суббота, 25 июля 2020 г.

ПАРВУС - ПРОРОК, ЗЛОЙ ГЕНИЙ РЕВОЛЮЦИИ


АЛЕКСАНДР ПАРВУС



Евреи были неоднократно биты ‒ слева за то, что они капиталисты, и справа за то, что они социалисты. Лишь один раз в истории еврей был и социалистом, и капиталистом. Это был Александр Парвус. По латыни, «parvus» ‒ «малый», псевдоним, под которым начал публиковаться в социал-демократической прессе Израиль Лазаревич Гельфанд (1867‒1924). Евреев обвиняли справа в том, что они революционеры, и слева в том, что они агенты иностранных правительств. Но только в одном случае в этом можно было обвинить не без оснований одного и того же человека – Александра Львовича Парвуса. Немецкие и российские социал-демократы враждовали по всем вопросам теории и практики революционного дела. В одном они были заодно – в осуждении Парвуса. Теоретик марксизма, торговец оружием, театральный импресарио, организатор стачек в России, немецкий агент, доктор экономики и финансов, публицист, член Российской и Германской социал-демократических партий, финансовый советник младотурок, политический интриган, Парвус любил и ненавидел жизнь. Он любил сладкую жизнь и ненавидел жизнь «униженных и оскорбленных» и тех, на кого возлагал ответственность за эту жизнь. Парвуса любили и ненавидели. Его любили революционеры и женщины – у него было две жены и много любовниц (среди них революционерка Роза Люксембург). Его ненавидели революционеры и женщины, и среди них ‒ Роза Люксембург.



Парвус не был типичным теоретиком марксизма, не был обычным публицистом, не был ординарным болтуном на революционные темы, не был заурядным участником партийных конференций и идейных диспутов. Он был человеком дела. Этим делом была русская революция. Он мечтал ее совершить и очень хотел на ней заработать.

Парвус был прагматичным и предприимчивым дельцом, обладавшим колоссальной энергией в деятельности самого разного рода, изобретательным человеком с огромной фантазией и пророческим даром. Он предсказывал, что Россия проиграет Русско-Японскую войну. Когда это поражение произошло, престиж Парвуса среди германских социалистов вырос. Немецкая разведка заметила и высоко оценила это успешное предсказание. Парвус раньше всех социалистов заявил, что крупнейшие промышленные страны идут к мировой войне.
В 1921 году он произнес пророческие слова, обращаясь к странам Антанты:
«Если вы разрушите Германию, то превратите германский народ в организатора Второй мировой войны».
Он обладал талантом предвидения и в экономике. В самом начале ХХ века он предугадал чрезвычайное значение нефти для экономики. Тогда основным энергоносителем был уголь. Парвус рекомендовал германским промышленникам вкладывать средства в разработку нефтяных месторождений по всему миру, в том числе и в России.


Парвус был не только пророком и теоретиком революции, он был ее практиком. Ему принадлежит идея создать и направлять из-за границы в Россию подпольную газету «Искра». На своей квартире в Мюнхене Парвус организовал типографию, в которой выпускали эту газету. Его квартира стала местом встреч революционеров. Больше всех он сблизился с Троцким, который стал его учеником.

У Парвуса Троцкий заимствовал основные положения известной теории «перманентной революции»:
«Вместе с Парвусом <…> мы отстаивали ту мысль, что русская революция является прологом социально-революционной эпохи в развитии Европы; что русская революция не может быть доведена до конца ни сотрудничеством с либеральной буржуазией, ни его союзом с революционным крестьянством; что она может победить лишь как составная часть революции европейского пролетариата». Предсказав глобализацию в экономике, Парвус распространил ее на политику: революция – есть цепная реакция революций национальных. Концепция перманентной революции была, по сути, идеей глобализации на поприще социальных преобразований. Троцкий так характеризует Парвуса в своей книге «Моя жизнь. Опыт автобиографии»: «Парвус был, несомненно, выдающейся марксистской фигурой конца прошлого и самого начала нынешнего столетия. Он свободно владел методом Маркса, глядел широко, следил за всем существенным на мировой арене, что при выдающейся смелости мысли и мужественном, мускулистом стиле делало его поистине замечательным писателем. Его старые работы приблизили меня к вопросам социальной революции, окончательно превратив для меня завоевание власти пролетариатом из астрономической «конечной» цели в практическую задачу нашего времени. Тем не менее, в Парвусе всегда было что-то сумасбродное и ненадежное.

ПОМИМО ВСЕГО ПРОЧЕГО, ЭТОТ РЕВОЛЮЦИОНЕР БЫЛ ОДЕРЖИМ СОВЕРШЕННО НЕОЖИДАННОЙ МЕЧТОЙ:

РАЗБОГАТЕТЬ».



Участвуя в революции, Парвус доказал свои недюжинные способности. С началом Первой русской революции 1905 года он прибыл в Россию с фальшивым австро-венгерским паспортом. Он был творцом «Советской власти» ‒ создал «советы» путем учреждения Петербургского Совета рабочих депутатов. В начале Первой мировой войны Парвус ратовал за победу Германии, так как это должно привести сначала к революции в России, а затем и мировой – «перманентной революции». Парвус призывал российских социалистов и революционеров способствовать поражению России в «интересах европейской демократии». У него возникла идея свержения царизма объединенными усилиями германских войск и русских революционеров. На осуществление этого плана он получил миллион марок от германского МИДа.



Парвус мечтал уничтожить Российскую империю, страну погромов. Он создал экспортно-импортную компанию, которая специализировалась на тайной торговле между Германией и Россией и из своих доходов финансировала революционные организации в России. Таким образом, Парвус вкладывал в русскую революцию и свои, и немецкие деньги.



6 марта 1915 года Парвус предложил германскому правительству план парализовать Россию путем организации огромной забастовки на немецкие деньги. Он рекомендовал поощрение сепаратистских движений в многонациональной России, управляемых большевиками, которые резко критиковали царское правительство за ведение войны против немцев, «империалистической» войны.

Парвус утверждал, что раздел России и ее поражение в войне – наилучший путь к осуществлению социалистической революции. Меморандум содержал подробные рекомендации относительно того, «каким образом вызвать беспорядки в России и подготовить революцию, которая заставит царя отречься от престола, после чего будет образовано временное революционное правительство, которое готово будет заключить сепаратный мир с Германией».
Это был план Февральской революции 1917 года, изложенный за два года до ее осуществления. Февральская революция была первой и решающей фазой революции, задуманной Парвусом.
По терминологии, изложенной в его меморандуме, она была «гражданской» революцией, которая во второй фазе должна была перейти в «пролетарскую». Видимо, не случайно ее начало совпало с военным наступлением немцев в начале 1917 года.
Царь должен был находиться не в столице, а в удаленной ставке. Благодаря тому, что пути снабжения были перерезаны саботажниками, искусственно создавался недостаток хлеба и топлива, что послужило поводом к началу также организованного восстания. В первую очередь Парвус рекомендовал германскому правительству ассигновать большую сумму на «финансовую поддержку большевистской фракции РСДРП, которая борется против царского правительства. Ее вожди находятся в Швейцарии».
Немцы оказали Парвусу полное содействие. Он получил германский паспорт, которого страстно желал и долго добивался, а вслед за ним два миллиона марок «на поддержку русской революционной пропаганды».


Хотя Парвус был евреем и рос в Одессе, где было много социалистов-евреев, позже вошедших в состав Бунда, он не имел контактов с еврейскими ячейками социалистов. Погромы выработали в нем реакцию отстранения от еврейства. Непонятно, на каком основании А. Солженицын в книге «Двести лет вместе» приписал Парвусу стремление к осуществлению еврейских национальных целей:

«Парвус выдвинул, всегда отстаивал, внушал молодым тезис (и взял его себе задачей на всю жизнь): освобождение евреев в России может осуществиться только свержением царской власти».
Парвус не оставил ни одного свидетельства намерения освободить евреев России. В национальном плане он хотел освободить от царской России только одного еврея – самого себя. Он ненавидел Россию и в девятнадцатилетнем возрасте эмигрировал из этой страны. Он мечтал стать немцем и долго добивался германского гражданства.

Парвус умер от сердечного приступа 12 декабря 1924 года. Он умер презираемым и отторгнутым германскими и российскими социалистами. Парвус успел узнать об убийстве своей бывшей возлюбленной Розы Люксембург, ставшей жертвой неудачной попытки совершения социалистической революции в Германии. Он застал страшный антисемитизм в побежденной и униженной Германии, в которой евреям приписывали вину за развязывание Первой мировой войны и за поражение Германии в ней. Он застал разгул евреененавистников, от которых бежал из России. Бежавший от погромов в чуждой и презираемой им Одессе, он увидел погромы в уважаемом им Берлине. Он столкнулся в Германии с расистской кампанией, напомнившей ему погромы в России, но еще более страшной и безнадежной для евреев, могущих сменить вероисповедание, отказаться от религиозного мировоззрения в пользу атеистической религии, но не могущих поменять свою еврейскую кровь.

В нескольких километрах от его дома был убит немецкий еврей, министр иностранных дел Германии Вальтер Ратенау, так много сделавший для сохранения Германской империи. Германия Ратенау и Парвуса не стала интернациональной, вопреки их чаяниям. Ему, патриоту имперской Германии, не было места в Германии республиканской. Ему, энергичному изобретателю Советов и одному из двигателей революции в России, не было в ней места, ибо его сообщники не нуждались в живом напоминании об их двойной игре с Германской империей, не совместимой с «высокой моралью строителей социализма».
Он застал поражение Берлинской и Мюнхенской революций в 1918 и 1919 годах, а также крах Венгерской Советской республики, и узнал, что его теория «перманентной революции» провалилась. Творец русской революции потерпел жизненный крах.
Алекс ГОРДОН

Комментариев нет:

Отправить комментарий