По крупицам собирая историю. Еврейские фильмы на русском языке
Какие фильмы на еврейскую тему вы знаете? Уверена, что много, наверняка сразу сможете назвать минимум десяток мировых киношедевров. А теперь немного изменим вопрос: «Какие фильмы на русском зыке о евреях вы знаете?» Теперь уже не так легко ответить. Это не удивительно: традиционный бытовой антисемитизм заставлял режиссеров сто раз подумать, прежде чем взяться за «щекотливую тему», а антисемитизм системный, институциональный превращал подчас путь к экранизации фильма на еврейскую тему в казни египетские.
Тем не менее в историю советского и впоследствии российского кинематографа вошли великолепные фильмы, самобытно описывающие жизнь евреев, их радости и многочисленные страдания. Некоторые из них трудно найти в общем доступе, но все они собраны в ценнейшую киноколлекцию сайта www.etvnet.com, самого крупного провайдера русскоязычного и этнического телевидения, который уже 15 лет предоставляет своим подписчикам бесперебойный доступ к сотням телеканалов и огромному архиву фильмов, сериалов, мультиков и телепередач.
Еврейское счастье, 1925 год
Немой фильм, снятый руководителем Еврейского камерного театра Алексеем Грановским для своих актеров по мотивам рассказов Шолом-Алейхема. Картина имеет политический подтекст и описывает трагическое положение еврейской бедноты, загнанной царским режимом за черту оседлости. Соломон Михоэлс, сыгравший главную роль Менахем-Мендла, так вспоминал об этой работе: ««Еврейское счастье» было моей первой картиной. И если мой опыт вышел удачным, то я думаю только потому, что я учел тот множитель, на который необходимо помножить театральную игру, дабы быть понятным и ярким на экране. Я задался целью создать в картине не маску, а образ». Автором титров внутри фильма стал сам Исаак Бабель, а художником по титрам и декоратором – знаменитый в то время кубист Натан Альтман.
Однако политические течения тех лет менялись очень быстро, и в 1948 году Соломон Михоэлс был убит сотрудниками МГБ СССР по личному приказу Сталина, замаскировав расправу под дорожно-транспортное происшествие…
Беня Крик, 1926 год
Эта киноповесть в шести частях была снята режиссером Владимиром Вильнером по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля. Бравый одесский бандит Беня Крик поджигает местную тюрьму, а воров, сбежавших во время пожара, принимает в свою банду. После революции Беня продолжает активную политическую жизнь, выдавая свою банду за красноармейский полк…
Интересно, что исполнитель роли одного из бандитов Владимир Кучеренко и в самом деле оказался главарем банды, развернувшей бурную деятельность от Одессы и Крыма до Кавказа. После ареста в 1927 году Кучеренко был осужден и расстрелян, а его имя вычеркнуто из титров.
Во время Великой Отечественной войны картина по документам числилась утраченной, но оказалось, что ее увез в багаже с собой в эвакуацию главный инженер Одесской киностудии Михаил Сигал. Если бы не его верность искусству, картина бы не дошла до современного зрителя.
Биндюжник и король, 1989 год
Начиная с 1930-х в отношении евреев как героев художественных произведений в СССР образовался полнейший вакуум. И только во времена Перестройки стали появляться новые фильмы, а главным вдохновителем для сюжетов остался Исаак Бабель.
Одной из первых картин стал фильм-мюзикл режиссера Владимира Аленикова, снятый по мотивам пьесы «Закат» и «Одесских рассказов». Над сценарием режиссер работал вместе с профессиональным переводчиком Асаром Эппелем, который помог свести воедино два противоположных образа Бени Крика и, таким образом, перевести язык раннего романтика и позднего реалиста Бабеля на драматургическую основу.
Получилась трогательная и невероятная живая история, а звездный актерский состав кинокартины возвел режиссерскую работу в статус шедевра. В роли Бени снялся Армен Джигарханян, его сына сыграл Андрей Ургант, в других ролях снялись Зиновий Гердт, Роман Карцев, Татьяна Васильева, Евгений Евстигнеев, Ирина Розанова и даже тогда еще мало кому известный певец Максим Леонидов.
Искусство жить в Одессе, 1989 год
Этот фильм режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича – более вольное прочтение «Одесских рассказов»: в финале Беня не создает свой революционный отряд, а совершенно в духе перестроечного времени отправляется в эмиграцию. Фильм состоит из узнаваемых персонажей и комических сценок, полностью соответствуя жанру трагикомедии. Актерский состав тоже впечатляет: Михаил Боярский, Олег Табаков, Александр Ширвиндт и, конечно же, Зиновий Гердт в роли Арьё Лейба.
Попугай, говорящий на идиш, 1990 год
Смешной до слез и одновременно горький фильм – плод совместного производства СССР и ФРГ. В роли режиссера и сценариста выступил Эфраим Севела, а в основу сюжета легла его повесть «Мама». Еврейский Иванушка-дурачок Янкель, которого угораздило родиться в Вильнюсе, переживает невероятные приключения: служит польским солдатом, пухнет от голода в сибирском лагере, сражается в Африке против армии Роммеля, попадает военнопленным в Таиланд и снова в ГУЛАГ. Но жернова жестокой военной истории все-таки не смогли стереть в пыль маленького человека, который сумел до конца жизни сохранить оптимизм и веру в людей.
Кстати, в фильме можно увидеть и самого Севелу, он сыграл прохожего еврея на улице, но в титрах это решил не указывать.
Изыди, 1991 год
Художественная совместная киноработа Дмитрия Астрахана и Олега Данилова стала последним советским фильмом, претендовавшим на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», однако не вошла в число номинантов.
Сюжет построен на детальных сценах сельской жизни 1905 года, где единственный еврей и первый мужик в деревне сумел получить патент на мясную и молочную торговлю в Киеве. Драматические моменты разряжаются комическими сценами, а эксцентрические эпизоды перерастают в трагические. А все потому, что мясник Рабинович каждый день с ужасом ждет начала погромов, а все его односельчане, несмотря на общие праздники и многолетнюю дружбу, ни секунды не сомневаются в правильности и справедливости происходящего…
Подстрочник, 1997 год
Перестройка закончилась, СССР распался, новоиспеченных россиян тема еврейского быта и истории преследования не интересовала, да и на государственном уровне стало актуально поднимать гражданский дух и разрабатывать темы, связанные с чисто славянскими идеалами и реалиями, подчас замалчивая проблемы и ценности, важные для десятков малых народов, исконно проживающих на территории России. Именно поэтому 15-серийный документальный фильм «Подстрочник» Олега Дормана, целых 11 лет не допускался на широкий экран, и переломил ситуацию только публичный отказ режиссера от премии «ТЭФИ-2010», который присвоили фильму в категории «Лица».
Документальный сериал построен на рассказах филолога и переводчицы Лилианы Лунгиной, подарившей советским детям «Карлсона» и «Пеппи Длинный чулок». Умнейший и разносторонне развитый человек, знаток мировой философии и литературы, полиглот, учёный, дочь трёх великих культур — русской, французской и еврейской, Лунгина прожила невероятную жизнь, вплетённую в самые тяжёлые и сложные годы истории России XX века. Она легко и часто с улыбкой, иногда с грустью рассказывает о терроре советского режима, о систематических преследованиях евреев, о травле, направленной на лучших людей эпохи, с которыми она была знакома лично…
Фильм стал для многих людей шоком, но реакция заштатных критиков была предсказуема. Вот цитата из «Аргументов и Фактов»: «Вообще, тема посконного русского антисемитизма, пожалуй, основная в фильме «Подстрочник». Русские, оказывается, спят и видят, как бы им погромить евреев. Это у них такая национальная забава» — юродствует автор статьи.
Тем не менее фильм получил несколько наград, в том числе был признан «Событием года» клубом «Телепресса» Академии российского телевидения.
Сотворение любви, 2006 год
Фильм молдавского режиссера Валерия Жереги снят по автобиографической повести Якова Тихмана «Мотл-Шотхен». Эта философская притча с достоверными зарисовками из деревенской жизни насыщена солнечным местечковым колоритом, юмором и безмерной вселенской грустью. Удивительно точно и красочно описывается местечко Зиньков, где в 1930-1950-х годах в мире и согласии жили люди разных национальностей и конфессий. Фактически райский уголок, которого не было на карте СССР: загадочным образом он просто «выпал» из поля зрения тоталитарной системы. В нем спокойно соседствовали православная церковь, еврейская синагога, костел и наследство ислама — старая турецкая крепость. Мотл–Шотхен, сват «от Бога», гений общения и решения сложных человеческих проблем ходит из села в село, из дома в дом, от семьи к семье, «сотворяя любовь», помогая найти свою судьбу. И все, с кем он общается или помогает, отвечают ему благодарностью. Война приходит в Зиньков внезапно, хотя обладающий тонкой интуицией Мотл одним из первых ощутил ее приближение. И не важно, кто первым захотел разрушить земной рай Зинькова — местные приспешники безжалостной системы или завоеватели в черной форме вермахта. Вполне конкретные исполнители обеих враждующих сторон врываются в светлый мир Зинькова и без разбора сеют зло, смерть и разрушение…
Холокост – клей для обоев? 2013 год
Этот уникальный документальный фильм Мумина Шакурова наглядно демонстрирует, к чему может привести забвение, которому всячески старались предать власти историю европейского и советского еврейства.
Идея фильма зародилась после телевикторины «Безумно красивые», в которой участвовали студентки Московского текстильного Университета сестры-близнецы Ксения и Евгения Каратыгины. Им попался вопрос: «Что такое Холокост?» После долгих раздумий девушки предположили, что это клей для обоев.
Мумин Шакуров решил пригласить сестер на экскурсию в Освенцим, в государственный музей Аушвиц-Биркенау. В первой части фильма журналист беседует с девушками в поезде на пути в Варшаву. Сёстры рассказывают ему историю своей жизни. Ближе к концу фильма начинается музейная экскурсия, где девушкам рассказывают о катастрофе еврейского народа и демонстрируют экспонаты. Девушки шокированы, они плачут.
Фильм получил международное признание, и даже был показан в США в рамках Бостонского еврейского кинофестиваля.
Прогулки по Израилю. Последний свидетель расстрелов в Бабьем Яру (RTVI), 2020 год
Я уверена, что в список обязательных к просмотру фильмов о евреях могут войти не только художественные и документальные фильмы, но и телепередачи. Например, прекрасный цикл «Прогулки по Израилю» производства телеканала RTVI, который в полном объеме можно посмотреть без телерекламы на www.etvnet.com , увлекательно рассказывает о повседневной жизни, радостях и проблемах простых обитателей Земли Обетованной.
А выпуск о последнем свидетеле расстрелов в Бабьем Яру представляет развернутое интервью с Михаилом Сидько – единственным на сегодняшний день живым свидетелем бесчеловечного убийства более 33 тысяч евреев. Михаилу, который в 2000 году репатриировался в Израиль, было всего 6 лет, когда на его глазах расстреляли всю его семью, а сам он выжил только благодаря чудесному стечению обстоятельств и самоотверженной помощи добрых людей. С тех пор прошло уже почти 80 лет, но Михаил помнит все в мельчайших подробностях, как будто это было вчера. Он рассказывает о спасении от расстрела, доносчице дворничихе Лушке, своем пребывании в лагере смерти Сырец, где над ним ставили медицинские опыты, о том, как сложилась его жизнь после войны, и, слушая его рассказ, не можешь поверить, что такова была жестокая действительность.
Все вышеперечисленные, а также еще более миллиона других фильмов, сериалов, концертов, мультиков и передач вы можете посмотреть на ETVNET. Смотрите, как вам удобно – на вашем телевизоре в HD качестве, с мобильных устройств или через компьютер.
Мы едем в Америку
О фильме
Компания русскоязычного интернет-тв www.etvnet.com , отмечающая в этом году свой 15-летний юбилей, уже давно стала надежным другом всем русскоязычным жителям Америки, Канады, Европы и даже Австралии. Легальный, качественный сервис позволяет смотреть более 200 каналов Прямого эфира, Записанный эфир за 14 дней и более миллиона фильмов, сериалов, мультиков и передач в Архиве без рекламы. Служба поддержки всегда на связи с 9 утра до 11 вечера – позвоните нам +1-855-879-1881, мы ответим на любые вопросы! Попробуйте сервис etvnet 14 дней совершенно бесплатно!
Комментариев нет:
Отправить комментарий