понедельник, 18 января 2021 г.

КОГО ДОЛЖНЫ БЛАГОДАРИТЬ ЕВРЕИ?

 

Яков Рибинин 

КОГО ДОЛЖНЫ БЛАГОДАРИТЬ ЕВРЕИ?

Недавно скончавшийся Народный артист СССР и первый зампред Комитета Госдумы РФ по культуре, один из самых известных евреев СССР и сегодняшней России Иосиф Кобзон заявлял, что евреи должны сказать «спасибо» и стране, и системе за то, что сегодня они ходят в хедер, что сегодня они поют еврейские песни, что сегодня они просто спокойно ходят: «И мы должны благодарить ситуацию, народ России за такое отношение к себе». То есть, даже Кобзон не считает евреев частью народов России (а их под её крылом более 190 тысяч). Есть евреи – и есть народ России. И нечего смешивать еврейских мух с российскими котлетами! Такого рода мысли и высказывания о необходимости благодарить русский народ вспениваются волнами аккурат к историческим датам, таким, как День Победы, день памяти Холокоста, День независимости Израиля и т.п. «Русский солдат спас евреев Европы», «Сталин вас спас, а вы…», «русский народ вас спас от полного уничтожения в годы второй мировой войны, а ваши абрамовичи сосут из этого народа соки, а ваши познеры оплевывают славную русскую историю и подрывают уникальную русскую духовность…» и т.д., и т.п. То есть, как бы, надо бы не только поблагодарить, но и извиниться... И я решил посмотреть, кто кого в истории благодарил и кто перед кем извинялся. И, как выяснилось, извиняющихся оказалось гораздо больше. Власти США официально извинились перед коренными жителями Северной Америки за непродуманную политику и насилие в отношении индейцев, грабежи и нарушения соглашений с коренным населением Северной Америки. Президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос принес извинения индейским племенам за массовое истребление и разрушение их поселений в начале 20- го века. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ упомянул об искреннем раскаянии и принес извинения мировой общественности и, прежде всего, азиатским соседям за действия японских властей во время второй мировой войны. Но больше всего извинений лидеры разных стран принесли как раз таки евреям. В 1970 году канцлер ФРГ Вилли Брандт, находившийся с государственным визитом в Польше, стоя перед памятником героям и жертвам Варшавского гетто, просто опустился на колени. Он не стал ничего говорить. Да этого и не требовалось. Он молча каялся за всю нацию, в том числе, и за тех, кто не желал и не собирался каяться. Премьер-министр Дании извинился за то, что во времена второй мировой войны правительство страны высылало евреев в нацистские концентрационные лагеря. Датчане помогли большей части евреев покинуть страну и переправиться в нейтральную Швецию. Как выяснилось впоследствии, 19 евреев были выданы Германии. И Дания за это извинилась. В 2000 году премьер-министр Финляндии Пааво Липпонен извинился перед еврейской общиной от имени правительства и финского народа за выдачу восьми еврейских беженцев. Вблизи Хельсинки установлен обелиск с выбитыми на камне именами этих восьми евреев. А еще в 1971 году группа финских добровольцев основала в Израиле общинное поселение Яд ха Шмона – «В память о восьми», увековечив тем самым память о восьми выданных финских евреях. Премьер-министр Бельгии Элио ди Рупо принёс официальные извинения за геноцид во время второй мировой войны на церемонии в память 70-летия депортации евреев в нацистские концентрационные лагеря в 1942 году. Глава правительства Канады Джастин Трюдо принес официальные извинения еврейскому народу за то, что в 1939 году его страна отказалась принять евреевбеженцев, прибывших на корабле «Сент-Луис» из нацистской Германии. «Я искренне надеюсь, – сказал он, – что мы сможем пролить свет на эту болезненную главу нашей истории... чтобы этот урок никогда не был забыт. Антисемитизму, ксенофобии и ненависти нет места в этой стране или где-либо в мире». Выступая в израильском Кнессете, Президент Украины Петр Порошенко извинился перед евреями за преступления отдельных украинцев в годы Холокоста. Ещё в 1991 году, когда в Киеве отмечали 50-ю годовщину событий в Бабьем Яру, первый президент Украины Леонид Кравчук извинился перед Вилли Бранд. Варшова 1970 г. еврейским народом от имени украинского народа. Причём, свою речь он закончил на идише! Там же, в Киеве, на 69-ю годовщину трагедии в Бабьем Яру двести немецких граждан из города Тюбинген провели Марш жизни. Как минимум, у сорока из них деды и прадеды принимали непосредственное участие в войне в Украине, а некоторые даже участвовали в карательных акциях в самом Бабьем Яру. Немцы образовали две колонны и прошли тем самым путем, которым вели на расстрел евреев в 1941 году и который с тех пор называется «Дорогой смерти». Так публично извинились они перед евреями за злодеяния своих родственников. Самые болезненные точки соприкосновения в этом вопросе на сегодня, как впрочем, и вчера, были и остаются у Израиля с Польшей. Ни для кого не являются секретом факты кровавых злодеяний «некоторых представителей польского народа» по отношению к евреям, как во время, так и после войны. К сожалению, поляки были не одиноки в своей нелюбви к «богоизбранным», но Польша пошла дальше всех, издав закон об уголовной ответственности за упоминание участия поляков в Холокосте. Нет, вы не думайте, в 2018 году президент Польши Анджей Дуда всё же извинился перед польскими евреями. Правда, не за Холокост, а за то, что в 1968 году компартия Польши изгнала евреев из страны. А польский премьер-министр напомнил, что «были при Холокосте преступники как среди поляков, так и среди евреев». Другими словами, он не видит разницы между поляками, помогавшими уничтожать евреев, и еврейскими коллаборационистами. Польша на данный момент остается единственной страной Европейского союза, которая не приняла всеобъемлющего закона о реституции частной собственности, изъятой в свое время у евреев. Но, и в то же время нельзя забывать, что самое большое количество «праведников мира» тоже среди поляков. Но так устроен человек: плохое помнится дольше. В Польше ещё в 1997 году был принят закон «Об отношении государства к еврейским общинам в Польской республике», по которому еврейской общине компенсировалось лишь культовое имущество, но категорически отказывалось в выплате компенсаций жертвам Холокоста. Принятый Конгрессом США и подписанный президентом Трампом в 2018 году Закон 447 – «Справедливость для выживших, оставшихся без компенсации» – может исправить это упущение. Кстати, о выплатах и компенсациях, которые однозначно показывают, кто кому что должен. Первой в списке, и это правильно, выступила Германия. 10 сентября 1952 года первый канцлер ФРГ Конрад Аденауэр подписал с Израилем Люксембургское соглашение, по которому обязался выплатить ему репарации в размере 3 миллиардов марок (ВВП страны составлял на тот момент 140 миллиардов марок). И хотя далеко не все в стране приветствовали этот шаг канцлера, делал он это из высоких моральных и этических соображений. «Это не было обычным договором между двумя государствами, – писал канцлер, – есть нечто высшее, чем хорошие гешефты». Это был только один договор, первый. По различным источникам, Германия выплатила Израилю до настоящего времени более 60 миллиардов долларов. В Венгрии «Закон о компенсации» был принят в июне 1991 года. Впоследствии этот закон был дополнен другими нормативными актами. Общая сумма компенсации составила около 100 млрд форинтов. В Норвегии в 1998 году правительство приняло решение выплатить 450 млн норвежских крон — ту сумму, которая была конфискована норвежским казначейством во время второй мировой войны. О процентах за более чем 50 лет разговора не было. В 2008 году правительство Бельгии, банки и страховые компании пришли к соглашению с еврейской общиной страны о выплате компенсации еврейским семьям, пострадавшим в годы Холокоста. Общая сумма выплат составит 110 миллионов евро. В 2009 году правительство Литвы издало закон о выплате еврейской общине компенсации в размере 37 млн. евро до 2022года. В 1998 году Германия и ещё 43 государства подписали, так называемые, Вашингтонские Церимониальный Марш жизни к Бабьему Яру. Киев 2010 г. Немка слушает рассказ о Бабьем Яре принципы, по которым обязывались возвращать бывшим владельцам незаконно изъятые у них картины и после истечения срока давности, в том же году Австрия приняла Закон о реституции. На основании этого закона пять картин Климта, и среди них «Золотая Адель», находящихся в государственном музее, были возвращены законным наследникам. Ну, а теперь поразмыслим над темой «благодарности» евреев Красной Армии и лично товарищу Сталину за спасение. У Красной Армии, как и у армий антигитлеровской коалиции, не было задачи спасения евреев — была задача победы над врагом. Ценой ужасных жертв она была решена. А как же со спасёнными евреями? А это, прошу прощения за цинизм, побочный продукт. Хотя у товарища Сталина был шанс спасти часть европейских евреев. После разгрома панской Польши Гитлер через Адольфа Эйхмана предложил Сталину принять всех польских евреев. Сталин от этого предложения вежливо уклонился, на что были, естественно, весомые политические, да и практические соображения. Спасать польских евреев Советский Союз отказался. Ладно. Допустим, что это были «чужие» евреи. Немецкая оккупация охватила территории, на которых до июня 1941 года проживало 4.095.000 евреев. Из них сумело избежать оккупации 1.200.000 - 1.400.000 евреев, то есть, менее трети. Вместе с теми, кто с довоенного времени проживал на неоккупированной территории (а их было 760.000), общее число евреев, избежавших немецкофашистской оккупации и геноцида, составило примерно от 2.000.000 до 2.200.000 человек. Утверждая, что Сталин спасал «своих» евреев, очень часто ссылаются на довольно высокий процент евреев среди эвакуированного на восток населения. Действительно, по данным ЦСУ СССР от 15 сентября 1941 года, доля евреев среди эвакуированных, не включая детей из эвакуированных детских учреждений, составляла 24,8%. Таким образом, евреи находились на втором месте после русских (52,9%). Но это не было результатом политики СССР по спасению евреев. В Советском Союзе не было «Программы по спасению евреев». Этому есть совсем другое объяснение. Во-первых, евреи лучше других понимали всю опасность своего положения, и слухи о происходящем с евреями на оккупированных территориях заставляли их бежать. Во-вторых, в постановлении Совета по эвакуации предпочтение при эвакуации получали: рабочие и инженеры вывозимых предприятий, научные кадры, семьи командиров РККА и госбезопасности, семьи работников аппарата... А как раз в этих эвакуируемых группах населения доля евреев была существенно больше их доли в населении в целом. Вот откуда совсем другие проценты. А теперь по поводу темы, что «русские» спасли «евреев», освободив концлагерь Освенцим (АушвицБиркенау). Освенцим был крупнейшим и наиболее долго просуществовавшим из нацистских лагерей уничтожения, поэтому он и стал одним из главных символов Холокоста. Прошу прощение за длинную цитату из написанного историком Марком Солониным но, на мой взгляд, она того стоит: «Что касается Освенцима, то в этом вопросе вообще все просто: к моменту освобождения концлагеря живых евреев там практически не осталось. 28 января 1945 года начальник политотдела 60-й армии генерал-майор Гришаев доложил начальнику политуправления 1-го Украинского фронта генерал-майору Яшечкину, что в Освенциме и его филиалах найдено несколько тысяч узников: «Все крайне истощены, плачут, благодарят Красную Армию. Люди – многих национальностей, но евреев не встречал. Узники говорят, что все они были уничтожены». Донесение от 30 января с подзаголовком «Об освенцимском концлагере» заканчивалось аналогичным выводом: «В лагере Освенцим освобождено 2 тысячи узников, в Бжезинке 2,5 тысячи, в других по 500–800 человек. Евреи уничтожены полностью». Очень может быть, что среди освобожденных было несколько десятков евреев, но принимая во внимание, что по самым аккуратным и сдержанным подсчетам в Освенциме погибло порядка 800– 900 тыс. евреев, говорить о «спасении» не приходится». Это то, что касалось еврейской части темы, но если быть очень придирчивым к этнической принадлежности освободителей, то хочу заметить следующее. Когда понятия «русский» и «советский» смешивают на Западе, это простительно, но когда это делают наши бывшие соотечественники, это как-то не совсем кошерно. Как следует из «Донесения о списочной численности военнослужащих по социальнодемографическим признакам 60-й армии 1-го Украинского фронта по состоянию на 1 января 1945 года», в рядах этого соединения (которое и освободило Освенцим) русских и украинцев было примерно поровну. В таблице указано, что русских в 60-й армии было более 42 тыс., а украинцев – более 38 тыс., еще 1210 военнослужащих составляли белорусы и около 8000 военнослужащих более чем 30 национальностей. Так что, «нерусских» оказалось даже больше, чем русских. Самыми многочисленными, после первых трёх национальностий, были татары – 1088 и... евреи – 1073. Обратите внимание, что «воевавшие на ташкентском фронте» евреи оказались пятыми по количеству среди освободителей Освенцима. Опять что-то не так с этими процентами? Когда зимой 42–43-х годов Красная Армия начала свой освободительный поход от Волги до Буга, спасать было уже некого. В немецкой зоне оккупации погибли практически все евреи. Несколько тысяч были спасены беспримерным мужеством местных жителей, несколько десятков тысяч смогли уйти в лес, в партизанские отряды (так, в Барановичской области Белоруссии евреи составляли 12% всех партизан, в Лидской партизанской зоне – 25%). Немало евреев сражалось и в рядах польской партизанской Армии Крайовой. Даже в бандеровской УПА были евреи. И где, скажите, здесь Сталин? Красная Армия не только не освободила евреев из нацистских печей, но и фактически ничего для этого не сделала. Ни один лагерь, а о существовании некоторых из них было известно едва ли не с начала войны, не был уничтожен авиацией ВВС РККА. Ни один крематорий не был разбомблен. Ни одно восстание не было поддержано извне. СССР и предки сегодняшних «дедывоевали» не особо переживали из-за миллионов сограждан, сгорающих в печах лагерей смерти. Более того, по окончанию войны СССР постарался сделать все, чтобы даже память о загубленных евреях растворилась в туманной формулировке «погибших советских граждан». Тенденция не особенно изменилась и у преемника. Я говорю о совсем недавнем, круто распиаренном российском фильме Константина Хабенского о том, как русские(!) солдаты подняли восстание в лагере «Собибор», чем спасли евреев – жалких покорных овец на заклании — от позорной смерти. И ведь никому нет дела до того, КАК это несколько русских солдат оказались в лагере для уничтожения исключительно евреев — оказались узниками, а не охранниками? А чтобы сомнений у зрителя не осталось, кто есть кто, ближайший соратник будущего предводителя восстания – человек с явно нееврейской внешностью и, наверное, потому решительный и отчаянно смелый – говорит с сомнением Печерскому: «Пархатые! Уйдем без них…» А ведь фильм сделан сегодня. Что это – возраждённый соцреализм? В той войне еврейский народ для защиты СВОЕЙ Родины дал Красной Армии 500 тысяч солдат и офицеров. И разве кто-то думал говорить евреям «спасибо» за «катюшу», за танки Т-34 и ИС, за самоходные орудия СУ, ИСУ и двигатели к ним, за самолёты серии ЛА и самоходной установки СУ 125, за самый мощный в Красной Армии 160мм миномёт? Конечно же, нет! Это всё было само собой разумеющимся. А была бы без всего этого Красная Армия той Красной Армией, которая водрузила Знамя Победы? А вы знаете, что противотанковые ежи, ставшие символом героической обороны, оказывается тоже «картавили»? Я уже не говорю о том, что практически вся организационная работа по переброске основных военных предприятий за Урал, организация и руководство их работой, бесперебойное обеспечене фронта вооружением, боеприпасами и новыми разработками руководилась, в основном, евреями. Так что, извините, товарищи «русские патриоты», но извиняться евреям, вроде, и не за что. Евреев не спасали политики, государства, полководцы. Евреев спасали люди. Бойцы Красной Армии, партизаны, простые граждане на оккупированных территориях России, Украины, Польши, Франции, Голландии и всех стран Европы. Это «праведники мира», как их теперь называют в Израиле. Пока немцы-нацисты убивали евреев, другие немцы спасали их с риском для жизни, не меньшим, чем на поле боя. Пока украинские эсэсовцы, русские власовцы и прибалтийские фашисты расстреливали евреев, другие русские, украинцы, латыши, литовцы и эстонцы рисковали собой и гибли за наше спасение. Вот этим ЛЮДЯМ, и только им, евреи говорят: «Спасибо», – и передают благодарную память о них своим детям и внукам

Комментариев нет:

Отправить комментарий