воскресенье, 25 апреля 2021 г.

Почему Израиль не признал геноцид армян?

 555046_Armenian_Genocide_Jerusalem_Olivier_Fitoussi

Почему Израиль не признал геноцид армян?

Вопрос в заголовке вопиет к небесам. Возможно ли это? Возможно ли, чтобы еврейский народ, ставший жертвой геноцида, за все годы своего существования не выступил с официальным признание геноцида армян, как давно сделали более 30 стран мира, а 24 апреля – и президент США Джо Байден.

Ответ – да. Именно так обстоит дело на данную минуту. И это несмотря на то, что еще в годы Второй мировой войны польский еврей, юрист Рафаэль Лемкин создал сам термин «геноцид» и добился принятия запрещающей его конвенции ООН. В 2018 году об этом рассказывалось в нашей статье «Преступление, которому нет названия». Но названия не было до Лемкина. После него слово «геноцид» по частоте употребления догнало «расизм» и обогнало «марксизм».

Лемкин первым процитировал Гитлера, который вспомнил геноцид армян и всемирную неспособность остановить и наказать преступников как причину того, что нацисты не должны стесняться подобных методов. Логика Гитлера была проста: если мир промолчал, когда убивали армян, он промолчит, когда будут убивать евреев. Так и было.

Каждый год Израиль отмечает День Катастрофы и героизма европейского еврейства, вспоминая 6 миллионов жертв геноцида, и в очередной раз сделал это две недели назад. Но тема армянской резни остается табу. О ней могут говорить вслух рядовые граждане, но не депутаты кнессета и не министры. Ни одно израильское правительство никогда не включало геноцид армян в повестку дня своих заседаний.

Почему?

Этой загадке посвятил большую статью в Jerusalem Post Джереми Шарон, собрав много новых данных по истории вопроса и представив читателям настоящего израильского Дон-Кихота, который много лет в одиночку сражается с властями за официальное признание геноцида.

Общеизвестный факт состоит в том, что массовое убийство 1,5 миллиона армян, которых с 1915 по 1917 годы вырезали турецкие солдаты по приказу правительства «младотурок», воспринимается в мире, как случай первого геноцида XX века. Именно на этот пример опирался Лемкин, впервые описав его как геноцид: от греч. «genos» – род, народ и лат. «caedere» – убивать.

Смотрите "Детали-ТВ"

00:22Ad

Тем не менее, с тех пор и по сей день Турция продолжает отрицать свою ответственность, угрожая понижением уровня дипотношений и другими мерами дипломатического, политического и экономического характера тем странам, которые осмелятся признать факт геноцида армян.

На Израиль эти угрозы подействовали достаточно отрезвляюще. Выгодные военно-экономические отношения с Турцией были важнее. Говоря проще и грубее, для израильских властей турки важнее армян.

Сегодня самое подходящее время вернуться к страусиной политике Государства Израиль в вопросе геноцида армян, которая не изменилась ни на йоту даже после острейшего конфликта с Турцией, испорченных дипотношений и регулярных нападок на Израиль президента Эрдогана.

23 апреля Армения и армянская диаспора (еще одно сходство евреев и армян) отметили очередной День памяти геноцида армян, и пришло время спросить, что стоит за страхом и боязнью нашего правительства?

Как пишет Шарон, единственный человек в Израиле, который много лет добивается от израильского правительства официального признания геноцида армян – профессор психологии Исраэль Чарни (80). Он репатриировался из США в 1973 году и со временем стал редактором двухтомной «Энциклопедии геноцида» и директором иерусалимского Института Катастрофы и геноцида. Недавно вышла его новая книга «Порочный ответ Израиля на геноцид армян».

В 1949 году Турция стала первым мусульманским государством, которое признало Израиль и установило с ним дипломатические отношения. Их нельзя недооценивать: все последующие десятилетия Турция была для Израиля стратегическим достоянием: не только единственным другом и союзником в регионе, кишащем врагами, но также региональной державой большой стратегической и геополитической важности. Турция обеспечивала Израилю воздушный коридор на Дальний Восток, как и сотрудничество в сфере обороны, торговли и туризма.

Но начиная с 70-х годов в Израиле зазвучали голоса интеллектуалов и публицистов, требующих предпочесть политике – моральный долг одной жертвы геноцида перед другой. И громче всех – голос профессора Исраэля Чарни.

Израильский МИД сорвал конференцию по геноциду

В 1982 году Чарни организовал первую международную конференцию по вопросу геноцида армян, которую власти разными способами пытались не допустить. Она должна была связать Катастрофу с геноцидом армян, поэтому впервые были приглашены армянские ученые. Знаменитый американо-еврейский писатель и узник Освенцима Эли Визель согласился возглавить конференцию.

Сильнейшее давление со всех сторон, особенно – со стороны израильского МИДа, привело к тому, что Визель не приехал, а от Чарни потребовали отменить лекции о геноциде армян и аннулировать приглашение армянских историков.

В своей панике МИД дошел до того, что в какую-то минуту заявил: если конференция состоится, Турция может закрыть свои границы для евреев, желающих покинуть Иран и Сирию, что оставит их в ловушке.

Позже один из студентов профессора Чарни откопал в МИДе недавно рассекреченные телеграммы из Анкары в Иерусалим, показывающие, на что только не был готов Израиль, только бы не задеть чувствительность Турции.

В одной из телеграмм за два дня до конференции израильский генеральный консул в Турции поздравлял начальство с ее успешным срывом. Но написал, что никогда и ни от кого не слышал угрозы Турции закрыть свои границы для еврейских беженцев. Иными словами, истеблишмент все это выдумал, чтобы оправдать свое решение закрыть конференцию, дабы ублажить Турцию.

По мнению профессора Чарни,«картина предельно ясна: аморальное поведение Израиля в вопросе непризнания геноцида армян объясняется его озабоченностью дипломатическими, военными и торговыми связями с Турцией, которые оттеснили то, что должно было стать моральным императивом для еврейского государства».

Как сказал Чарни, «мы преследуем собственные интересы, и это – первая ценность, о которой мы должны заботиться, но она приходит за счет исполнения того, что является главным для еврейской традиции: «Стремись к справедливости, только к справедливости...» (Второзаконие, 16:20)

Реалполитик или мораль?

В то же время Шарон цитирует более прагматичную позицию, которую занимает доктор востоковедения и эксперт по Турции Хай-Эйтан Коэн-Янарокак из Центра им.Моше Даяна при Тель-Авивском университете и иерусалимского Института стратегии и безопасности (JISS).

По его мнению, учитывая важность отношений с Турцией, признание геноцида армян не пойдет на пользу национальным интересам Израиля. Он подтвердил ранее высказанное предположение, что дипломатические и военно-экономические отношения с таким союзником, как Турция, были главной причиной того, что официальный Израиль до сих пор отказывается признать геноцид армян.

«Реалполитик – моя библия, – сказал Коэн-Янарокак. – С этой перспективы Израиль должен быть очень осторожен и не предпринимать никаких шагов для признания геноцида армян».

И продолжил: «Несмотря на испорченные отношения Израиля с Турцией, есть несколько причин верить, что взаимные интересы обеих стран можно восстановить. Прежде всего это касается конфликта между Турцией и Ираном по поводу проникновения и укоренения последнего в Сирии. Тегеран давно поддерживал режим Асада и противостоял турецкой интервенции там, поэтому обеспечивал поддержку курдов в обеих странах, вызывая яростный протест Турции».

Коэн-Янарокак говорит, что Израиль и Турция в равной степени заинтересованы в минимизировании иранского присутствия в Сирии, и этот конфликт может быть чрезвычайно выгоден для Израиля.

Он также считает, что улучшение отношений с Анкарой поможет Израилю в его усилиях расширить разработку газовых месторождений в Средиземном море.

Наконец, одностороннее признание Израилем геноцида армян может повредить его отношениям с Азербайджаном, близким дипломатическим союзником Турции при сухопутной границе с Ираном, с которым Израиль также поддерживает очень крепкие дипломатические и военные связи.

Коэн-Янарокак считает, что сдержанный ответ Турции на французское признание геноцида армян в 2019 году и неформальное признание Россией в 2016-м вызваны явным дисбалансом силы между Турцией и этими странами, с которыми не может равняться Израиль. У Турции хватает возможностей понаделать проблем Израилю, и она не будет сдерживаться.

Тем не менее, профессор Исраэль Чарни стоит на своем, призывая пожертвовать «узкими национальными интересами» ради соблюдения древней еврейской морали: «Разве это не тот случай, когда этические соображения не менее важны, чем реалполитик? Неужели мы согласились бы принять такую аргументацию от государства, которое поддерживало Германию во время Второй мировой войны, но в то же время открещивалось от того, что Германия делала с гражданским населением в целом и еврейским народом, в частности?»

«Наша человеческая и еврейская ответственность состоит в том, чтобы укреплять мир и заботиться о гуманизме. Я люблю готовность Израиля помочь любой стране в случае национального бедствия. Это – тот Израиль, который я хочу видеть и быть его частью», – закончил профессор Чарни.

Увы, во всем, что касается признания Израилем геноцида армян, это – тот самый глас вопиющего в пустыне, который у нас никто не слышит.

Владимир Лазарис, «Детали».
На фото: демонстрация в память геноцида армян у стен Армянской церкви в Старом городе Иерусалима.
Фото: Оливье Фитусси˜

Комментариев нет:

Отправить комментарий