воскресенье, 22 ноября 2020 г.

Вадим Малин | Винни Пух в cтране Фантазий Альтруизма

 

Вадим Малин | Винни Пух в cтране Фантазий Альтруизма

Любой американец сегодня ответит вам на вопрос, что такое социализм. Многие одобряют социализм, потому что верят, что социалисты отбирают богатство у очень состоятельных людей.

Photo copyright: Elvert Barnes. CC BY-SA 2.0

Всё же большинство людей, особенно те, кто жил при социализме, отвергают его, потому что они твёрдо знают, что социализм – это замаскированный грабёж всех, не только богатых, причём с применением насилия, если жертвы отказываются подчиниться.

Но если вы спросите этих же людей, что такое альтруизм, большинство будет озадачено, и очень немногие смогут ясно объяснить, что это такое. Многие верят, что альтруизм – это что-то хорошее, а альтруисты – это добрые и бескорыстные люди, которые всегда готовы помочь другим. Но некоторые считают, что быть добрым и бескорыстным недостаточно, альтруисты должны жить для других.

Почему такая путаница, когда речь заходит об альтруизме? Ясно только одно – социалисты всех мастей поддерживают и пропагандируют альтруизм. Может быть, альтруизм каким-то образом связан с социализмом?

Позвольте мне ответить на этот вопрос. Нет, я не собираюсь цитировать Маркса или Сандерса. Я сделаю это при помощи … аллегории.

Представьте себе, что грабитель подкараулил вас в тёмном переулке. Обычно грабители неохотно и не сразу применяют насилие, поэтому грабёж совершается в два этапа.

На первом этапе грабитель пытается убедить вас отдать ваш кошелёк добровольно. Чтобы жертва не передумала, он может применить угрозы: давай деньги или…!

При отказе грабитель переходит ко второму этапу – насилию, чтобы отобрать ваш кошелёк.

Но причём здесь социализм и альтруизм? Так вот. Если социализм  это грабёж, то альтруизм – это первый этап этого грабежа, когда социалисты пытаются убедить свои жертвы: отдайте добровольно всё, что вам принадлежит, или …!

Но как можно успешно убедить всё общество расстаться со своей собственностью без лишнего шума, сопротивления или конфронтации? Ведь это противоречит самой сущности человеческой природы! Для этого имеется безотказный метод – они начинают с наших маленьких детей. Этой теме и посвящен этот рассказ – один из увлекательной серии об альтруизме.

Миллионы зрителей любят знаменитый американский мультипликационный фильм «Винни Пух и Ветреный День» – волшебное окно в ностальгический мир нашего далёкого детства, которое к нам уже никогда не вернётся. Этот фильм, награждённый премией Оскар, был создан киностудией Уолта Диснея в 1968 г. на основе книг известного английского писателя Алана Александра Милна.

Книги Алана Милна об очаровательном игрушечном медвежонке Винни Пухе являются одними из самых любимых произведений в мировой детской литературе. Они рассказывают о похождениях Винни Пуха и его друзей, среди которых выделяются общественный организатор Кролик, бескорыстный поросёнок Пятачок, печальный философ ослик Иа, мать-одиночка кенгуру Канга, резвый тигрёнок Тигра и другие игрушечные и живые зверюшки. Они, как и Кристофер Робин, единственный мальчуган в этой компании, живут в волшебном месте под названием «Стоакровый лес».

Во второй книге Милна «The House at Pooh Corner» (в русском издании «Винни Пух и все-все-все») в самом конце девятой главы, после кучи забавных, смешных и весёлых приключений, появляется очень короткий, ничем не выделяющийся эпизод.

Поросёнок Пятачок делает «благородную вещь» – он отдаёт свой домик бездомной Сове, чей дом, расположенный на дереве, снесло ветром во время бури. Медвежонок Винни Пух гордится «героическим» поступком Пятачка и, понимая, что тому теперь негде жить, разрешает ему остаться жить у себя дома.

Казалось бы, такой незначительный эпизод, но он трогает нас до глубины души. «Иногда самые незначительные вещи занимают больше всего места в нашем сердце» замечает автор.

Однажды я наткнулся на горячую дискуссию в интернете по поводу благородного поступка Пятачка, уступившего свой дом бездомной Сове. Дискуссию открыл один из почитателей творчества А.А.Милна, который спросил, не зашли ли авторы книги и мультфильма слишком далеко в промывании мозгов наших дошкольников альтруизмом, который является важной частью идеологии социализма.

Я не принял участия в этой дискуссии, но некоторые комментарии удивили меня своей наивностью и невежеством. По всей видимости, читатели и зрители так сильно любят эти смешные персонажи, что просто упускают некоторые подсознательные послания книги и мультфильма.

Вот примеры запоминающихся высказываний (и мои комментарии – я просто не cмог удержаться).

Эмоциональный комментарий убеждённого альтруиста: “ Я чувствую всегда радостный подъём, когда я встречаюсь с такой добротой и безкорыстностью! Вместо того, чтобы критиковать Пятачка-альтруиста, мы должны восторгаться им и праздновать его героическую попытку уменьшить проблему бездомности».

Одну минуточку! Это не доброта! Доброта не должна уничтожать дающего. Бескорыстный альтруист Пятачок, который отдал свой дом бездомной Сове, сам стал бездомным. А бездомная Сова, которая без зазрения совести вселилась в его дом и стала домовладельцем, проявила беззастенчивый эгоизм. Известный английский философ Герберт Спенсер был прав – экстремальные акты альтруизма рождают себялюбие и эгоизм.

В итоге, самопожертвование Пятачка ничего не изменило. Оно не уменьшило число бездомных и не увеличило число домовладельцев. Так почему же автор этого комментария впадает в такую эйфорию?

Да потому, что для альтруиста важны не результаты, а сам процесс свершения добрых дел, приносящий чувство удовлетворения.

А вот признание молодой мамы: «Ой, да бросьте вы ваш альтруизм, социализм! Не надо преувеличивать! Это очень смешной фильм, снятый специально для детей. Мне нравится пример Пятачка, который учит детей помогать другим, попавшим в беду!».

Красивые слова, мама! Но это не помощь! Пятачок не даёт и не собирает пожертвования, не помогает искать новый или отстраивать старый дом для Совы и не оказывает другой посильной помощи – он просто жертвует собой. Но, по большому счёту, самопожертвование никогда не помогает никому! А пример Пятачка учит детей, что жертвовать собой – это самый благородный и высокоморальный способ помогать другим. Недаром Пятачок прославляется в книге как герой, а его поступок – как геройский и благородный.

И дети быстро усваивают урок: «Эй, это так здорово отдавать свой дом бездомным! Можно заслужить похвалу!».

Этот урок учит, что каждый должен иметь свой дом, причём бесплатно, чтобы сделать мир лучше для жизни (фундаментальный принцип социализма). Но этот урок не учит, что получить дом бесплатно можно только в мире фантазии. В реальном мире приходится усердно трудиться, чтобы построить свой дом, как это делает каждое живое существо.

К сожалению, два противоположных мира – фантазия и реальность – часто сталкиваются в раздвоенном сознании. Но, к счастью, молодая мама всё ещё живет в реальном мире, поэтому даже и не обещает добровольно уступить свой дом бездомным в обозримом будущем.

Ну, а вот комментарий сделанный, очевидно, детским психологом: «Так называемые альтруистические послания в книге Милна находятся за пределами детского понимания и поэтому, в любом случае, не могут повлиять на них, когда они станут взрослыми. Эпизод, в котором Пятачок отдаёт свой дом, – это просто забавная детская игра, которая не имеет ничего общего с прогрессивными идеями бескорыстности и альтруизма. Если он и выглядит так, то Милн сделал это неумышленно – ведь он написал свою книгу в 1928 году, почти столетие тому назад!»

Хорошо излагает психолог! Но автор биографии Милна Эн Твейт рисует другую картину. Отец Алана Милна, будучи «прогрессивным» директором школы, учил сына быть «бескорыстным и приносить удовольствие другим». Это и стало «источником вдохновения для его детских книг».

Более того, Милн сам утверждал в своей биографии, что «кем становится взрослый определяется тем влиянием, которое на него оказали в детстве». Он также не делал секрета, что его книги предназначены не только для детей, но и для их родителей, которые читают им похождения Винни Пуха перед сном.

Другими словами, Милн сознательно передал свои альтруистические взгляды персонажам своих книг, чтобы оказать влияние как на детей, так и на взрослых,

Что же касается популярности идей марксизма, социализма и альтруизма в 1928 г. на родине Милна в Англии, то они были так же популярны и в либеральном Голливуде в 1968 г., когда Дисней снял свой шедевр. Взгляните на либеральный «Стоакровый ГоллиВуд» сегодня – ничего там не изменилось за последние полстолетия тоже, только площадь увеличилась до 135 акров.

Наивные и невежественные разглагольствования детского психолога, видящего в поступке Пятачка невинную и забавную детскую игру, разбудили во мне воспоминания о моём «счастливом» детстве, которое прошло в месте, напоминающем в некотором смысле, Стоакровый лес, только немного больше.

Видите ли, я рос в стране несбыточных фантазий альтруизма – СССР. Всем детям там в обязательном порядке приходилось слушать восторженные истории, так похожие на похождения Пятачка, в детских садиках и пионерских лагерях. А еще и мамы читали нам похожие детские книжки перед сном, где советские Пятачки совершали такие же «благородные» поступки.

Были и другие зверюшки, персонажи и события, но идея была такой же – ты должен отдавать всё и жертвовать всем, что ты имеешь, потому что ты должен жить для других. Никто при этом не делал секрета, что эти так называемые «другие» – это Ленин и Сталин, коммунистическая партия и правительство.

Я живой свидетель того, как социалистическая пропаганда работает и какое влияние она оказывает на доверчивые и уязвимые умы малышей и дошкольников. Поверьте мне, работает безотказно! К первому классу я уже окончил мой дошкольный курс идеологической обработки и стал убеждённым альтруистом, готовым жить и жертвовать для других.

«Готов ли ты отдать всё и жертвовать всем, что ты имеешь за социалистические идеалы и коммунистическую партию»?

«Всегда готов!»

«Готов ли ты пожертвовать своими родителями, чтобы коммунизм восторжествовал во всём мире»?

«Всегда готов!»

Не удивительно, что мои родители опасались критиковать правительство в моём присутствии даже дома. Те, кто недооценивают или преуменьшают значимость таких историй, считая их невинными детскими играми, опасно заблуждаются. Альтруизм – это коварная, смертельная игра.

К сожалению, оригинальный сценарий Диснеевского мультфильма охватывает только период эйфории, когда Пятачок и Винни Пух оказались в стране фантазий альтруизма. Но он не имеет финала. Вы можете только догадываться о том, что случилось с обитателями Стоакрового леса после того, как Пятачок пожертвовал свой дом бездомной Сове.

Позвольте мне показать вам мой собственный сценарий – с настоящим финалом. Он выглядит более реалистично, по крайней мере, с исторической точки зрения – ведь я жил в Стоакровом лесу, если не забыли. Ну, поехали!

Для начала напомню, что в оригинальном сценарии беспечная Сова потеряла свой дом (который она забыла застраховать) и вселилась в другой дом (пожертвованный наивным альтруистом Пятачком по совету госпожи Фантазии). Внезапно Пятачок с болью осознаёт, что он остался без крова над головой. Но, к счастью, Винни Пух пригласил его пожить у себя дома.

Что же было дальше? Вскоре ослик Иа и кенгуру Канга тоже лишились своих домов (в таком лесу ещё и не то бывает). Но после болезненного урока (по альтруизму), преподанного бескорыстным Пятачком (ставшим из-за этого бездомным), никто больше не желает жертвовать свои дома новым бездомным (из-за разбуженного себялюбия). На этот раз госпожа Реальность советует обитателям Стоакрового леса прекратить дорогостоящую игру в альтруизм (враждебную человеческой природе).

Но игра лишь только началась! Так как нет добровольцев, то товарищ Кролик призывается для поддержания альтруистических принципов в Лесу. Он убеждённый альтруист с авторитарными замашками. Ходят слухи, что он социалист (что, в общем, одно и тоже).

Кролик немедленно выпускает указ, что все жители Леса впредь являются членами альтруистического общества. Поэтому ради общего блага все дома временно (навсегда) переходят в собственность Леса по согласию с их владельцами (принудительно конфискуются). Исполнителем своих указов он назначает Тигру.

Но вопреки ожиданиям домов для всех не хватает (альтруизм не строит дома, он забирает их у других). Поэтому их перестраивают в одинаково безликие, коммунально-гостиничного типа здания, гордо именуемые Тараканьими Отелями, где вся жилая площадь разделена на равные части (даже если они не превышают размеры тюремной камеры). Все жители Леса (сейчас все бездомные) обязаны регистрироваться и арендовать одну комнату на семью. Низкая арендная плата субсидируется единственным владельцем всего жилья в лесу – Лесом.

Ликующий Кролик объявляет, что с бездомностью теперь покончено раз и навсегда и что жить в Лесу стало лучше, чем было. Но когда разочарованные Пятачок и Пух хотят выписаться из коммуналки, товарищ Кролик разъясняет им, что те, кто живут в Тараканьем Отеле, выписываться не имеют права. А тех, кто протестует и не желает жить в альтруистическом обществе, всегда голодная Тигра выволакивает из леса ради общего блага.

Мораль: когда добрые и бескорыстные мечтатели-фантазёры (как Пятачок) с хорошими намерениями стараются решить такую проблему, как бездомность, используя такие альтруистические решения, как пожертвование своих домов бездомным, все окажутся в Тараканьих Отелях.

Я послал мой сценарий на киностудию Уолта Диснея. Не понимаю, почему так долго нет ответа!

Ну ладно, пора вернуться от пародии к реальности. (Хотя, как известно, в каждой пародии есть доля пародии). В СССР, самом первом альтруистическом «Стоакровом лесу», социалистические Кролики тоже покончили с бездомностью раз и навсегда. Они экспроприировали всю жилплощадь, превратили всех жителей в бездомных и заставили их арендовать одну комнату на семью в Тараканьих Отелях. А кто был единственным владельцем всего жилья в стране? Коммунистическое государство! Мы с родителями жили в таком Тараканьем Отеле – обшарпанной коммуналке, где мы арендовали одну комнату на троих.

Какая досада для американских социалистов и альтруистов! Ведь здесь при жадном, эгоистичном капитализме две трети из нас («привилегированное меньшинство») всё ещё владеют своими домами, в то время как только 1% арендует субсидируемое государственное жильё. И кто является единственным владельцем такого жилья в стране? Правительство США!

Когда американские Кролики, социалисты и альтруисты объявят нам, что мы живем в альтруистическом обществе, все мы станем арендаторами в Тараканьих Отелях!

Эта история – лишь мимолётный взгляд на вершину громадного айсберга под названием Альтруизм. Альтруизм оказывает непосредственное, глубокое и разрушительное влияние на нашу жизнь. Он очаровывает одних и возмущает других. Он призывает нас быть добрыми и бескорыстными, но в то же время грубо заставляет жить для других. Он призывает нас помогать другим, но вынуждает жертвовать собой, отдавая всё, что мы имеем и даже нашу жизнь.

В медицине есть термин – патологический, который означает болезненный, нездоровый или извращенный. Альтруизм тоже напоминает болезнь. Ведь он может изменить ваше поведение до неузнаваемости, когда вы помогаете другим. Он может заставить вас причинить вред самому себе, когда вы помогаете другим. Или причинить вред даже тем, кому вы намерены помочь. А может ли альтруизм быть своего рода психическим расстройством?

«Не буквально, конечно, но он может выглядеть таким расстройством», – утверждает профессор Окландского Университета (штат Мичиган) Барбара Окли в своей книге «Патологический альтруизм».

Вы можете возразить, что поступок поросёнка Пятачка – это просто фантазия. В реальной жизни никто ещё (в здравом уме) не отдавал свой дом и всё, что он имеет, бездомным, обрекая самого себя на бездомность. Правда, вы можете пойти на это, если вас запугают или заставят силой, но не добровольно.

…Но это не совсем так. Был один такой, который поступил таким образом. Известный учёный и альтруист, он решил жить и жертвовать собой для других, причём добровольно. Жертвуя собой и надеясь, что это улучшит жизнь других. И его поступки были тоже безумными – не буквально, конечно, но они выглядели так.

Но это уже тема для другого захватывающего рассказа из серии об альтруизме. Может быть, я расскажу вам об этом в следующий раз.

Перевод автора

Более подробную информацию об альтруизме вы можете найти в книге “Altruism, the Good, the Bad and the Ugly” by Valdemar Malin (Amazon.com/Books).

Комментариев нет:

Отправить комментарий