суббота, 11 июля 2020 г.

Этика заменяет собой эстетику

Этика заменяет собой эстетику

“В Америке появляется новый активизм, который отныне проникает во все аспекты жизни. Одна из ведущихся сейчас рекламных кампаний опрокидывает устоявшиеся каноны красоты. И речь идет об изменении парадигмы с далеко идущими последствиями”, – пишет Le Figaro со ссылкой на немецкое издание Die Welt, рассказывая о “рекламном билборде компании Calvin Klein, занимающем большое и очень дорогое рекламное место в одном из самых оживленных уголков Манхэттена”.
Photo copyright: Celes Pellegrini. CC BY-ND 2.0
“(…) Сегодня чернокожая женщина, родившаяся мужчиной, может возвышаться на огромном билборде как некий идеал, – пишет автор публикации о героине билдорда, американской трансгендерной модели и актрисе Яри Джонс. – Потому что внезапно наше представление о прекрасном, складывавшееся со времен Античности, похоже, уступает место контрмодели, способной заставить нас задуматься о том, что же на самом деле означает “прекрасное”. Но и это еще не все”.
“Чтобы понять всю силу фотографии с Яри Джонс, необходимо двойное прочтение. Прежде всего, нужно поместить ее в американский контекст: в последние месяцы все учреждения, от издателей до агропродовольственных групп и модных журналов, столкнулись с волной обвинений в расизме, с манифестациями и расследованиями в духе борьбы против дискриминации, с заявлениями об отставке и выходом в отставку, – говорится в статье. – Так, музей Гуггенхайма в Нью-Йорке недавно объявил, что он проверит степень, в которой его собственная культурная деятельность пронизана “расистскими структурами” и состоянием ума, благоприятствующим “белому суперматизму”. Макс Холляйн, директор Музея искусства “Метрополитен”, заявил в коммюнике, что история музея связана с логикой угнетения, от которой в будущем придется отказаться”.
“(…) Толстая, чернокожая и транс”: на первый взгляд, Яри Джонс сверх всех ожиданий соответствует требованиям о разнообразии. Бренд Calvin Klein не отказался от остальных своих моделей. Яри Джонс – лишь одно из лиц кампании Pride, чьи модели являются активистами-трансгендерами. Они прекрасно иллюстрируют философию бренда, который хочет обратиться к населению в целом, а также проявить себя как разрушитель традиций: в 1990-е годы фотографии обнаженной и почти по-детски хрупкой Кейт Мосс, растянувшейся на диване, тоже вызвали скандал”, – напоминает Делиус.
“(…) Скорее, это бизнес для компании с 10-значным торговым оборотом, которая хочет придать себе ультрасовременный имидж. Другими словами, противодействие капиталистическому мейнстриму интегрировано в сам капитализм: и несмотря на то, что Яри Джонс, казалось бы, сильно отличается от большинства людей, которые видят ее фотографию, она является неотъемлемой частью населения”, – говорится в публикации.
“(…) Яри Джонс не единственная, кто ратует за признание всех типов тел. (…) Социальное течение “Бодипозитив”, которое отстаивает идею о том, что каждое тело прекрасно, давно стало крайней формой того, что теоретик-феминистка Джудит Батлер уже описала в книге “Вес тел” в начале 90-х годов: тело следует рассматривать не как естественную данность, а как “пространство возможностей”, которое может принимать любую форму”, – отмечает издание.
“Мода давно уже давно опирается на эту теорию. Теперь по подиумам дефилируют модели с нарушениями пигментации, такие как Винни Харлоу, или женщины старше 60 лет с седыми волосами. Для продвижения своей новой помады сезона бренд Gucci сделал ставку на модель со сломанными зубами. Совершенство в несовершенстве – таков новый идеал, не единый, но служащий свидетельством уникальности: красота в разнообразии”.
“Но можем ли мы все же говорить о красоте? В свое время философ Александр Готлиб Баумгартен, автор термина “эстетика”, первым обозначил “красоту” не как свойство вещей, а как восприятие: нечто является прекрасным, когда я могу это обосновать. Месседж Яри Джонс и активистская концепция красоты, которую она защищает, ясна: я прекрасна, потому что я существую. Достаточно ли этого?” – задумывается автор статьи.
“Подобная позиция может оскорблять или возмущать, в ней можно усматривать появление манихейского мировоззрения, в котором истеблишмент и его жертвы являются лишь дихотомическими. Согласно этой логике, идеалом красоты могла бы стать многократно усиленная “роль жертвы”. (…) Представляется, что речь идет уже не о чем-то эстетическом. Дискурс взял верх над красотой. Этика заменила собой эстетику (…) “, – резюмирует Мара Делиус.
Мара Делиус, Die Welt | Le Figaro
Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий