четверг, 1 октября 2020 г.

Неправильное правильное решение

  30 сентября 2020


Неправильное правильное решение

Конечно, это цензура. Когда фильм заявлен в программу конкурса и за день до показа его из программы изымают – ничем иным это и не может быть. И тут надо бы добавить, что публика и критики сами вполне в состоянии разобраться, что это за фильм и какие идеи в нем заложены. Но были и, скажем так, вновь открывшиеся обстоятельства. Лента, которая, скорее всего, прошла бы в обшей череде незамеченной, вдруг оказалась прямо на острие момента. И фестиваль решил не рисковать. Даже собою, в первую очередь.

Нормальному человеку всё понятно, а это решение можно считать «защитой от дурака». У нас богатая практика по части фильмов, которые еще никто не видел, но из-за которых начинались дикие скандалы, мордобой, запреты, и даже попытки привлечь по закону. Еще раз говорю – за фильмы, которых никто или почти никто не видел или которые вовсе не были еще закончены. «Матильда», «Похороны Сталина» и так далее. Неуравновешенных граждан возбуждал сам факт, что по какой-то теме снимается кино. Хорошее или плохое – не важно!

Мы даже смотреть такую мерзость не хотим, опираясь на какие-то слухи и догадки. Так же и с армянским фильмом про Карабах. Важен сам факт, что армяне что-то сняли про Карабах. Граждане с кипящими мозгами завопят, что уж, конечно, не могли армяне снять какое-то нейтральное кино или сказать слово доброе про Азербайджан. Ну, а дальше организаторам мерещатся беснующиеся толпы у кинотеатра, крики, поножовщина и ноты протеста.

Вот и решили, так сказать, от греха, картину убрать, прибегнув, по факту, к цензуре. В программе фестиваля есть и азербайджанский фильм. И он в ней останется. Но кино это никак войны не касается. Хотя, конечно, теперь уже армянские активисты скажут, что на московском фестивале подыграли Азербайджану.

Однако изъятие из фестивальной программы фильма «Врата в рай», как не парадоксально, самому фильму только на пользу. Мы опять-таки прекрасно помним, что всякий раз аналогичные решения и просто скандалы пробуждали интерес, которого, скорее всего, не было бы, если бы шум не поднялся. Вот и скандальная «Матильда» оказалось никакущей. И «Похороны Сталина» — кино как кино, без особенностей.

Но сколько зрителей успели их посмотреть, благодаря ажиотажу! Значит, и «Врата в рай» теперь увидят больше, чем посмотрели бы в другой ситуации. А что еще нужно художнику? Чтобы его произведение увидела публика. Так что всем получается хорошо.

Антон ОРЕХЪ 

Комментариев нет:

Отправить комментарий