четверг, 3 сентября 2020 г.

Памяти Рава Залмана Нехемии Гольдберга

 


Шошана Бродская

Памяти Рава Залмана Нехемии Гольдберга

20 августа 2020 года скончался один из крупнейших знатоков Торы нашего поколения - рав Залман Нехемия Гольдберг, благословенна его память. Глава нескольких ешив (в том числе бейт-мидраша института "Махон Лев"), член Высшего раввинского суда в Иерусалиме, главный редактор Талмудической энциклопедии, глава колеля для подготовки даянов, основатель и глава особого бейт-дина по имущественным спорам (и автор нескольких книг на эту тему). Принимал активное участие в разработке современного подхода Торы к защите авторских прав и интеллектуальной собственности. Обладая обширными знаниями в медицине, технологиях и общей юриспруденции, рав Нехемия зачастую решал сложные галахические вопросы, связанные с современными реалиями. Так, по его мнению (в отличие от мнения некоторых других авторитетов), соблюдающий еврей имеет право, с некоторыми ограничениями и под контролем компетентного раввина, подписаться под согласием пожертвовать свои органы в случае безвременной гибели. Он также признал легитимной реконструкцию краски "тхелет", получаемой из определенного вида моллюска, рецепт которой был утерян много веков назад. В последние годы жизни носил цицит с нитью "тхелет", как это изначально положено по Торе.

Рав Залман Нехемия Гольдберг родился в Минске. Через неделю после его рождения его отец был репрессирован советскими властями за преподавание Торы и сослан в Сибирь. Объявляя приговор, циничный офицер КГБ решил поиздеваться над подсудимым: "На что ты рассчитывал? Из-за того, что ты преподавал Тору чужим детям, теперь твои собственные дети пойдут в советский интернат и будут воспитаны коммунистами". "Б-г не оставит моих детей", - ответил Гольдберг-старший.

Так и произошло. Арест и ссылка молодого раввина произвели международный скандал, и под дипломатическим давлением всего через 9 месяцев ссылки советская репрессивная машина была вынуждена освободить Гольдберга-старшего из Сибири и позволить выехать с семьей в Ригу. Еще через несколько лет, в 1936 году, рав Авраам Ицхак Кук раздобыл для семьи Гольдбергов сертификат британского мандата, и они репатриировались в Землю Израиля. Так репрессии КГБ, по воле Провидения, стали инструментом спасения семьи Гольдберг от верной гибели в Минском гетто во время Второй Мировой войны.

Связь рава Залмана Нехемии Гольдберга с советским еврейством не исчерпывается местом рождения. Уже будучи крупнейшим авторитетом Торы и даяном, во время "большой алии" 90-х годов рав Гольдберг активно помогал репатриантам, испытывавшим затруднения с документами. Особенно это касалось "агунот". Не секрет, что после развала Советского Союза и в процессе массовой репатриации разрушались многие семьи. Бывало, что женщина, брошенная мужем, приезжала в Израиль, и тут оказывалось, что у нее нет возможности выйти замуж - требуется "гет" от бывшего супруга, а тот живет где-нибудь на Дальнем Востоке и слышать ничего не хочет об "этих религиозных забабонах".

Прямым адресом для таких случаев был духовный лидер советских евреев рав Ицхак Зильбер. Он лично ездил по странам СНГ, встречался с бывшими мужьями и уговаривал дать согласие на еврейский развод. А после этого наступала очередь рава Нехемии Гольдберга, который оформлял развод документально и заверял в бейт-дине.

Близкие рава Нехемии рассказывают, что рав Ицхак Зильбер был у них как член семьи. Он мог явиться в любое время дня и ночи (прямо с самолета) и выложить на стол стопку документов. "Нет, сначала поешь!" - требовал рав Гольдберг, зная, что рав Ицхак частенько забывает об этой "отнимающей драгоценное время" процедуре…

Традицию помощи "русским" репатриантам продолжил старший сын рава Нехемии, рав Хаим Йуда Гольдберг, который уже почти 20 лет содержит "гмах" (от слов "гмилут хасадим"; благотворительное учреждение), субсидирующий десяткам семей репатриантов покупку пасхальной мацы.

Кроме огромных знаний во всех областях Торы, рав Нехемия Гольдберг обладал и чудесным качеством "ахават Исраэль". Будучи классическим "хареди" (его тестем был рав Шломо Залман Ойербах, лидер "старого ишува") и при этом очень занятым человеком, он с удовольствием вел уроки и целые циклы лекций в сионистских ешивах - "Ор Эцион", "Бейт Эль", "Керем бэ-Явне", "Кдумим" и других. На базе этих уроков благодарные ученики издали несколько книг наследия рава: "Хазон Кдумим", "Гинзей а-Тора", "Ор а-моадим", "Биньян Ариэль", "Шират а-Керем" и другие (в названиях некоторых книг можно заметить намек на ешиву, издавшую труд).

Журналисты прозвали его «рав хоце-мигзарим» - «рав, соединяющий сектора».

Да будет память праведника благословенна.

"Новости Недели", 8.2020


Комментариев нет:

Отправить комментарий