вторник, 29 сентября 2020 г.

Никто больше не Шарли

 

Никто больше не Шарли

Французский сатирический журнал по-прежнему мужественно, непочтительно и без особой поддержки со стороны прогрессивистов продолжает защищать свободу слова.

Может ли бородатый джихадист с кинжалом, прячущийся в отдаленной пещере в Азии или в палатке в какой-нибудь пустыне на Ближнем Востоке, иметь редакционную власть над тем, что публикуется в европейском журнале? В западных прогрессивных кругах это многие допускают, и особенно, когда речь идет о карикатурах на пророка ислама. Редакция французского сатирического журнала Charlie Hebdo думает иначе, и именно поэтому она переиздала карикатуры на Мухаммеда, которые привели к жестокому террористическому нападению на ее офис более пяти лет назад.

Решение было принято нелегко: 17 коллег погибли в результате нападения 7 января 2015 года. Именно в их честь Charlie Hebdo переиздал карикатуры в связи с началом судебного процесса над сообщниками террористов в начале этого месяца. «Аль-Каида» поспешила им пригрозить. «Если ваша свобода выражения мнения не соблюдает ограничений, приготовьтесь к столкновению со свободой наших действий», – говорится в заявлении, опубликованном 11 сентября, в легко узнаваемую годовщину.

Левые журналисты «Шарли Эбдо» заплатили самую высокую цену за свою косвенную солидарность с правыми журналистами датской ежедневной газеты Jyllands-Posten. Напомним: в 2005 году в этой газете были опубликованы карикатуры, высмеивающие пророка ислама Мухаммеда. В то время глобальный джихадизм был в расцвете сил. Годом ранее голландский режиссер Тео Ван Гог был заколот на улице за то, что снимал фильм о женоненавистничестве в исламе. Исламисты пытались угрожали расправой карикатуристам Jyllands Posten, посольство Дании в Ливане было сожжено, а посольство в Исламабаде взорвано. В следующем году Папа Бенедикт XVI произнес речь в немецком городе Регенсбург, в которой связал ислам с насилием. В результате против него была издана фетва, на Ближнем Востоке были убиты христиане. Тем временем во Франции Жак Лефранк из ежедневной газеты France Soir решил воспроизвести датские карикатуры. Когда его за это уволили, редактор Charlie Hebdo Филипп Вал тем не менее решил их опубликовать. С обложки номера журнала с изображением пророка Мухаммеда гласило: «Идиотам трудно быть любимыми», где под идиотами подразумевались джихадисты.

Десять лет спустя двое вооруженных исламистов застрелили большую часть сотрудников французского журнала. Неделю спустя Charlie Hebdo переиздал карикатуру на Мухаммеда на обложке тиражом в миллион экземпляров. И это повторилось в 2020 году. В редакционной статье журнала говорилось: «Мы никогда не заляжем на дно. Мы никогда не сдадимся».

«Нам нужно не одно испытание, а десять, двадцать, сто. Против трусости, цинизма, тщеславия, невежества, предательства, лени, оппортунизма, слепоты, самодовольства, поверхностности, политического расчета, забывчивости, небрежности, пораженчества, нерешительности, отсутствия предвидения и тысячи других недостатков, которые кажутся банальными в отдельности, но вместе взятые привели к уничтожению журнала», – пояснили журналисты свои мотивы.

С ними согласен редактор британского сайта Spiked Брендан О’Нил:

«Действительно, поскольку на этой неделе начинается судебный процесс над предполагаемыми соучастниками, стоит спросить, были ли другие соучастники бойни в Charlie Hebdo. Не жестокие сообщники, не люди, которые отвечали за материально-техническое обеспечение и вооружение, как эти 14 человек. Нет, я говорю об интеллектуальных сообщниках, моральных соучастниках – культурное мировоззрение, которое уже демонизировало и даже криминализировало «оскорбительные» высказывания и «язык ненависти» задолго до того, как двое боевиков штурмовали редакцию Charlie Hebdo. Эта бойня произошла не на пустом месте. Это произошло в то время, когда нарастала цензура компьютеров, зарождалась политическая цензура, а странная идея о том, что люди имеют право не обижаться, институционализировалась в университетах и ​​в политических кругах».

Этот механизм политкорректности был соучастником событий в Париже в 2015 году. Бойню в Париже можно рассматривать как «вооруженное нападение политкорректности», вершину реакционной, регрессивной идеи о том, что люди и идеологии имеют право никогда не подвергаться сомнению, или высмеиванию, и что любой, кто подвергает их сомнению либо высмеивает их, заслуживает наказания – будь то преследование, увольнение, арест или как в случае исламистских убийц в январе 2015 года, убийство».

«Шарли Эбдо» исторически подвергался критике справа и слева. Консерваторы обвиняли его в неуважении к эмблемам и традициям, прогрессисты обвиняли его в оскорблении религиозных и культурных меньшинств. Фактически, это сатирический журнал, и как таковой он также высмеивал – с рисунками очень дурного вкуса французский политический класс, католическую церковь, евреев, Соединенные Штаты и даже труп Майкла Джексона. Разоблачение Мухаммеда или ислама в контексте исключительной сатирической сущности издания не должно было заканчиваться смертью 17 его журналистов.

Редактор Jyllands-Posten Флемминг Роуз высказал свое мнение по этому поводу в интервью American Daily Beast в 2017 году:

«Интересно то, что Jyllands-Posten – консервативная газета, тогда как Charlie Hebdo ориентирована влево. Некоторые называют их социалистами. Но ситуация вокруг них касается права либеральной демократии на свободу печати и свободу слова. И неважно, либерал ты или консерватор. В данном случае Jyllands-Posten и Charlie Hebdo на протяжении многих лет придерживались тех же принципов».

Следует отметить, что оригинальные карикатуры Jyllands-Posten воспроизвели по всему миру многие газеты, как при освещении новостей, так и в качестве жеста коллегиальной солидарности или в защиту свободы слова. С тех пор Charlie Hebdo превратился в непослушное меньшинство, одновременно борющееся с фанатиками радикального ислама и политкорректной культурной элитой Запада, когда и те и другие считают «Шарли» еретиком. Его редакторы лучше других понимали, что за физическим нападением на журнал в 2015 году был нанесен символический удар по принципам либеральной демократии. В таком случае хорошо видно, что они не сдаются и продолжают защищать свободу выражения с типичной непочтительностью. Хотя довольно грустно видеть, что «Шарли Эбдо» продолжает делать это в тревожном одиночестве. «Je suis Charlie» – знаменитый и трогательный слоган, столь популярный в темный январь 2015 года звучал меньше вздоха.

Джулиан Швиндлерман
Перевод Маргариты Марьяновской
Источник

1 комментарий: