суббота, 24 октября 2020 г.

«Я себе уже всё доказал» (Про отражение армяно-азербайджанских отношений в моём зеркале)

 


23.10.20

Мирон Я. Амусья,

профессор физики

 

«Я себе уже всё доказал»

(Про отражение армяно-азербайджанских отношений в моём зеркале)

 

Лучше быть богатым и сильным,

Чем бедным и слабым.

Народ

 

«Ах, я чем виноват?» - «Молчи! устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». –

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

И. Крылов

 

          В последние дни, в связи с началом военных действий Азербайджана, поддержанных Турцией, с целью вернуть себе контроль над Нагорным Карабахом, произошло прямое военное столкновение Азербайджана с Арменией, посыпались, помимо разной степени весомости государственных заявлений, многочисленные статьи всевозможных экспертов с прогнозами на будущее конфликта. Я не любитель прогнозов, которые практически всегда есть гадание на кофейной гуще. Но возникло непреодолимое желание если не предсказать будущее, что невозможно, то хотя бы рассказать кое-что из прошлого, что к данной теме имеет отношение.

          С «армянской» проблемой, которая никакой проблемой тогда и не осознавалась, я впервые столкнулся в далёком 1946, в виде своего соученика Р. Ягубяна, или попросту, Робки, позднее ставшего известным спортивным журналистом. Для меня он с детства был опередивший на полстолетия своё время бизнесмен, оригинальный, но также не попавший в надлежащее время и место поэт-сатирик, а вовсе не представитель какой-то «диаспоры» – слова, смысл которого я тогда толком и не понимал. Много позднее я кое-что писал о Ягубяне в заметке «Былое и Думы».

          Присутствие Робки буквально под боком, ежедневное общение с этим очень талантливым человеком, стимулировало интерес и к армянскому народу в целом. Я легко выяснил, что армяне народ древний, давший миру множество знаменитых людей, народ гонимый, во многом просто из зависти к его успехам, к верности своим историческим корням. Сходство с евреями стало для меня очевидно. Как и евреев, их «не было на фронте». И для самозащиты извлекался И. Баграмян, за время войны прошедший путь от полковника до маршала Советского Союза.

          Всё было схоже, пусть и в ослабленном виде, демонстрируя «Сталинскую дружбу народов» в её реальном действии. Вплоть до наличия уничижительного и оскорбительного прозвища «армяшка», которым называли чистильщиков ботинок и туфель. Замечу – аналогичной клички в адрес азербайджанцев, например, я не слышал. Может, прозвища не существовало, или вблизи, в классе просто не было ни одного азербайджанца. Когда я «армяшку» слышал, чувства испытывал сродни тем, что от «жида» или «еврейчика», с той лишь разницей, что армяне большущий период истории, вплоть до сегодняшнего дня, имеют своё государство, а евреи до недавнего времени - нет. Им своё государство пришлось воссоздавать, неся огромные потери, и успех в воссоздании был оплачен большою кровью. Конечно, армянское государство было не независимым, а существовало внутри империи, как его элемент. Впрочем, сходна была судьба и ряда других народов, присоединённых силой или самостоятельно, в поисках защиты от внешних врагов, других народов. Важным для меня фактом, сближающих историю евреев и армян, стала память о Холокосте евреев и массовом уничтожении - Геноциде армян в 1915 -1917 гг. Разумеется, я быстро понял, что помимо сходства есть и существенная разница, но, тем не менее, в моих глазах сходство – убийство по национальному признаку, было важнее различия.

          Судьбе было так угодно, что азербайджанца в нашем классе не было, иначе я, возможно, познакомился бы с другой версией проблемы, именуемой армяно-азербайджанским или армяно-турецким конфликтом. Но познакомиться не значит изменить своего отношения. А проблема эта с годами становилась с одной стороны всё более сложной, однако её однозначность в моих глазах оставалась неизменной. Может, это всё оттого, что мне часть окружающих просто активно мешала быть объективным, добавляя в конце моей фамилии неположенную там букву н, превращая, тем самым, без спросу и основания «лицо еврейской национальности» в армянина.

          Вскоре мне пришлось в очередной, хотя уже отнюдь не в первый раз в жизни, решать для себя вопрос «С кем вы, мастера культуры?». Я имел в виду в первую очередь конкретного подмастерья - самого себя. Дело было связано с тем, что 8го января 1977 в Москве с 17.33 до 18.10 вечера произошло три взрыва, один из них в метро, два других – в продовольственных магазинах. Всего погибло 7 человек – все в метро, и 33 ранено. Потом, уже в октябре, сообщалось о попытке той же группы произвести взрыв на Курском вокзале, тоже в Москве. Доблестные сотрудники МВД и КГБ установили, что преступники - из Армении, где они безуспешно попытались скрыться. Но не вышло – их поймали, судили в Москве закрытым судом, который длился 4 дня, и приговорил 20.01.1979 обвиняемых к расстрелу, что и было сделано 30.01.79.

          Признаюсь, практически с момента сообщения об аресте именно армян я нисколько не верил в виновность арестованных. Курьёзом звучало якобы добровольное признание двух исполнителей, что буквально тронувшийся на национализме идеолог бомбовой атаки, он же студент Ереванского политехникума, кончивший школу с золотой медалью, организовал взрывы, чтобы «наказать русских за угнетение армянского народа». Авторитет разоблачителей – двух организаций, что уже наделали много того, чего порядочные люди и организации стыдились бы, был очень давно сильно подмочен. Все эти потомки «железного Феликса» с «холодной головой» и «чистыми руками» в подобном деле никакого доверия не внушали. Объявленный мотив преступников не давал удовлетворяющего меня объяснения. Да и других, включая А. Сахарова, ситуация настораживала.

          И если здесь нечто настораживало, то в Сумгаите, азербайджанском городе, где местная чернь устроила 27-29 февраля 1988 антиармянский погром, всё уже было совсем ясно. Там разжигателем анти-армянских настроений, как оказалось, был горком КПА, а в голове толпы распалённых погромщиков, недвусмысленно направляя их, шествовал, первый секретарь горкома КПА Сумгаита, азербайджанец по национальности. Не было сомнений, что имевшихся в городе сил для пресечения погрома в зародыше было вполне достаточно. Даже когда бандитизм достиг апогея, в город ещё не ввели войска, что вполне было в пределах возможностей центральных властей во главе с Генеральным секретарём ЦК КПСС М. Горбачёвым.

          Все подробности тогдашнего погрома в Сумгаите, передававшиеся в основном в виде слухов или свидетельств очевидцев, сейчас можно найти, и прочесть в Википедии. Невнятные пояснения, с которыми позднее выступал М. Горбачёв, не оставляли у меня сомнений в решении властей не доводить дело до серьёзного осуждения погромщиков. У меня были подозрения в том, что межнациональный конфликт был нужен центральной власти СССР с тем, чтобы подчеркнуть свою значимость как эдакого обруча, скрепляющего иначе якобы готовую развалиться «бочку» СССР. В то же время, было понятно, что в паре Азербайджан – Армения в глазах властей СССР первый имеет гораздо большее влияние, чем второй. И важнейшим фактором влияния были нефтяные запасы Азербайджана.

          Разумеется, между проживающими в близком контакте армянами и азербайджанцами совсем нередко издавна возникали трения. Но без подстрекательства, а, слышал и такое, прямой организации сверху, погром был просто невозможен. Как не были еврейские погромы делом соседей-русских – их основной организатор, Союз Русского народа, был фактически учреждением царской власти. Хотя он делал своё мерзкое дело отнюдь не без помощи населения, точнее, его пусть и сравнительно небольшой, но мерзкой и злобной части, Так без направляющей и организующей воли Гитлера и его шайки нацистов не было бы Холокоста.

          Я помню, что тогда в Сумгаите причиной ненависти и зависти плебса объявлялось то, что армяне живут гораздо лучше этого плебса, и все начальники к тому же - армяне. Этот упрёк, но в адрес евреев я слышал издавна. Полное понимание его подоплёки сближало, в моих глазах, исторические судьбы евреев и армян. Мне казалось, что признание простого факта – того, что люди одной национальности устроили погром людей другой национальности, убив множество ни в чём не повинных людей, откроет пусть долгую, но надёжную дорогу к примирению. Напомню – в Сумгаите тогда много армян было убито. Исследователи этого вопроса названную следственными органами СССР цифру в 32 человека считают преуменьшенной во много раз.

          И вот осенью 1988 я решил, что надо собрать видных научных работников, армян и азербайджанцев, с тем, чтобы, безоговорочно осудив погром, выработать предложения по предотвращению чего-либо подобного в будущем. Я тогда уже вышел на работу, спустя почти год после инфаркта, и поставленная задача представлялась мне вполне посильной. Помощь мне были готовы оказать ученики и коллеги, остро переживавшие ситуацию. Собирался решение нашего собрания оформить в виде некоей декларации, которую намеревался передать в СМИ для распространения под рубрикой «Говорят учёные». При этом я вполне допускал, что прожекты «на будущее» выявят разноголосицу мнений.

          Мы собрались в актовом зале ФТИ им. Иоффе. Моё вводное выступление, в том числе из-за опасения перегрузки, было кратким. Желающих сказать своё слово было много, рвались на трибуну, наверное, все присутствующие. Я считал нужным сначала дать выступить нескольким азербайджанским коллегам, которые, как я был просто уверен, осудят погром в Сумгаите. Ничуть не бывало! Дружный хор доказывал, что погром был якобы естественной реакцией на страдания, причиняемые армянами. Я не верил своим ушам. Ведь разговор шёл не о седой старине, а о сегодняшнем дне, где факты были известны всем присутствующим. В зале едва удавалось поддерживать хоть какой-то порядок. В дело пошли уже не отдельные случаи и инциденты, а история народов, изложение которой, уже с двух сторон, откатилось в далёкое прошлое. После четырёх (!) часов я понял, что во избежание второго инфаркта здесь и сейчас мне надо уйти. Потом мне рассказали, что перепалка шла по нарастающей, пока гардеробщица не сообщила, что уходит, оставляя пальто и куртки без присмотра. Но так ни один азербайджанский учёный в адрес погрома в Сумгаите и не сказал «Я сожалею», не то, что «Я скорблю».

          Мощные антиармянские погромы, понуждавшие проводить аналогию с массовыми уничтожениями армян в Турции в 1915, прошли 13-20 января 1990 в Баку. Фактически, погром прекратился только, когда дивизия полковника А. Лебедя полу-самовольно вошла в  город. Здесь совершенно явно проявилась политика потворства погромщикам со стороны не только местных властей АзССР, но и центральной власти СССР (см. подробнее Приложение).

          Важнейшие события развернулись затем в Нагорном Карабахе, автономной области, НКАО, входившей по тогдашнему административному делению в АзССР, но населённой почти на 80% армянами. Конфликты между армянами и азербайджанцами привели к решению властей НКАО выйти из АзССР. Распад СССР и раздел расположенного там военного имущества привёл к появлению его значительной части в руках Азербайджана. При разделе существенно проиграла Армения, поскольку там исходно находилось заметно меньше советских войск. Тем не менее, хватило на войну, результатом которого стало образование примерно на территории НКАО непризнанного государства НКР – Нагорно-Карабахская Республика, формально независимой от Армении, но крайне к ней близкой – и географически, и по населению. Провозглашённую 02.09.1991 НКР населяет примерно 150000 армян при практически полном отсутствие азербайджанцев, которых в НКАО было чуть более 20% из 189000 на 1989.

          Информацию о происходящем в Карабахе я получал отнюдь не только из СМИ. Один из моих коллег по Ленинградскому союзу учёных был там несколько раз в 1991-92 гг., попадал в частые тогда перестрелки. Хорошо знакомый с Г. Старовойтовой, человек весьма объективный, член тогдашнего демократического Ленсовета, он считал позицию Армении справедливой, как и сейчас, когда Азербайджан силой пытается, с помощью Турции, изменить положение с НКР в свою пользу.

          Уже живя и работая в Иерусалиме, я узнал, что Израиль официально не признаёт убийства армян в Османской империи в 1915-17 гг Геноцидом. Упрёк мне сделал году в 2000 мой покойный друг, свои последние эдак 40 лет живший в США. К слову, на федеральном уровне, Конгресс США геноцид армян осудил только 12.12.19. Препятствия ясные – нежелание отталкивать от себя члена НАТО Турцию, которая, являясь преемником развалившейся Османской империи, не признаёт геноцид армян, и массовое их убийство не осуждает, а также определённо норовит избежать убытков, связанных с выплатой компенсаций потомкам погибших. Кстати, Гитлер приводил геноцид армян как пример того, что даже огромные преступления против массы людей довольно быстро забывают и прощают. Не следует допустить, чтобы в этом он оказался прав.

          Законодательное осуждение геноцида армян в Израиле пытались продвинуть в повестку дня Кнессета. Но попытка эта отводилась в первую очередь из-за нежелания портить отношения с Турцией и Азербайджаном. Жизнь не должна бы быть воплощением беспринципности. Но реальность нередко превалирует над принципами. Торговый оборот Израиля с Турцией велик, и есть нужда в праве пролёта над ней, притом не только военно-стратегическая, но буквально ежедневная, гражданская. Азербайджан – крупный покупатель израильской военной техники и очень важный поставщик нефти. Хозяйственно-стратегические интересы заставляют мириться с тем, что Турция и Азербайджан пока в ООН голосуют, как правило, против Израиля. Также, впрочем, как и Армения, которой, к тому же, предложить для взаимной торговли Израилю нечего. Довольно сильной помехой осуждению геноцида армян Кнессетом является про-азербайджанское лобби, которое долгое время возглавлял И. Шагал, ставленник А. Либермана.

          Однако геноцид есть нечто, по поводу чего абсолютное большинство евреев имеет своё, осуждающее мнение. И надо искать возможность его публично высказывать, что, в итоге, будет способствовать и законодательному осуждению геноцида, с которым и Турции, и Азербайджану придётся смириться. Мне такая возможность представилась примерно в 2005, когда коллега-армянин сообщил о том, что день памяти жертв геноцида армян отмечается 24 апреля в библиотеке профессорского клуба Бейт Бельгия, и предложил туда пойти. Там собрались видные деятели армянской диаспоры во главе с Патриархом, которому меня представили. Я выступил с осуждением геноцида, но отметил при этом существенное отличие от Холокоста, в котором уничтожались евреи, никакой враждебности в нацистам и Гитлеру не проявлявшие, тогда как большая часть армян занимала открыто прорусские и антитурецкие позиции. Замечу, что Патриарх меня тепло поблагодарил за сочувствие армянскому народу. После заседания мы какое-то время с патриархом говорили, причём и с его стороны были слова не только о сходстве, но и значительном отличии, в первую очередь, по числу жертв, где печальное первенство Холокоста неоспоримо. Несколько лет я посещал это собрание, и стал там уже своим человеком. Потом связь оборвалась по чисто техническим причинам.

          Я не владею информацией для в должной мере компетентного разбора того витка конфликта Азербайджана с НРК и Арменией, который начался нападением 27.09.20 войск Азербайджана при военно-политическом содействии Турции. Не знаю, кто «устоит в неравном бое», а что бой неравный, видно из соотношений и населения 3:1 и ВВП 4:1 в пользу Азербайджана. Сегодняшняя Армения гораздо демократичнее алиевского Азербайджана, который, однако, проводит важные реформы. Эта война вредна всем её упомянутым выше участникам, если их цель соответствует описанной поэтом:

 

Быть может, за хребтом Кавказа

Сокроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

 

А какова их доподлинная цель на сегодняшний день – мне неизвестно. Время покажет.

 

          Иерусалим

 

Приложение, 29.01.08[i]

Мирон Я. Амусья и Марк Е. Перельман,

профессора физики

 

Про заботы одной «диаспоры»

или

«Знай же меру!»

 

Обещаю говорить правду, всю правду и ничего, кроме правды, и да поможет мне Бог! [ii]

Судебная присяга

 

         Сообщение, о котором пойдёт речь, было прислано нам прямо домой в электронной рассылке «Еврейского калейдоскопа». Оно информировало о собрании, имевшем место в Афуле 20 января 2008. Само по себе, подобное сообщение едва ли привлекло бы наше внимание, поскольку касалось происходящего в азербайджанской «диаспоре», к которой, как и к любой другой, не принадлежим, так как живем не в изгнании. Но предмет собрания нас затрагивал, оживив воспоминания о событиях сравнительно недавнего прошлого, современниками которых мы являлись.

         Как сообщалось, собрание в Афуле почтило память «жертв 20 января» 1990 г. в Баку и отправило верноподданническое послание президенту Азербайджана. Содержание и стиль этого послания вызвал у нас протест. Вот выдержка из послания: «В день памяти жертв бакинской трагедии 20 января 1990 года проживающие в Израиле выходцы из Азербайджана скорбят вместе со всем азербайджанским народом по поводу невинно погибших в ту памятную ночь от танков и пуль карательных советских войск» [iii].

         Нам, современникам и в определённой мере свидетелям тех событий странно и оскорбительно читать послание, в котором «выходцы из Азербайджана»[iv] умудряются совершенно опустить общеизвестные факты широкомасштабных погромов в Баку 13-14 января (да и в последующие несколько дней) 1990, учинённых местными националистами над армянским населением этого города. И это непростительный позор, что армян не защитили ни «Народный фронт»[v], ни местные власти, ни правительство СССР.

         В упомянутом послании сообщается: «Тогда около ста пятидесяти человек погибли, более тысячи были ранены или пропали без вести. Это была форменная расправа над мирным населением, ведь от пуль карателей погибли женщины, старики, молодые люди и дети, школьники, домохозяйки, академики и студенты, люди разных национальностей – азербайджанцы, русские, татары…». Убитые озверевшими националистами 13-14 января армяне в этот список не входят, если не подозревать, что они включены в многоточие!

         Это верно, что тогдашний руководитель СССР Горбачёв проявил как минимум преступную халатность, существенно опоздав с введением военного положения в Баку. Фактически, войска получили приказ активно действовать лишь тогда, когда возникла угроза существованию советской власти, точнее, сохранению центральной власти СССР, в Баку. Сделай он это раньше, множество армян и лиц других национальностей, включая честных азербайджанцев, евреев, русских не стало бы жертвами бандитствующих националистов, духовных родственников тех "шахидов", что погубили столько жизней здесь, в Израиле. Уместно отметить, что из-за усиления местного национализма вследствие событий января 1990 Баку покинуло более двадцати тысяч русских.

         Примечательно, что, согласно посланию, «воины, сражавшиеся за независимость Азербайджана и погибшие в боях за Нагорный Карабах» похоронены в «Аллее Шехидов»[vi].

         Несмотря на задержку, именно введение войск, включая воздушно-десантную дивизию под командованием полковника А. И. Лебедя, в Баку (см. его мемуары) остановило зверский анти-армянский погром. Приводим и ссылку на иные, нежели у авторов «послания выходцев из Азербайджана», воспоминания о тех страшных и позорных днях. Знакомому с описаниями еврейских погромов в России или атаками мусульманских «шахидов» по всему миру – советуем прочитать и сравнить самим. Есть ещё множество живых свидетелей происходившего тогда в Баку, а потому странно звучат обещания «выходцев» «сделать все возможное, чтобы приблизить день освобождения азербайджанских земель, захваченных оккупантами», утверждения, что «более чем на 20 процентах азербайджанской территории по-прежнему хозяйничают оккупанты[vii]». По счастью, сегодняшнее руководство Азербайджана не следует в своей политике этим подстрекательским обещаниям и оценкам.

.        Странно и неуместно звучат слова «выходцев»: «Для нас, живущих в десятках стран диаспоры выходцев из Азербайджана, политически и экономически стабильная, процветающая Азербайджанская Республика является символом уверенности в правоте его народов, кровью отстоявших свободу и независимость своей Родины». Видно в верноподданническом раже составители послания спутали несопоставимое, пользуясь неуместно буквально теми же словами, что адресуются обычно героям Великой Отечественной войны.

         Войска Лебедя защитили скрывавшихся и не успевших бежать армян от "шахидов", но не смогли остановить исход, в результате которого полумиллионная армянская община в Азербайджане перестала существовать. Стоит помнить, что анти-армянский погром в Баку последовал после его кровавой репетиции в Сумгаите. Невозможно массовое преступление оправдать спором, пусть и весьма напряжённым, между Азербайджаном и Арменией по поводу Нагорного Карабаха. С последней проблемой особо хорошо знаком один из нас (МА), поскольку организовывал её обсуждение в Ленинграде, в рамках Союза учёных. Поразительно, что и тогда, после четырёх часов дебатов, в обстановке научного собрания т. е. личной безопасности коллеги – азербайджанцы не нашли должных слов осуждения происшедшему в Сумгаите.

         Несомненно, при входе войск, в частности, дивизии Лебедя, в двухмиллионный город были жертвы, в том числе и невинные, среди гражданского населения. Но основная ответственность за происходящее должна быть возложена на погромщиков, память о которых почему-то отмечается в Израиле, в Афуле…

         Это верно, что в январе 1990 Баку постигла трагедия, но правда состоит в том, что её развязали организаторы армянского погрома, а вовсе не военнослужащие Советской Армии, в том числе - дивизии Лебедя. Последние, разумеется, в той ситуации действовали не как детсадовцы - такова была обстановка. Отмечать годовщину событий января 1990 и не признавать вины погромщиков из числа националистов-азербайджанцев – значит кощунственно искажать правду, которой ещё есть масса живых свидетелей.

         Здесь считаем уместным отступление личного характера. Конечно, и в 1990 мы были немолоды, понимали, что от людей можно ждать и великого, и низкого. Но лишь в Израиле мы столкнулись с особой изощрённостью цинизма и подлости нелюдей, которые во имя достижения целей «шахидов» могут инсценировать убийство мальчика (Аль Дуры), выкапывать тела из могил, чтобы «заснять» массовую гибель арабских детей в результате израильского авианалёта. Можно заставить детей носить пояса смертников, перевозить бомбы в автомобилях «скорой помощи», охраняемых знаками Красного креста. Можно практически всё – убивать беззащитных, врать и обманывать, используя для пропаганды своих «идей» деньги, ложь и людскую глупость.

         Этот опасный синдром проявился в событиях 1990 и в определённой мере присутствует, увы, в торжественных ежегодных церемониях поминовения жертв азербайджанских при полном забвении жертв армянских. Поразительно, что этого не поняли (или не захотели понять?) некоторые члены азербайджанской «диаспоры» в Израиле. Кстати, почему диаспоры? Ведь это понятие относится к людям данной народности, живущим вне своей страны. Разумеется, азербайджанцы по национальности, оказавшись вне Азербайджана, могут относить себя к диаспоре. Но евреи!? Это странно или просто безграмотно, притом вне зависимости от того факта, что сегодняшнее руководство Азербайджана относится к Израилю вполне дружественно. Просто слово «диаспора» здесь неуместно, хотя и подчёркивает вероятно удобное, да и полезное для лидеров диаспоры, верноподданство в адрес лидеров бывшей страны проживания.

         Вполне возможно, авторы «Послания» сохранили теплые воспоминания о своей доисторической родине, возможно, там остались не только дорогие им могилы, но и родственники, друзья, возможно, они и сейчас имеют там жизненно важные личные интересы. Но ни тон послания, ни восхваления «бакинских шахидов» ничем оправдать нельзя!

         Один из нас (МП) родился и всю жизнь прожил в Тбилиси, историю Закавказья знает не понаслышке, у обоих были и есть многочисленные друзья, коллеги во всех частях, ныне государствах, Южного Кавказа. Поэтому, а также потому, что как – евреи, потомки многих угнетаемых, убитых или изгнанных поколений, мы не хотим и не можем оправдывать зверства в Сумгаите, Баку, Карабахе, Абхазии или Осетии, и уж тем более не можем спокойно слушать, как выражают сочувствие одной стороне, делая вид, что второй и не было.

         Погромы армян начались, конечно, не в 1990. До того были годы турецкой оккупации части Закавказья в 1918-19, потом – национального деления Кавказа со «Съездом народов Востока» в 1920, с попытками Зиновьева и Камо (т.е. Сталина) установить советскую власть в Иранском Азербайджане. Кавказ, особенно Южный, всегда был чересполосицей стран и народов. Напомним только, что теперешний Азербайджан – это древняя Кавказская Албания, некогда в основном христианская. А в предположении возможности распространения советской власти на мусульманские страны, территория вновь изобретенной общности – Азербайджана, была существенно увеличена (кстати, на Кавказе азербайджанцев и сейчас обычно называют татарами, т.е. тюрками). В итоге этих потуг на консолидацию «азербайджанских земель» от Грузии был отторгнут район Саингило (с центром в городе Кахи – все же от грузинской Кахетии), а Нахичевань, ранее наполовину армянская, стала, если можно так выразиться, «армениан фрай». Неужели это «выходцам из Азербайджана», сегодня живущим в Израиле, ничего не напоминает?

         Можно многое сказать по поводу кавказских межнациональных трений. В Грузии тоже не все благополучно: есть проблемы Ахалциха и т.д., в 1919-20 годах была даже карикатурная и почти бескровная армяно-грузинская «война»[viii]. В Тифлисе армяне составляли до 1921 г. подавляющее большинство, сейчас их менее 20%, но до погромов и, тем более, убийств никогда не доходило. На одном пятачке в старой части Тифлиса находятся православный и армянский соборы, две синагоги, суннитская мечеть (шиитская мечеть Шах-Аббаса была разрушена в начале 50-ых, при Сталине), и никогда не было случая нападения ни на одну из них! Тбилиссцы помнят и праздники Курбан-Байрам, и Суб-Саркиса, не прекращалась (кроме 1952 г.) выпечка мацы.

         А вот существуют ли сейчас, через восемнадцать лет после кровавых событий, армянские церкви в Баку? Были бы раду получить на этот вопрос положительный ответ, но сомневаемся в его возможности.

         В Сумгаите и Баку жило до полумиллиона армян. Сколько их там осталось? Вероятно, меньше, чем евреев, да и то только в смешанных семьях. Конечно, сумгаитская «репетиция» заслуживает отдельного рассказа. В своё время в Тбилиси нелегально показывали фильм, сделанный КГБ о тех событиях – там было даже ритуальное людоедство! Кто из лидеров Баку, из интеллигенции двухмиллионного города протестовал? Когда в Грузии воцарился националист Гамсахурдия, то его быстро свергли. И никто не прославлял его «верных соратников».

         Получив почти случайно информацию о послании «азербайджанской диаспоры» сыну «общенационального лидера Азербайджанской Республики Гейдара Алиева», сегодняшнему президенту Азербайджанской республики, мы с некоторым вниманием просмотрели материалы о «диаспоре» в Интернете. Так, выяснилось, что лидер азербайджанской диаспоры в Израиле г-н Алекс Шапиро-Сулиман стал 23 января «Послом мира». Выглядело бы это неплохо, если бы основателем конкретно этого звания и учреждения, его присуждающего, не был бы широко известный Сан Мен Мун (в других версиях - Мун Сон Мён), чаще просто Мун.

         Советуем полюбопытствовать и открыть приведенные ссылки. Вы познакомитесь с жизнью и деятельностью матёрого авантюриста, организовавшего довольно мощную и несомненно опасную секту. Верно, что в его «многогранной» деятельности оказывались, на разных этапах, замешаны довольно крупные люди, чьё присутствие, обычно временное, не устраняет дурного морального запаха секты и его основателя. Сейчас «пророк конца света» и «всеобщий отец» подбирается к иудаизму. Печально, если его проводником окажется любая группа израильтян – к примеру, израильтяне – выходцы из Азербайджана. Только Муна с его мунитами тут не хватало.

         Представляется, что руководство землячества, подчеркиваем, землячества, а не «диаспоры», израильтян родом из Азербайджана не должно допускать подобных обсуждаемому нами посланий, да и предшествующих им действий, позорящих целиком всё их сообщество.

 

Иерусалим

 

Впервые опубликовано в http://club.berkovich-zametki.com/?p=58381



[i] Текст 2008 ни в чём не изменён.

[ii] I promise to tell the truth, the whole truth, and nothing but the truth, so help me God”-англ.

[iii] Курсив наш – МА и МП.

[iv] Все, что ли? Или только «активисты»? – вопрос наш – МА и МП

[v] Считаем необходимым отделить «Народный фронт» от орудовавших под его прикрытием и использующим нередко его имя бандитов-националистов.

[vi] Ведь это не случайно, что слова «Sieg Heil!»(нем.) и «Да здравствует победа!» по-разному звучат для нас и сегодняшнего немецкого, да и, пожалуй, российского, школьников: дело в генетико-исторической памяти, а не в переводе слова «шахид» («шехид»).

[vii] Курсив наш – МА и МП. Оккупантами «выходцы» именуют армян. Как удалось «выходцам», живущим в Израиле, не вспомнить при этом, что у сегодняшних «шахидов» и Израиль – оккупант.

[viii] В ней участвовал и отец одного из нас – МП.

Комментариев нет:

Отправить комментарий