четверг, 15 октября 2020 г.

Борис Гулько | Благословение Ицхака

 

Борис Гулько | Благословение Ицхака

Если есть некое явление, то должно быть нечто, обратное ему. Eвpeи – ярко выраженное явление. Поэтому столь же реальна юдoфoбия, обычно зовущаяся aнтиceмитизмoм. Три с половиной тысячи лет мы развиваемся, меняемся, и всё это время наши развитие и изменения сопровождают злые вымыслы, преследования, антиeвpeйские законы и попытки гeнoцидa.

Тора описывает рождение самого заметного механизма aнтиceмитизма. Он был направлен на первого eвpeя, обрезанного при рождении – на сына Авраама Ицхака: «И явился ему (Ицхаку) Господь, и сказал: Я буду с тобою и благословлю тебя; … и благословятся в потомстве твоем все народы земли… И поселился Ицхак в Граре… И сеял Ицхак в земле той, и получил в тот год во сто крат: и благословил его Господь. И стал великим человек сей, и возвеличивался больше и больше, до того, что стал весьма великим… и завидовали ему филистимляне. И все колодцы, которые выкопали рабы отца его, во дни Авраама, отца его, завалили филистимляне и наполнили их землею. И сказал Авимелех Ицхаку: уйди от нас, ибо ты гораздо сильнее нас» (Бытие 26:2-17).

Удивительная история: Ицхак не являлся бывалым земледельцем, не был знаком и с капельным орошением, обеспечивающим небывалые урожаи современному Израилю. Однако «сеял Ицхак в земле той, и получил в тот год во сто крат». Очевидно, это было свидетельством Божьего благословения. Естественная зависть к необъяснимым успехам eвpeя была столь велика, что филистимляне во вред себе засыпали его колодцы, оставляя без воды и свои стада.

Этот образец разрушительности зависти к успехам eвpeев, губительной не только для преследуемых, но и для преследующих, повторялся в истории раз за разом. Об этом свидетельствовали катастрофы или угасания, следовавшие за антиeвpeйскими акциями в средневековых Испании, Венеции, во многих немецких мини-государствах той поры, а в 20-м веке в Третьем рейхе и в СССР. Известно предупреждение Всевышнего, сообщённое Аврааму: «Да будет проклят проклинающий тебя, а благословляющий да будет благословен» (27:29), но оно мало кого вразумляет.

Рецепт от преследований дан eвpeям в том же библейском рассказе об Ицкахе: «И взошел он оттуда в Беэр-Шеву… Он выкопал иной колодец, о котором не спорили; и нарек ему имя Реховот (простор), и сказал он: теперь Господь дал нам простор, и мы размножимся на земле… И пришел к нему Авимелех из Грара… и Фихол, военачальник его. И сказал им Ицхак: почему вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня… Они сказали: видеть мы видели, что Господь был с тобою… и заключим с тобою союз. Он сделал им пир, и они ели и пили. И было, в тот же день пришли рабы Ицхака и известили его о колодце, который копали они, и сказали ему: мы нашли воду» (26:22-32). В царстве Авимелеха Ицхак был нежеланным пришельцем, даже колодцы которого были ненавистны. В своей же земле Ицхак стал региональной силой, имевший очевидную поддержку Свыше. И с ним уже искали дружбу.

В своей истории нам не раз приходилось уходить в чужую страну, в которой пагубный цикл наших отношений с аборигенами повторялся. Библейский Иосиф, проданный в рабство в Египет, спас страну от голода и стал там вторым после фараона. Но вот «восстал новый царь над Египтом, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Исраилевых многочисленнее и сильнее нас. Давай перехитрим его, чтобы он не размножался» (Исход 1:8-10). И приказал фараон провести половой гeнoцид eвpeев: рождённых мальчиков бросать в Нил, а девочек сохранять.

ТАНАХ даёт объяснение этому феномену в свитке Эстер: первый министр Персии злодей Аман доносит царю Ахашверошу: «Во всех областях царства твоего есть один народ, рассеянный среди народов и обособленный (от них); и законы у него иные, чем у всех народов, а законов царя они не выполняют, и царю не стоит оставлять их. Не угодно ли будет царю (дать) предписание уничтожить их?» (3:8-9) Мы живём среди других народов по своим законам, да ещё успешны. Это неизбежно вызывает ненависть.

Ещё хорошо, когда наши законы – иудаизм. Он постулирует, что дан только eвpeям. Но вот созданный eвpeями марксизм – секулярная форма eвpeйского мессианизма, универсален. И его приспешники eвpeи, на свою и аборигенов голову, пытаются осчастливить им всех. Так, в начале 20 века – в Баварии с апреля по май 1919 года eвpeи возглавляли Баварскую советскую республику, а с марта по август того же года – Венгерскую советскую республику.

Марксизм вкупе с aнтиceмитизмом привели к катастрофе космического масштаба Россию. После ранней смерти официального лидера октябрьского переворота Ленина, не оправившегося после выстрела Фани Каплан, естественным главой страны должен был бы стать Яков Свердлов. Председатель ВЦИК (формальный глава РСФСР), создатель бюрократической системы управления новорожденным государством, в августе—сентябре 1918 года, после покушения на Ленина, он уже возглавлял РСФСР. Но в марте 1919 года, отправившись в Орёл «выступать перед рабочими», 34-летний Свердлов был там жестоко избит aнтиceмитами и, вернувшись в Москву, вскоре скончался.

Поэтому понятно, что после смерти Ленина в январе 1924 года главы большевиков Москвы и Петрограда eвpeи Каменев и Зиновьев не решились поддержать на позицию главы государства организатора Октябрьского переворота, Красной армии и её победы в Гражданской войне, Троцкого. Они опасались, что ещё недавно православной стране не снести своими руководителями трёх eвpeев. Но «подставная фигура», из-за спины которой они надеялись руководить, Сталин, оказался коварным убийцей. Он уничтожил не только своих «друзей по партии», но также российскую аристократию, интеллигенцию, лучшую часть крестьянства, офицерства, в целом всё живое в стране.

Фюрер нaциoнaл-социалистов Германии Гитлер отзывался о буржуазии, как отметил Дэвид Шенбаум, почти в тех же выражениях, что и Ленин. Но его попытка построить социальное государство, враждебное eвpeям, ещё стремительней привела к катастрофе.

Несчастья жизни в диаспоре конца 19-го – начала 20 веков понудили eвpeев вспомнить библейский урок благословения Ицхака. Они устремились в свою землю, и поддержка Свыше к ним вернулась. Развалилась Оттоманская империя, владевшая Палестиной. Невероятным образом поддержали в ООН воссоздание Израиля непримиримые враги уже скрежетавшей Холодной войны СССР и США. Была выиграна тяжелейшая война за независимость. Зацвели сады и поля, «земля нам улыбнулась» – как говорил, цитируя кого-то из пророков, мой американский рабби. С годами удалось мирно развернуть строившийся в стране социализм (куда же eвpeи без него?) в нечто рациональное. Постепенно Израиль превращался в супердержаву хайтека и аграриев.

Изменился не только принятый миром образ eвpeя, но и вся мифология, окружавшая его. В начале 20 века в России была опубликована фальшивка «Протоколы сионских мудрецов» о плане eвpeев распространить своё влияние на мир, вскоре широко распространившаяся по этому миру. Одним из первых исторических прототипов «Протоколов» называют памфлет немецкого публициста Марра, в 1879 году точно предрекшего победу eвpeйства над германизмом и революцию в России. Публикации фальшивки в 1919 и 1920 годах в Германии привели к бурному росту там aнтиceмитизма и приходу к власти нaциcтoв.

Назначенная премьер-министром России Столыпиным комиссия установила подлог. «Оставьте „Протоколы“. Нельзя делать чистое дело грязными методами», – отозвался на это честный русский царь… и на «чистое дело» отрядил «дело Бейлиса».

Но вот к eвpeям, возвратившимся в свою землю, вернулось, как к Ицхаку, благословение. И глава Японии уже преподносит премьер-министру Израиля Бегину в подарок экземпляр прекрасно изданных на его островах «Протоколов». Японцы впечатлились ростом влияния в мире «нового eвpeя» – Израиля, и увидели в том осуществление прописанного в фальшивке. Я слышал, как рабби Штайнзальц шутил, что идея «Протоколов» совсем неплоха: «сионским мудрецам» стоило бы собраться и выработать разумную национальную стратегию.

Почему это была шутка? Мудрый рабби, конечно, знал – со времён составления Талмуда до наших дней не умеют сионские мудрецы приходить к согласию. Сейчас многие группы харедим, живущие в Земле Израиля, даже не признают государство Израиль, защищающее их.

Другая вредоносная идея, несущая следы нашей слабости: борьба за законодательный «запрет отрицания Холокоста». Eвpeи добились его в ряде стран. Но если можно запретить одну идею, то можно запретить все. Список запрещённых идей стал быстро расти. Наступившее ныне на Западе умирание свободы слова началось с видимого благородства «запрета отрицания Холокоста».

Летом 1993 года на банкете в Будапеште я оказался соседом Бориса Спасского. Мы были с ним неплохо знакомы. В 1986 году, вырвавшись после 7 отказных лет из СССР, я гостил у него на даче под Греноблем.

– Обдумав всё, я понял, что никакого Холокоста не было, – заявил мне бывший чемпион мира. – Eвpeев погибло в пропорции столько же, как и других народов.

– Борис, считаете ли вы немцев идиотами? – спросил я. – Они известны аккуратностью и превосходно ведут документацию. Холокост – национальный позор немцев, и они, имея в руках всю статистику, не отрицают его. Кто вы, чтобы отрицать?

– Пожалуй, вы правы – подумав, согласился Спасский.

Запрет устанавливают, когда нет доказательств. Увы, доказательства у нас есть. Тогда зачем демонстрировать слабость, требуя запрет?

* * *

За 6 дней июня 1967 года мир узнал, что в нём появился новый eвpeй – не униженный галутный перекати-поле, а способный за себя стоять хозяин страны. Помню это перерождение в себе самом, когда тягостное ожидание, что нас сейчас опять будут бить, ощущавшееся почти физически кожей, сменилось на неведомое, но сладкое чувство, что мы имеем поддержку Свыше и поэтому могучи.

В день окончания войны 10 июня в галуте родилась популяция eвpeев, центром устремлений которых стал Израиль. В СССР среди 3–4 млн eвpeев (точнее, из-за обилия смешанных браков, не посчитать) возникло движение за репатриацию, за 2 десятилетия борьбы разрушившее супердержаву.

Сейчас у остающихся в России eвpeев есть йешивы, синагоги, инфраструктура eвpeйской жизни. Многие готовятся к алие. Другие eвpeи остаются в былой парадигме. Среди наиболее известных: Виктор Шендерович, в недавнем интервью в Израиле, заявивший: «В моем понимании “мой народ” – это, конечно, русский народ… И то, что происходит в России, тревожит меня больше, чем то, что происходит в Израиле»; Дмитрий Быков, настаивающий: «Я действительно убежден, что создание Израиля – ошибка».

Возможно, на мировосприятие обоих литераторов оказывает влияние то, что их дети – неeвpeи. Шендерович, как сообщает Вики, даже дал дочери фамилию её русской мамы. У Быкова с фамилией, унаследованной им от мамы, проблем нет. Этой группе ассимилированных eвpeев время существования – скорее одно поколение, чем два.

Куда больший масштаб у драмы американских eвpeев, которых сейчас где-то между 5 и 8 млн. 70% из них идентифицируют себя с Демпартией – левой, про-социалистической, антиизраильской, поддерживающей погромные организации Антифа, BLM и исламистскую КАИР. Эти eвpeи питают многочисленные антиизраильские eвpeйские организации вроде пресловутой J-street, а некоторые даже возглавляют отделения открытых врагов Израиля – движения BDS.

Наиболее влиятельная фигура среди американских eвpeев – бывший гарвардский профессор юриспруденции Алан Дершовиц, ставший знаменитым тем, что спас от электрического стула нескольких богатых убийц. Дершовиц позиционирует себя как «друг Израиля», поддерживающий, правда, губительную для eвpeев концепцию «двух государств для двух народов». Он дважды уговорил американских eвpeев голосовать за врага Израиля Обаму, который, «глядя ему в глаза обещал поддерживать Израиль». На прошлых выборах Дершовиц голосовал за протеже Обамы Хиллари, а на этих, сообщил он в интервью газете Israel Hayom, его кандидат – не друг eвpeйского государства Трамп, а вывеска, неплотно прикрывающая скрывающихся за ней врагов eвpeев, Джо Байден. «Проeвpeйская» деятельность Дершовица напоминает манёвры барана, ведущего своё стадо на бойню.

Eвpeи не раз перерождались за свою историю. Глобальное перерождение мы переживаем и сейчас. Вскоре исчезнут галутные eвpeи, хорошо, если через ассимиляцию. А на авансцену истории вышли шумливые, спорящие, уверенные в себе, обретшие вновь благословение Ицхака израильские eвpeи.

2 комментария:

  1. Люблю романтиков! зависть, конечно, та ещё пагубная страсть. Но до того, чтобы...Еужны причины помассивнее, поматериальнее. Без экономики тут никак. Ведь всё просто - Накопал колодцев и стал конкурентом местным пацанам, которые с воды доход имели. Вот попробуйте сегодня в России поставить свою заправку, среди других и немного сбросьте цену на бензин. И даже если вы не еврей...Спалят!А может хозяина грохнут. А вы, Борис, про зависть...

    ОтветитьУдалить
  2. не удержусь от ещё одного романтического пассажа глубокоуважемого мною Бориса Гулько:"После ранней смерти официального лидера октябрьского переворота Ленина...естественным главой страны должен был бы стать Яков Свердлов. Председатель ВЦИК (формальный глава РСФСР), создатель бюрократической системы управления новорожденным государством, в августе—сентябре 1918 года, после покушения на Ленина, он уже возглавлял РСФСР. Но в марте 1919 года, отправившись в Орёл «выступать перед рабочими», 34-летний Свердлов был там жестоко избит aнтиceмитами и, вернувшись в Москву, вскоре скончался." Ну, причём тут антисемиты, Дорогой Борис? Вы же сами точно указали причину, по которой был изьят из обращения этот хитрован - маленького роста, но с басом, впору петь на амвоне. Грохнули его за милую душу сотоварищи.

    ОтветитьУдалить