пятница, 26 февраля 2021 г.

Ельцин и евреи. К 90-летию со дня рождения первого президента России

 

Ельцин и евреи. К 90-летию со дня рождения первого президента России

Clip2Net Menu_210225222937fffffffff

Для Ельцина «еврейского вопроса» просто не было. Ничто в его биографии, ни одно из известных нам его высказываний не говорит о Ельцине как о юдофобе — в самой микроскопической доле, на одну миллионную процента.

Это очень странно для большого партийного начальника — мы привыкли считать их всех антисемитами по определению, политика-то проводилась антисемитская. А может быть, мы даже к ним и несправедливы в этом смысле — были там антисемиты по призванию, а все больше — просто по должности.

Ничто в его биографии не говорит о нем и как о юдофиле. Если А.Н.Яковлев известен, скажем, своей активной борьбой против антисемитов, за что его даже «записали в евреи», то Ельцин такими делами не занимался. В свое время принял «Память» — убежден, не потому что они антисемиты, а просто потому, что это была популярная «неформальная» организация, а первый секретарь МГК искал контактов с разными неформалами — ну, вот и принял. Но хотя Ельцин и не связывался с антисемитами, они сами с ним связались. «Эльцин», «жена-еврейка» и прочий пахучий шизофренический бред…Антисемиты же ненавидели Ельцина, естественно, не потому, что подозревали в нем «еврея» — в большинстве своем они, все-таки, не до такой степени буйнопомешанные. Нет, конечно, они прекрасно знали, что и он, и его семья — вот уж точно «образцово русские». Но ведь «антисемитизм» — это, как правило, не просто голая ненависть к евреям, вырванная из всякого контекста. Нет, в России (да и во всем мире) антисемитизм — это сложный синдром, где собственно ненависть к евреям занимает далеко не главное место. Тут и национальный фундаментализм, и любовь к авторитарному правлению, и ненависть к «загранице», и фобия свободы. Вполне понятно, что такая публика должна была ненавидеть Ельцина — будь он хоть 1000 раз русским! Вот и ненавидели — за сближение с Западом, за то, что отодвинул от кормушки их гэбэшных кураторов, за то, что он признавал либеральные ценности — свободу СМИ, открытую страну и т.д. Ну, а как еще они могли выразить свою ненависть?! Выражали — на единственно доступном им языке… Зря, правда, старались — Ельцин с высоты своего роста эту мелкую дрянь вообще не замечал (хотя в 1993, в период самого острого противостояния с ВС РСФСР, антисемитская карта была одной из самых главных у «защитников парламентаризма» — не зря же основные бойцы против Ельцина были зоологическими юдофобами — Макашов, баркашовцы. Пришли защищать от «Эльцина» истинно русских людей — Руцкого и Хасбулатова…). Впрочем, повторяю, в том политическом противостоянии самого Ельцина совершенно не волновали никакие национальные сюжеты.

Вообще, отношение Ельцина к «еврейскому вопросу» мне кажется образцовым для сильного, высокого, просто нормального человека: «а в чем вопрос-то, понимаешь?»

А правда — в чем вопрос-то? На этот вопрос ответить труднее всего…

В правительствах Ельцина было много евреев — но это его абсолютно не интересовало. Помню, на вопрос на «открытой линии» с читателями «Комсомольской правды»: «Почему у вас в правительстве одни евреи?», Ельцин вяло ответил: «Ну, почему же одни …» И назвал одного министра с безупречно русским именем-фамилией-отчеством … который был как раз наполовину евреем!

Тогда меня этот ответ неприятно поразил: почему Ельцин не оборвал звонившую, почему не сказал, что его интересует не национальность министра, а его деловые качества? Боится антисемитов, не хочет ссориться?

Потом подумалось другое. Да, не хотел Ельцин жечь порох ради этой дуры. Ну, не волновал его ни с какого бока «еврейский вопрос» — не вздрагивал он, услыхав какую-то антисемитскую глупость, не выделял это в ряду многих глупостей, которые приходилось слышать. А то, что «грубо ошибся» с национальностью своего министра, как раз и показывало — насколько же ему вся эта чушь неинтересна. Как он далек и от антисемитов и от нас, евреев, «объектов» еврейского вопроса» (а многие из нас, как известно, всю жизнь поглощены этим вопросом, как «антисемиты наоборот»). Ельцин не был ни антисемитом, ни «антисемитом наоборот».

Правда, нельзя не заметить, что евреи-журналисты — немногочисленные, но активно-ехидные — сделали все от них зависящее, чтобы испытать на прочность национальную терпимость Ельцина. В самом деле — когда тебя изо дня в день злоехидно долбят агрессивные «писаки» все как на подбор одной национальности — и это при том, что если бы не ты, то висеть бы им головами вниз на фонарях вдоль Садового кольца в октябре 93, то тут и святой взбесится. К этому надо еще добавить, что Ельцин совсем не был святым, а, напротив, ощущал себя все-таки «царем Борисом». И, кстати сказать, в его окружении хватало «практикующих антисемитов» — по крайней мере, такая слава ходила и про Полторанина, и про Коржакова…

Но Ельцин выдержал и это испытание. Антисемиты не сделали его юдофилом, еврейские журналисты не превратили его в антисемита. Он так и остался в этом вопросе абсолютно нормальным — так и не понял, а что же это за «вопрос» такой, понимаешь …

Леонид РАДЗИХОВСКИЙ

lechaim.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий