понедельник, 5 апреля 2021 г.

РЕЙДЕРСТВО И МОЦАРТ

 

Рейдерство и Моцарт

Какое отношение Вольфганг Амадей Моцарт мог иметь к захвату чужой собственности? А вот современные рейдеры от искусства решили посягнуть на творчество великого композитора. Для этого вовсе не надо похищать его произведения.

Кстати, Моцарт не одинок. В списке жертв рейдеров также имена других музыкальных гениев – Бах, Бетховен, Сибeлиус. Их всех объединяет два важных ныне фактора – они создавали свои бессмертные произведения в Европе и были бeлыми мужчинами…

Вот уже более 800 лет музыка была частью жизни Оксфорда. В наши дни десятки преподавателей музыкального факультета Оксфордского университета, среди них ученые с выдающейся репутацией музыковедов, исполнителей или композиторов, читают лекции студентам по различным музыкальным дисциплинам. На протяжении длительного периода классическая музыка занимала достойное место в стенах университета. Но, как известно, новое время создает новые песни – Оксфорд активно включился в процесс инклюзивности и неприятия «бeлой гегемонии» в классической музыке.

Профессоры музыкального факультета Оксфордского университета предложили провести «декoлoнизацию» программы обучения. Речь идет о сокращении лекций о бeлых европейских музыкантах, таких, как Бах и Моцарт. Освободившиеся часы посвятят изучению aфpиканской и мировой музыки. Возможно, не всем понравиться «декoлoнизация» музыкального наследия. Кое-кто даже посмел усомниться в необходимости подобной реформы. A отказ от пересмотра программы тут же назвали «пощёчиной» цветным студентам.

Читайте также: Оксфордский университет хочет отменить нотную запись.

Итак, Оксфорд ведет активные сражения с «бeлой гегемонией» на фронте классической музыки. Моцарта и Баха рейдеры из Оксфорда решили заменить aфpиканскими напевами, а еще лучше, если в напевы будет включён гендерный фактор. Например, студентам предложен курс с весьма заманчивым названием: «Same Love: кенийское гей-музыкальное видео в образе aфpиканского квир-воображаемого».

О подготовке новой программы обучения на музыкальном факультете Оксфордского университета сообщило издание The Telegraph со ссылкой на документы вуза. Кроме сокращения часов, отведённых для изучения творчества классических композиторов, авторы реформы предложили сократить уроки сольфеджио и дирижёрского искусства. По их мнению, подобные уроки выводят на первый план «бeлую европейскую музыку», что вызывает «сильные страдания у цветных студентов».

При этом в действующей программе музыкального факультета Оксфорда студенты могут брать курсы по изучению музыкальных инструментов народов Aфpики, Новой Гвинеи или писать целые диссертации по традиционной музыке бразильских индейцев. Вызовет ли звучание этих инструментов «сильные страдания» у бледнолицых студентов, мало кого интересует.

Авторы реформы видят некое сопротивление предлагаемой программе и считают, что остальные преподаватели Оксфорда отдают предпочтения классической музыке, созданной бeлыми композиторами, оставляя их в привилегированном положении. В этой связи Совет факультета предложил серьезно изменить программу обучения и внести в нее больше разнообразия…

«Последние два года музыкальный факультет планировал ввести новые элементы в нашу учебную программу. Для этого проводились консультации с сотрудниками и студентами факультета. Новую программу опубликуют летом, когда ее одобрит руководство университета», – заявил в беседе с телеканалом Fox News один из преподавателей Оксфорда. Пока еще не планируют, что в ходе реформы студентов перестанут учить нотной грамоте, так как она сформировалась в XVII веке бeлыми европейцами. Но процесс музыкальной декoлoнизации может пойти и в этом направлении…

«Сохраняя и никоим образом не умаляя наши традиционные навыки исполнения западной музыки, мы хотим расширить для наших студентов и показать им неклассические музыкальные произведения, включая современную популярную музыку со всего мира», – заявил представитель факультета.

Реформа обучения призвана решить проблемы, которые вышли на первый план после протестов Вlасk Livеs Mаtter, охватившие сначала Соединенные Штаты, а потом перешедшие на другие страны Запада, включая Англию.

Со стороны Оксфордского университета первые шаги уже сделаны. В прошлом году из кампуса убрали статую основателя компании по продаже алмазов De Beers Сесила Родса. Во второй половине XIX века он был одним из организаторов кoлoниальной экспансии в Южную Aфpику. Среди тех, кто требовал снести памятник «кoлoниалисту и расисту» – aфpиканские аспиранты, которые учатся в Оксфорде на деньги… из наследства самого Родса. Значительную часть своего состояния он завещал на финансирование первой в мире программы стипендий для иностранных студентов, которая выплачивается до сих пор. Недавно программа была «усовершенствована» – появилась отдельная программа для аспирантов из Aфpики – «стипендия Манделы-Родса».

Но вернёмся от Сесила Родса к Вольфгангу Моцарту.

Вся музыка, которая исполняется на академических инструментах, изначально родилась и развивалась в Европе, а значит она бeлая. Развитие классической музыки основано на традициях, которые появились и развивались в Европе в конце XVII – начале XVIII века. Очевидно, не случайно, что кoлoниализм процветал в это же время, когда европейские страны осваивали aфpиканские континент, считают сторонники музыкальной декoлoнизации.

По мнению музыкального эксперта Сканави, принудительная aфpиканизация приведёт к тому, что классическая музыка просто перестанет существовать. При отказе от классического музыкального образования появится новая концепция, которая приведёт к полной гибeли культуры, насчитывающей не одну сотню лет. В качестве альтернативы он предложил брать пример с азиатских исполнителей, которые не говорят о том, что их притесняют, а просто исполняют классическую музыку и получают главные мировые премии. «Они понимают, что соприкоснулись со старой традицией. Они ее уважают, перенимают, относятся, как к чему-то священному и добиваются в этом определённого успеха», – подытожил он.

У экспертов из Оксфорда свое понимание европейского влияния на музыкальную культуру. Хотя глобальные контакты всегда приводили к культурному обмену, европейский кoлoниализм, по их мнению, «создавал атмосферу принудительного взаимодействия, которое продолжает влиять на мировую культуры и сегодня».

В университете прошел семинар, на котором рассматривались двенадцать (!) тем, «исследующих художественные взаимодействия и их влияние на музыку и танец кoлoнизаторов»… Правда речь шла не только о Чepном континенте.

Вопросы семинара включали следующее:

«Как кoлoниализм, культурный национализм и язык повлияли на развитие индустрии популярной музыки и положение традиционной музыки в Юго-Восточной Азии в первой половине 20 века?

Как изменение восприятия, включая отношение к полу и расе, повлияло на отношения Европы и Южной Азии к музыке и танцам?»

В стенах Оксфорда и других престижных университетов сейчас кипит работа, связанная с беспрецедентным ростом дискуссий по вопросам мировой культуры и устранения кoлoниального наследия прошлого. По словам профессора Рейнхарда, «Работа над глобальной историей музыки не нова… Мы, музыканты, догоняем положение вещей, открывая уши и приспосабливая наши голоса к все более разнообразным звукам, a также продвигая совместную инклюзивность в отношении музыки с помощью новых исследований».

Как показало опубликованное еще три года назад исследование ученых Оксфордского университета, прослушивание пяти минут западноaфpиканской или индийской поп-музыки может дать слушателю более позитивное отношение к этим культурам. «Музыка – это не всегда «волшебная пуля», которая автоматически преодолевает препятствия и объединяет людей; также необходима степень открытости и сочувствия», – уверена профессор Джонна Вуоскоски, обнаружившая, как следует более позитивно относиться к aфpиканской культуре.

Откроем уши и приспособим наши голоса! И тогда «волшебная пуля» преодолеет препятствия и объединит людей. А моцарты канут в мировую историю, как тяжёлое наследие бeлой гегемонии и кoлoниализма.

Евгений Фалин

Комментариев нет:

Отправить комментарий