом, в разговоре с другими людьми, по этой причине никогда не придет ни к чему путному. Политика – это деятельность, являющаяся борьбой за власть и затем реализацией власти. Соответственно, под политиком я понимаю человека, основная деятельность которого, основные амбиции заключаются в борьбе за власть и удержании этой власти. В целом, власть приятна многим и к ней стремятся многие, но для подавляющего большинства людей она является как бы попутным благом – средством обрести богатство, защитить свою семью и так далее. Людей, для которых стремление к власти не перебивается деньгами и всякими иными приятностями – довольно мало, а в России так и вовсе единицы.
За последние четверть века их всех можно перечислить по пальцам. Это, разумеется, Ельцин. Это покойный генерал-Лебедь, это Лужков в определенный период своей жизни, до того, как ему эти амбиции обломали, одарив вместо них столичной вотчиной, это нынешний глава РПЦ Гундяев (при всей ограниченности сферы власти, к которой он стремился и которой обладает), это Путин, причем не сразу, а уже «по должности», став президентом – власть для него сейчас самостоятельная, причем витальная ценность, тогда как до президентства она была лишь приятным дополнением к разным материально-коррупционным возможностям. И это – Алексей Навальный, единственный на сегодня оппозиционный политик в России.
Все прочие политиками в этом строгом смысле не являются – даже если себя таковыми называют. Жириновский – это бизнесмен, для которого первостепенная ценность – статусная рента, торговля влиянием и пр. Явлинский и Зюганов – тусовщики от политики, занимающие ниши, обеспечивающие им некоторое личное благополучие, которым они не станут рисковать ради властных амбиций. Тогда как первейший признак настоящего политика – готовность пожертвовать всем ради борьбы за власть (ярчайшие иллюстрации – то, что происходит сейчас с Навальным, с одной стороны, и Путин, ради удержания власти готовый на все, то есть совсем на все.)
Таков политический ландшафт. Очень скудный и эта скудность – собственно и есть основная проблема России: нация не способна породить достаточное количество политиков, чтобы у людей был выбор. И это так – давно. Скажем, всяческая критика Ельцина – мол, Ельцин в том нехорош, это не понимал, тут не совладал – бессмысленна, именно потому, что проблема была не в недостаточности его качеств, а в том, что на рынке предложения политических лидеров он был в одиночестве.
Здесь надо сказать о русских традициях и представлениях, касающихся власти – они как раз многое определяют и объясняют.
Первое – это понятие об источнике власти. Вопреки тому, что сказано в Конституции, источником высшей власти в стране является не народ, а сама власть. Иначе говоря, власть должна зарождаться в собственных недрах и уже из них выходить к людям, в некоторых (но не всех случаях) ища у них санкции. Действительно, все руководители страны, за исключением Ленина, формировались там, внутри государственного руководства – каким бы оно ни было: правящая династия, ближний круг бояр, ЦК КПСС, правительство. Повторю: Навальный – первый после Ленина пример, когда на власть всерьез претендует некто со стороны, являющийся порождением иного источника. Таким образом, факт прихода к власти такого человек уже этим оказал бы мощнейшее благоприятное влияние – надломил бы вредную традицию. Кстати говоря, интересен пример Украины с их нынешним президентом – Зеленским – также не являющимся порождением властных структур. Для Украины это – впервые, и это интересный опыт, говорящий о сдвиге сознания.
На понимании этого момента строилась кампания Ельцина 1996 года. «Голосуй сердцем». Избирателям транслировали послание не о том, что режим Ельцина хорош, лучше оппонентов, открывает перед ними перспективы и т.д., а о том, что он и есть настоящая, привычная, исконная власть. А коммунисты Зюганова при всех своих традиционные ужимках – жалкие имитаторы настоящей власти.
Отсюда, мне кажется, слабость поведения оппозиции в прошедшие годы. И Навальный со своими сторонниками и, скажем, белорусское движение 2020 года, наверное, должны были демонстрировать публике властный дискурс – язык власти: язык приказов, язык статей уголовного кодекса, язык угроз, создать теневой кабинет, отслеживающий действия кабинета реального и т.д. Да, эти слова невозможно было подкрепить действиями, но в любом случае правозащитная риторика никогда не победит в глазах избирателя риторику властную. Правозащитники, в традиционном понимании, это юродивые, старцы – им власть не отдают, они не про это.
И в заключение хочется ответить на вопрос – так ли все грустно, как я описал? Так ли непробиваемы эти иерархически -патерналистские традиции? Ответ, наверное, будет умеренно-оптимистичным. Нет, все движется, все подвержено изменениям – в первую очередь, благодаря сменам поколений. По моим наблюдениям, крайне патерналистское поколение нач. 80-х г.р. теперь подпирают люди, родившиеся после 1990 – а они у нас в России совсем другие. Собственно, они и составляют основной костяк сторонников Навального.
Лев Усыскин
Комментариев нет:
Отправить комментарий