Загадочные
финикийцы и мы.
Борис Гулько
Обычно народы не
исчезают бесследно. Остатки наших спутников по прошлой эре неожиданно
выныривают из истории. Некоторые из этих народов два тысячелетия назад приняли христианство
и позже были перемолоты нашествием мусульман. Так в Египте живут от 6 до 20 млн
(зависит от того, кто считал) коптов-христиан, потомков древних египтян. В начале
бесчинств на Ближнем Востоке ИГИЛа во Францию и в США приезжали просить защиту от
геноцида (и не получили её) главы церквей халдеев и ассирийцев. А потомки
брата-близнеца нашего праотца Якова Эйсава-Эдома эдомитяне,
завоёванные в конце II в. до н. э. Йехонаном Гирканом I, были им насильно обращены в иудаизм и растворились среди
евреев (считается, что это единственный такой народ).
Но ни эдомитяне,
ни ассирийцы, некогда отправившие в изгнание 10 колен израилевых, не повлияли
на духовную жизнь евреев. Чего не скажешь о «народе моря» финикийцах. Центрами
их обитания были прибрежные Тир и Сидон, там, где сегодня Ливан. После
завоевания евреями Земли Израиля под руководством Йегошуа бин Нуна вся эта
территория досталась колену Ашера. КЕЭ сообщает, что колено Ашера, в отличии от
других колен Израилевых, аборигенов не уничтожило и не изгнало, а частично смешалось
с ними. Циклопедия идёт дальше, утверждая, что «именем Ашерова колена названа
народность, которую греки называли финикийцами».
С востока к
территории колена Ашера примыкал надел колена Звулуна – евреев-мореплавателей.
Похоже, столица финикийцев Тир была смешанным городом мореплавателей – и
финикийцев, и евреев. В Тире был похоронен сам Звулун.
В ТАНАХе финикийцы впервые упоминаются в
рассказе о переносе царём Давидом столицы евреев в Иерусалим: «И прислал Хирам,
царь Тира, послов к Давиду и кедровые деревья, и мастеров по дереву, и мастеров
по камню для стен; и построили они Давиду дом» (Шмуэль II 5:11). Постройка дома царю – акт религиозного характера. В псалме 127
говорится: «Когда Господь
не возводит дом, тщетно трудятся строители». Тем более – дом царя.
Сменился у
евреев царь, и настал центральный момент в организации нашего богослужения:
возведение Иерусалимского Храма. Царь Шломо начал его письмом к другу его отца Хираму:
«…прикажи нарубить для меня кедров с Леванона… ты знаешь, что у нас нет никого,
кто бы умел рубить деревья так, как Сидоняне. И было, когда услышал Хирам слова
Шломо, то очень обрадовался и сказал: благословен ныне Господь, который дал
Давиду сына мудрого» (Царства I 5:20-21).
Возведение Иерусалимского
Храма стало совместным проектом Шломо и Хирама. Идея принадлежала Шломо – он
был пророком. А исполнение… «И послал царь Шломо взять из Тира Хирама, сына
одной вдовы из колена Нафтали. Отец его, тирянин, был медником. А он исполнен
был мудрости, разума и умения делать всякие вещи из меди. И пришел он к царю
Шломо, и делал у него все работы» (7:13). Если вам двух Хирамов мало, то в
Хрониках (2:13) царь Хирам пишет Шломо: «Итак я посылаю [тебе] человека умного,
имеющего знания, Хирама-Ави, сына одной женщины из дочерей Дановых, – а отец его тирянин,
– умеющего делать изделия из золота и из серебра, из меди, из железа, из камней и из дерев, из пряжи пурпурового, яхонтового цвета, и из виссона, и из багряницы, и вырезывать
всякую резьбу…»
Эти – второй и
третий Хирамы определённо были евреями, хотя матери их принадлежали разным
коленам. А первый? Он благословляет Господа как положено иудею. С евреями
связал благополучие и жизнь своего царства: «Хирам, царь Тирский, доставлял
Шломо деревья кедровые и деревья кипарисовые, и золото, –
по его (Шломо) желанию, – тогда царь Шломо дал Хираму двадцать городов в земле
Галилейской» (9:11). То есть еврейские города управлялись Хирамом. Мог ли Шломо
дать такой царский подарок постороннему?
Да и не был
Хирам независимым царём: «Шломо владел всеми
царствами от реки Евфрат до земли Филистимской и до пределов Египта» (5:1). То
есть Финикия являлась частью государства Шломо.
Сохранилась
поныне гробница Хирама. Только вот незадача – не понятно которого – царя или одного
из строителей? А от Хирама-строителя ведут свою генеалогию «вольные каменщики»,
масоны, «строители Храма». Поэтому какой-то из этих двух трудящихся Хирамов –
их культовая фигура. Интересно – который? Гробница Хирама почитается масонами.
Из этой истории
мне стала наконец понятной обзывалка «жидомасоны». И
Храм еврейский, и строители его оба Хирама – евреи. Потому масоны – чистые жидомасоны.
Да и мы, ежедневно молящиеся о восстановлении Храма, тоже.
Финикийцы
говорили на одном с евреями языке, у нас с ними был схожий алфавит. Бизнес тоже
был общий: «И флот сделал царь Шломо в Эцйон-Гэвэре, что при Эйлате, на берегу
Ям-Суф (Красного моря) в стране Здом. И послал Хирам во флот рабов своих,
корабельщиков, знающих море, со слугами Шломо. И прибыли они в Офир, и взяли
оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Шломо» (9:26-28). А позже: «Таршишский флот у царя (Шломо) был на море с
флотом Хирамовым; раз в три года приходил Таршишский флот, привозивший золото,
и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов» (10:22).
Таршиш нередко поминается
в Танахе, например в книге Ионы: «И встал Иона, чтобы убежать в Таршиш от Господа,
и сошел в Яффо, и нашел корабль, идущий в Таршиш» (1:3). Чей это был город –
финикийцев или евреев? Видимо, общий. И находился он, вероятно, на юге Иберийского
полуострова. Я думаю, что это древний Тартесс, располагавшийся недалеко от
прелестного Кадиса, самого старого города Европы, основанного финикийцами в
районе 1100 года до н.э. Оттуда тысячелетия спустя отправлялись экспедиции в
Америку.
Просто
разбираться с еврейской историей. Она – от Адама и
Евы до строительства Второго Храма – зафиксирована в ТАНАХе. Потом описана
Иосифом Флавием. Много рассказано в Талмуде. Параллельно трудились разные Геродоты
и Тациты – можно сравнивать. Не так просто с финикийцами.
Своей религии
финикийцы, полагают, не имели. Находят знаки присутствия у них чужих богов,
например богини сексуальности Астарты (имевшей у разных народов схожие имена).
Но ведь и про проступок нашего великого царя рассказано: «И последовал Шломо за
Астартой, божеством Сидонским» (11:5).
Конечно, влияние мощной еврейской религии на
финикийцев было велико. Царь Хирам в приведённых выше словах о царе Шломо благословляет
Господа как заправский иудей. Евреи же переняли от финикийцев искусство
международной торговли.
Финикийцы прославились
как великие авантюристы. На своих судёнышках они исследовали всю ойкумену и
совершили невероятное путешествие вокруг Африки. Геродот записал: «Финикияне
вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к
берегу, и в какое бы место в Ливии (Ливией тогда называли всю Африку) ни
попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора
урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Геракловы
Столпы и прибыли в Египет. По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит,
кто хочет), во время плавания вокруг Ливии солнце оказывалось у них на правой
стороне». Мы то, умные, понимаем, почему после пересечения экватора
путешественники видели солнце с «неправильной» стороны.
Еврейские
источники утверждают, что это было предприятие евреев. Может быть, оно было
совместным?
По всему
средиземноморью финикийцы основали множество колоний. Самая знаменитая из них –
Карфаген, страна великого Ганнибала. А потом финикийцы в средиземноморье
исчезли, зато появилось там множество поселений евреев. В популярной в Америке
книге по истории для молодёжи я вычитал естественное предположение, что
финикийцы наконец сделали свой выбор и приняли иудаизм.
Подтверждением
этой гипотезе служит запись уроженца северной Африки выдающегося христианского
теолога Тертуллиана, автора формулы «Верую, ибо абсурдно», жившего 3 столетия
после Ганнибала: «Жители провинции
Африка (римское переименование завоёванного ими ненавистного Карфагена,
доставшееся всему континенту) соблюдают субботу, праздничные дни, а также
законы о еде евреев». Становится таким образом понятной многочисленность в
следующие века еврейского населения Пиренейского полуострова. С 575-го до 206 года до н. э. южная половина
его принадлежала Карфагену. Именно в этой части полуострова находились
еврейские поселения.
После катастрофы Иудеи 1-2 веков н. э. главной для нас
территорией на Западе, как Вавилон на Востоке, стали северная Африка и Пиренейский
полуостров. Есть свидетельства, что тамошние жители не различали финикийцев и
евреев, считая их одним народом. А в наше время существует версия, что евреи-сефарды, внешне заметно отличающиеся от ашкеназов – потомки
принявших в ту пору иудаизм финикийцев. Как компромисс могу предположить, что сефарды
– результат смешения евреев с принявшими иудаизм финикийцами.
Возможно, в этом слиянии двух народов кроется разгадка происхождения
величайшего мореплавателя и авантюриста всех времён – Христофора Колумба. Он
был рождён в семье маранов, то ли переселившихся из Испании в Геную, то ли
живших на Мальорке. Сам Колумб утверждал, что является потомком царя Давида.
Предприятие Колумба, если принять за чистую монету его
объявленное намерение открыть путь в Индию, выглядит чистым безумием. К его
времени люди уже представляли себе размер Земного шара, и пересечь одним махом
Мировой океан надежды не было. Колумб знал об этом. Он был близок с великим
еврейским астрономом и историком Авраамом Закуто,
пользовался в плавании его астрономическими таблицами и его астролябией,
усовершенствованной учеником Закуто Висиньо. Колумб, возможно, владел кое-какой
информацией...
Существуют смутные сведения, почти догадка, будто
финикийцы добирались до Нового Света. Если это могло дойти до нас, уж наверное
дошло до Колумба. Отправиться с ним в плаванье, ничего не зная о противоположном
береге, вернее зная, что его практически нет – на это могли решиться только
заключённые тюрьмы с долгими сроками, из которых Колумб набрал команды двух
своих каравелл и флагманской каракки. Экипаж одного судна был чисто еврейским.
В пути, отчаявшись достичь берега, команда взбунтовалась
и потребовала повернуть назад. Колумб еле испросил у моряков ещё 3 дня пути. На
утро третьего дня они увидели птицу. Где птица – там должен быть и берег.
В последней книге своих
воспоминаний Колумб утверждал, что ключом к его экспедиции
являлся стих 14-го псалма его предка царя Давида: «Да придёт с Сиона спасение
Израилю!». Он, видно, считал, что открывает преследуемым евреям новый Сион. Действительно
Америка долго являлась убежищем для ашкеназов, для потомков финикийцев сефардов,
для восточных евреев. Сейчас, когда в Америке крушат статуи Колумба и евреям
стало небезопасно показываться на улицах Нью-Йорка в их традиционном облачении,
строка псалма, вдохновлявшая Колумба, возвращает себе первоначальный смысл.
Комментариев нет:
Отправить комментарий