вторник, 3 ноября 2020 г.

«5-й пункт. Киев – Ленинград – Москва». Фильм Первый: Киев

 

«5-й пункт. Киев – Ленинград – Москва». Фильм Первый: Киев

Обращение Бориса Мафцира, израильского режиссёра, автора новой документальной трилогии

Photo copyright: foundin_a_attic. CC BY 2.0

В Советском Союзе указание национальности в паспорте и других удостоверяющих личность документах носило обязательный характер. Национальность гражданина записывалась в эту графу на основании национальности родителей. Если их национальность была разная, то гражданин имел право выбирать национальность отца или матери при получении им первого паспорта по достижении 16-летнего возраста. После этого он менять национальность уже права не имел.

5-й пункт eвpeев Киева – это рассказ о последнем поколении советских eвpeев Киева – самого eвpeйского города СССР.

Я беседую с десятками киевлян и веду аудиозапись их воспоминаний.

Они вспоминают о первом понимании своего eвpeйства. Об оскорблениях и побоях. Об отношении окружающих. О страхе. О непонятном чувстве постоянной вины. О непринятии их как своих – полноправных.

О пресечении мечты получить возможности, равные с украинцами, русскими, татарами… – при попытках поступить в институт или университет, в выборе профессии, в поисках работы…

О том, как их желание жить обычной, нормальной советской жизнью стало невозможным из-за отношения власти к ним как к ненадежным – потенциальным изменникам и эмигрантам.

«В послевоенном СССР национальность стала судьбой – в виде пятого пункта советской анкеты. Определяется она только по крови, по национальности родителей. И есть в советском народе одна национальность – ущербная, неблагонадёжная. По сути – позорная.» (Леонид Парфенов).

Была ли у власти определенная цель в ограничениях eвpeев? Или были ли скрытые причины? А если бы все ограничения, а именно – 5-й пункт, были отменены, не привело бы это к растворению eвpeев среди русских и других титульных наций? Предвидел ли кто-либо, что отторжение eвpeев от активного и соответствующего их способностям участия во всех структурах приведет к созданию общности советских иудеев? Группе, понявшей, что они чужие в глазах их соседей. И как логический результат – решение расстаться со страной, которая обещала им равенство и братство – и нарушила эти обещания.

Возможно, что у вас сохранились старые фотографии (1960–1980 гг.), на которых можно увидеть синагогу на Щекавицкой и ее прихожан, события, происходящие в Киеве во время чернобыльской трагедии (конец апреля, 1 мая 1996 года), открытие в 1971 году памятника в Бабьем Яру и мероприятия, проходившие здесь в те годы, и др. Я убедительно прошу прислать отсканированные копии таких ставших уже историей фотографий, которые войдут в наш фильм.

Я заранее благодарен киевлянам, готовым поделиться своими воспоминаниями и фотографиями за период 60–80 годов.

Беседы я веду по ZOOM или Skype. Мой e-mail: 6622122@gmail.com. Мой Skype: boris.maftsir1

Борис Мафцир

Продюсер и режиссер документального кино.

Год рождения – 1947, Рига (Латвия). Дата алии – 1971 г.

Выпускник первого потока отделения кино и телевидения Тель-авивского университета (1976 г.).

С 1977 по 2014 г. – Продюсер Израильской студии документальных фильмов; Директор студии документальных фильмов; Заведующий департаментом культуры и искусства министерства просвещения и культуры Израиля; Генеральный директор Министерства абсорбции Израиля; Генеральный директор представительства Сохнута в России, Беларуси и странах Балтии; Глава программы документального кино – Академический колледж ВИЦО Хайфа; Руководитель специального проекта Яд Вашем – документация имен eвpeев, погибших в Холокосте в СССР. С 2013 – создатель документального проекта о Холокосте на территории бывшего СССР (9 фильмов см. на сайте www.holocaustinussr.com).

До проекта о Холокосте – продюсер и режиссер около 200 документальных фильмов и телевизионных программ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий