История искусства страшно занятная штука. Ее творили люди неординарные, яркие, зачастую опережающие свое время. Но Морис Утрилло был как раз продуктом своего времени и буквально – своей среды. Любой из знаменитых художников, обитающих на Монмартре, мог быть его отцом. Его талантливая и разгульная мать – Сюзанна Валадон – понятия не имела, кто отец ее нервного, истеричного сына, который стал алкоголиком раньше, чем научился ходить.
Сюзанн Валадон была натурщицей (позировала Ренуару и Моризо), а потом стала первой женщиной, принятой во французский Союз художников. Но в раннем возрасте –до того, как она стала художницей, родился сын.
С рождения он был нервным — кричал так, что сбивалось дыхание. Бабушка во время таких приступов давала ребенку красное вино с бульоном – практика крестьянства.
Этот способ успокоить нервы остался у Мориса на всю жизнь.
Позже, в школе, учился он не очень хорошо, был вспыльчив.
Расшатанные нервы привели его в 19 лет в психиатрическую клинику, и в дальнейшем ему еще трижды пришлось принять лечение.
Однако врач дал его матери дельный совет: раз она сама художница, то пусть приобщит к рисованию и сына. Рисование стало для Мориса эмоциональной отдушиной, средством для поддержания душевного равновесия. Эксперимент с трудотерапией блестяще оправдал себя. И мир получил большого художника.
А дальше началась легенда. Легенда, рожденная на Монмартре – одна их многих, окружавших это чудесное место.
Она о гениальном художнике-алкоголике. В ней Морис Утрилло был потерявшим человеческий облик обывателем местных кабаков, готового продать очередной шедевр за рюмку абсента.
Эту историю в 1910-х очень любили рассказывать бармены Монмартра, заодно предлагая купить картину гибнущего художника — недорого, всего за 50 франков.
Но если учесть количество кабачков в этом районе Парижа и повторяемость легенды, то можно усомниться — а был ли Морис Утрилло таким уж пропащим человеком?
Или вернее другое предположение — не создал ли он мистификацию, позволявшую энергично вышибать деньги с туристов?
Морису Утрилло родился то ли от Ренуара, то ли от Дега.
Во всяком случае, так предполагала его мать.
К тому времени его веселая мать свела с ума композитора Эрика Сати, на полгода став единственной в его жизни любовью, но больше всего страданий она причинила Тулуз-Лотреку.
Анри Перрюшо в "Жизнь Тулуз-Лотрека" с большим сочувствием к своему герою описывает хитрости и уловки Сюзанны, при помощи которых она добивалась от художника всего, чего пожелает.
Склонность Валадон к эпатажу веселила парижскую богему.
Она могла разгуливать с пучком моркови вместо букета и безудержно баловала своих любимых кошек: в пятницу, постный день, они "как добрые католики" питались исключительно икрой вместо рыбы.
К моменту рождения сына ей было всего 18 лет, но оба предполагаемых отца отказались от ребенка.
Бедная Сюзанна рассказала, как обошлись с ней прославленные импрессионисты, малоизвестному испанскому художнику Мигелю Утрилло-и-Молинс.
Мигель тут же сообщил, что будет счастлив поставить свою подпись под работой Ренуара или Дега, и предложил руку и сердце.
Так маленький Морис Валадон получил фамилию, которую он впоследствии прославил.
Образ бедного, спивающегося художника, борца за эстетическую правду, от жалости буквально сбивал с ног.
Эта находка оказалась настолько удачной, что после книги Франсису Карко, который красочно описал любимый Монмартр, вышедшей в середине 1920-х и разлетевшейся по всей Европе, - Утрилло стал знаменитостью международного масштаба.
Его работы разлетались в собрания богатых коллекционеров. В 1925-м появилась еще одна книга, «Гуаши Утрилло», написанная знаменитым искусствоведом Андре Сальманом, который был знаком с художником по богемным компаниям.
После выхода этих двух книг слава мастера распространялась стремительно, скуплены были все его картины, а уже в 1929-м правительство Франции наградило Утрилло орденом Почетного легиона.
Через несколько лет они с матерью купили поместье, выбрав его специально подальше от Парижа.
Чтобы представить себе масштаб успеха, достаточно знать, что после Второй мировой войны его картины продавались за миллионы, как художник он стоил дороже, чем многие его знаменитые предшественники.
После упрощения языка примерно в 1907 году он достиг более общего восприятия мотива с очень светлым оттенком («белый период» 1908-1914). Он взял мотивы с улиц Монмартра с их бело-серыми фасадами. К 1913–1914 гг. Его колорит стал более темным и разнообразным («бело-голубой период»), но художественное качество часто уступало.
Утрилло, вероятно, самый часто подделываемый французский художник.
За свою долгую творческую жизнь Утрилло произвел на свет тысячи и тысячи рисунков — маслом, гуашью, акварелью, карандашом.
Он выжил лишь благодаря исключительной бдительности своей матери, а затем — жены. Обе женщины, в своем отношении к нему, сочетали подлинную нежность с непреклонностью тюремного надзирателя.
Утрилло прожил долгую и насыщенную жизнь, женился в 50 лет, умер в 72 года от воспаления легких.
История его жизни лишена трагического финала, как у Ван Гога или Модильяни. У нее в финале — мир.
Он был религиозен, созданные им образы — особенно в «Белый период» — таковы, что на его улицах, таких тихих и красивых, ожидаешь среди людей увидеть ангелов.
Меняются веяния моды и рыночные тенденции, а картины Утрилло с каждым годом только поднимаются в цене.
При подготовке публикации были использованы материалы статьи «Морисс Утрилло» Альфреда Вернера (1953 г.)
Знаменитые работы его матери, Сюзанны Валадон:
И еще раз Морис Утрилло
Комментариев нет:
Отправить комментарий