суббота, 14 ноября 2020 г.

20 ФАКТОВ О ЕВРЕЯХ ДАНИИ

 

20 фактов о eвpeях и Дании

Тревожные вести из Дании о новой мутации коронавируса среди тамошних норок напомнили мне (воистину нет худа без добра) про написанные мною когда-то 20 фактов о eвpeях и Дании.

1. Датский монарх Кристиан Четвертый известен своим колоссальным вкладом в развитие Копенгагена – он укрепил, возвеличил и украсил столицу, построив в ней дворцы, башни и другие внушительные сооружения. Менее известно, что в 1622 году этот же король впервые разрешил eвpeям – это были семьи сефардского происхождения из Амстердама и Гамбурга, возможно даже марраны – поселиться в Дании, в основанном им же городке Глюкштадт (сегодня он находится на территории земли Шлезвиг-Гольштейн в ФРГ). Унаследовавший Христиана Четвертого Фредерик Третий расширил действие разрешения на всю Данию.

2. Одним из первых eвpeйских жителей Глюкштадта был Биньямин Мусафия, выпускник медицинской школы Падуанского университета, считавшейся тогда лучшей в мире. Как было принято в то время, он был не просто врачом, но и разносторонне образованным человеком, автором работ по каббале и алхимии и даже поэтом. Среди прочего Мусафия написал “Sacro-Medicæ Sententiæ ex Bibliis” – трактат о библейской медицине, а также внушительную работу на тему приливов и отливов. Пиком его профессиональной карьеры стало назначение придворным врачем Кристиана Четвертого.

3. Только к концу 17-го века переехавшим в Данию eвpeям позволили в открытую соблюдать заповеди иудаизма. Многие другие запреты (к примеру, запрет вступать в профессиональные гильды, запрет на учебу в университетах, запрет нанимать слуг-христиан и т.п.) оставались в силе еще десятилетия и даже столетия. Только Конституция 1849 года уравняла eвpeев в правах с другими гражданами страны.

4. В 1766 году в Копенгагене возникла первая синагога, и небольшая eвpeйская община (в это время во всей Дании было около 1800 eвpeев) стала благополучно развиваться. Отношение к eвpeям со стороны датчан было спокойным, антисемитизм практически отсутствовал. Правда, были и исключения. 4 сентября 1819 года в Копенгагене прошли антиeвpeйские погромы, невольным свидетелем которых стал 14-летний мальчик, в этот же день приехавший в столицу. Звали его Ганс-Кристиан Андерсен.

5. Позже Андерсен описал увиденное в своем романе “Всего лишь скрипач”. Eвpeйская тема, разумеется, не была основной в творчестве писателя, но помимо “Всего лишь скрипача” она присутствует еще в нескольких романах и рассказах. В кругу близких друзей Андерсена было несколько eвpeйских семей, и по меркам своего времени он вполне мог считаться филосемитом. Если же рассматривать отношение великого сказочника к eвpeям через призму его сочинений, то иначе как “снисходительная терпимость” его не назовешь: eвpeи не демонизируются, но сплошь и рядом обыгрывается мотив их обращения в христианства.

6. Более правдиво eвpeйскую жизнь в Дании описали литераторы Меир Арон Гольдшмидт и Генри Натансен. В романе “Eвpeй” Гольдшмидт особенно достоверно передал внутренний конфликт, в котором находилась eвpeйская интеллигенция 19 века: с одной стороны, соблазн неeвpeйского общества, с другой, нежелание этого общества принять тех, кто к нему так искренно стремиться. Сам автор тоже пытался балансировать между eвpeйской традицией и окружающим миром. В Дании он считается основоположником независимой журналистики: основанный Гольдшмидтом политико-сатирический еженедельник “Корсар” был моральным компасом либеральной интеллигенции страны.

7. Ну а писатель и театральный режиссер Генри Натансен, живший на поколение позже Гольдшмидта, показал в своих работах, что происходит, когда баланс между eвpeйской традицией и соблазнами ассимиляции нарушается: главная героиня его пьесы “Внутри стен” растет в традиционной eвpeйской семье, где ее окружает забота и любовь, однако она порывает со всем, что олицетворяет семья, и идет учиться в университет, а потом и обручается с преподавателем-неeвpeем к ужасу своих родителей. Не правда ли, знакомый eвpeям всех диаспор образ?

8. Даже далекие от профессиональных шахмат люди наверняка слышали о защите Нимцовича и дебюте Нимцовича. Хотя один из ярчайших звезд великой игры Арон Нимцович родился в Риге, после окончания Первой мировой войны, на пике своей карьеры, он переехал в Данию и начал выступать за эту страну. Несмотря на принадлежность к мировой шахматной элите, экстравагантный гроссмейстер жил в Копенгагене в маленькой съемной комнате. Между прочим, свои способности к шахматному комбинированию он объяснял тем, что с малых лет привык разбираться в хитросплетениях Талмуда.

9. Увиденный юным Гансом-Кристианом Андерсеном погром стал последним в датской истории. Следующая угроза физического уничтожения пришла только с Холокостом. После оккупации страны eвpeи Дании с ужасом ждали дня, когда настанет их черед умирать. Исключение составила только небольшая сионистская организация “Хе-Халуц”, члены которой пытались найти способ бежать из Дании в далекую Эрец-Исраэль. Сначала они пытались прятаться в составах, идущих в Турции. Командир группы Бертил Грасс добрался до Болгарии, прячась между колесами поезда, но потом был пойман нацистами и убит в Освенциме. Попытка других смельчаков прятаться в товарных вагонах также закончилась провалом и отправкой в концлагерь. Тогда активисты “Хе-Халуца” решили бежать морем в нейтральную Швецию, и это им удалось.

10. Через несколько месяцев этот морской путь стал настоящей “переправой жизни”. В конце лета 1943 года немцы решают депортировать eвpeев Дании в концлагеря и даже выбирают дату приведения этого плана в действие: 1 и 2 октября, дни eвpeйского праздника Рош Ха-Шана. Однако анти-нацистки настроенный немецкий атташе в Дании выдал его eвpeйской общине, благодаря чему датское подполье сумело организовать тайную эвакуацию подавляющего большинства eвpeев – примерно 7000 человек – морским путем в Швецию.

11. В отличии от большинства других европейских стран, многие представители датской церкви приняли активное участие в спасении eвpeев своей страны от неминуемой смерти. По инициативе епископа Копенгагена все лютеранские епископы страны подписали письмо с призывом защитить eвpeев от преследований. Немало пасторов оказали практическую помощь бежавшим, а пастор копенгагенской церкви Тринитатис принял на сохранение свитки Торы из Центральной синагоги города и прятал их, спасая от уничтожения немцами.

12. Датчане не бросили и тех eвpeйских сограждан, которых немцы сумели арестовать и депортировать в Терезиенштадт (таких было чуть менее 500 человек). С октября 1943 по апрель 1945 они организовали отправку продуктовых посылок в концлагерь и последовательно требовали освободить “своих” eвpeев, чем, возможно, спасли многих из них от смерти.

13. Среди спасенных с помощью “переправы жизни” в Швецию был и тогдашний фактический главный раввин Дании Маркус Мельхиор, принадлежавший к весьма известному семейству (несколько улиц Копенгагена названы в честь ее представителей). Его сын Бент Мельхиор пошел по стопам отца, перевел на датский Танах и сидур и тоже был главным раввином страны. Другой сын Маркуса Мельхиора Арне Мельхиор стал видным датским политиком.

14. Показательно, что и Арне, и Бент Мельхиор в качестве добровольцев воевали в рядах израильской армии во время Войны за Независимость. За сто лет до этого другой датчанин eвpeйского происхождения, генерал Кристиан Юлиус де Меза, не менее отважно сражался за Данию. Во многом благодаря его находчивости и смелости датчане победили в битве при Истеде, а в 1860-х де Меза стал главнокомандующим датской армией.

15. В числе тех, кто был переправлен в Швецию, был и самый известный датчанин прошлого века – физик и нобелевский лауреат Нильс Бор. Мать Бора, Эллен Адлер, была дочерью состоятельного eвpeйского банкира и парламентария Давида Баруха Адлера и Дженни Рафаэль, также принадлежавшей к eвpeйской банкирской династии. Брат знаменитого физика Харальд Бор тоже прославил родную Данию, причем сразу в двух областях – математике и футболе (он даже играл за сборную Дании на Олимпиаде!).

16. Несмотря на спасение eвpeев в октябре 1943 года, было бы неверно считать датское общество абсолютно лишенным вируса антисемитизма. Наряду с церковными деятелями, прятавшими eвpeев, были и всяко менее привлекательные фигуры, наподобие пастора Бенджамина Балслева. Балслев возглавлял организацию “Israelmissionen”, целью которой было обратить eвpeев в христианство. Еще в 1934 году он опубликовал статью “Расовая борьба в Германии”, в которой оправдывал не только сожжение книг нацистами, но и их стремление решить “eвpeйский вопрос”.

17. После войны eвpeи Дании установили благотворительный фонд в память своих спасителей и назвали его “Спасибо, Скандинавия”. Одним из инициаторов идеи был пианист, дирижер, шоумен и комик Виктор Борге (настоящее имя – Борге Розенбаум). Борге называли “клоун-принцем Дании”, а также “Великим датчанином”. Его “Комедия в музыке” шла на Бродвее 849 раз, в связи с чем Борге попал в книгу рекордов Гиннесса за “самый долго идущий моноспектакль в истории театра”. Даже в возрасте 90 лет он давал до 60 концертов в год.

18. Рассказывая о eвpeях Дании, нельзя не вспомнить архитектора и дизайнера Арне Эмиля Якобсена. Будучи адептом функционального минимализма, Якобсен разработал уникальный стиль, получивший название “Датский модерн”. На его счету знаковые здания, такие как Театр Бельвю и Национальный банк Дании, но, пожалуй, наибольшую известность ему принес дизайн стульев. Среди знаменитых стульев Якобсена был стул-муравей (1952 г.) , вызвавший у публики шок, поскольку у него было всего 3 ножки и не было ручек; стул-лебедь (1958 г.); стул-яйцо (1958 г.) и стул-жираф (1959 г.).

19. В наши дни eвpeйская община Дании совсем мала, а состоявшийся несколько лет назад исламистский теракт показал, что ее будущее под вопросом. Зато на территории Датской королевской библиотеки находится Датский eвpeйский музей, автором необычного дизайна которого является Даниэль Либескинд. Коридоры и переходы музея, по которым движутся посетители, осматривая экспозицию, образуют ивритское слово “мицва” (заповедь).

20. Как и в других странах Европы, нам в Дании нелегко отстаивать израильские позиции среди тамошнего населения, которому промыли голову ложью про “израильскую военщину”. Но я всегда помню и про другое. Когда нашей стране на заре ее существования было особенно тяжело, датчане не гнушались стоять вместе с нами. Например, в 1959 году они демонстративно отправили датский корабль Inge Toft с израильским грузом на борту через Суэцкий канал, который тогдашний египетский диктатор стремился закрыть для Израиля. Хорошее, как и плохое, забывать нельзя.

Ариэль Бульштейн

Комментариев нет:

Отправить комментарий