вторник, 28 июля 2020 г.

ПОЧЕМУ МЫ ПОСТИМСЯ 9 АВА?

Арье Парнис

Почему мы постимся 9-го Ава?


По лекции Элиэзера Шаргородского к 9 Ава
Может стоит отменить все эти посты?
Чего нам по-настоящему не хватает в современном мире?
Посты в наши дни — продолжать или нет?
Четыре поста, связанных с разрушением Храма, являются одной из ведущих осей еврейского календаря. 10 тевета — начало осады Иерусалима в период Первого Храма. 17 тамуза — день, когда проломили городскую стену Иерусалима в период Второго Храма (9 тамуза в период Первого храма). 9 ава — день разрушения Первого и Второго Храма. 3 Тишрея — день убийства Гдалии бен-Ахикама, окончательное опустошение Иудеи после разрушения Первого Храма. Тысячи лет еврейский народ постится в эти дни, читает особые молитвы. Создан целый кодекс законов, посвященный этим дням. Для современного светского человека эти посты странные и непонятные. Для еврея, соблюдающего традиции, они сами сабой разумеющиеся. Интересно, что уже тысячи лет назад мудрецы хотели отменить эти посты.
2500 лет назад, сразу после того, как Второй Храм был отстроен, люди обратились к пророку Зехария с вопросом, продолжать ли им поститься или нет. Его ответ был:
И было слово Г-спода Ц-ваота ко мне сказано: Так сказал Г-сподь Ц-ваот: пост четвертого (месяца) и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого будет для дома Йеуды радостью и весельем, и праздниками хорошими, и правду и мир любите. Так сказал Г-сподь Ц-ваот: еще придут народы и жители городов многих, И пойдут жители одного (города) к (жителям) другого, говоря: пойдем молиться Г-споду и искать Господа Ц-ваота: пойду и я. И придут народы многие и племена сильные искать Г-спода Ц-ваота в Йерушалайме и молиться Г-споду. Зехария 8, 18-22
В Вавилонском Талмуде появляется спор вокруг этих слов. Почему пророк одновременно называет эти дни "постом" и "радостью и весельем". Одно мнение говорит: "когда есть мир - радость и веселье, нет мира – пост". Другой мудрец (рав Папа) считает: "есть мир – радость и веселье, есть (религиозные) преследования – пост, нет преследований и нет мира – хотят постятся, хотят не постятся … . Трактат Рош-а-Шана, 18,2.
По мнению Раши "мир" - это когда нет большого давления на евреев со стороны властей. А если есть "радость и веселье" – есть запрет оплакивать и поститься в эти дни.
После Шестидневной войны, после чудесной победы небольшого еврейского государства над тремя большими и сильными арабскими странами, которые угрожали уничтожить нас; после нашего возвращения в самые святые места нашей истории и культуры, поднялся призыв отменить посты в память о разрушении Иерусалимского Храма. Ведь наше состояние больше никак не является "шмадом", религиозными и национальными преследованиями. Однако, несмотря на кардинально изменившуюся действительность, еврейский народ решил иначе и продолжил поститься.
Какова внутренняя причина этого решения? Это инерция 2000 лет галута? Отсутствие готовности взять ответственность и изменить традицию согласно поменявшейся действительности? Или за этим скрывается нечто большее?
Одна из удивительных сцен, связанных с этим, разыгралась на уроке равина Цви Йеуда а-Коэн Кука, выдающегося равина, главы движения религиозного сионизма. После Шестидневной войны на его урок собрались многочисленные ученики. Среди них были солдаты, освободившие Иерусалим, Иудею и Самарию, Голаны и Синай. На вопрос равина, "что будем учить", ответил Ханан Порат, из освободителей Храмовой горы, что стоит начать с законов Храма. На это ему ответил рав Цви Йеуда, что по его мнению, нам придется еще долго учить законы Царей и их войн. Другими словами, время на строительство Храма еще не пришло.
Однако почему это так? Ведь нет уже тех тяжестей и бремени галута. Мы, как народ, вернулись в самые святые места нашей страны. Мы создали свое независимое государство и армию, защищаем себя, строим дома, сажаем деревья. Земля процветает, экономика поднимается. Так чего же нам не хватает? О чем плакать? Зачем продолжать поститься?
Чтобы ответить на этот вопрос, стоит понять, а что у нас было при Храме, чего не стало и чего нам не хватает, о чем стоит заново начать мечтать.
Иерусалим в еврейской традиции
Один из основных образов Иерусалима и Храма в иудаизме - это сердце. Подобно сердцу которое пульсирует и циркулирует кровь по всему организму, так Иерусалим дает жизненную энергию всей стране, всему народу. Наглядный пример этому – еврейский подъем в Иерусалим в период Второго храма, когда город наполнялся сотнями тысяч паломников со всего Израиля и со многих стран мира. Это был удивительный феномен в древнем мире.
В Торе сказано:
"Три раза в году пусть являются все мужчины твои пред лицом Г-оспода, Б-га В-сесильного Б-га Израиля". (Шмот 34,23).
Мишна описывает, что перед Шлошет аРегалим, праздниками подъема в Храм, в городе и в его округе начинались большие приготовления к приему пилигримов. Ремонтировали дороги и улицы, миквы и цистерны с водой, печи для пасхальных жертвоприношений и мн. др. (смотри Мишна, трактат Шкалим, 1,1).
Мудрецы описывают 10 чудес, которые были в то время. Среди них "и не сказал человек, тесно мне место переночевать в Иерусалиме". (Авот деРаби Натан 35, 1).
Народ – вечный паломник Андрэ Неер, один из известнейших еврейских философов Франции, который чудом спасся во время Катастрофы, дал этому феномену особенный характер. Прячась от нацистов, их семья рисовала Пасхальные Агады. На страницах выделялась фигура еврея, который идет в Иерусалим. В отличии от облика "вечного жида", скитающегося убийцы бога, в этом образе еврей это вечный паломник, всегда в пути в Иерусалим, в Храм, на встречу со В-севышним.
Иерусалимский Храм в еврейском восприятии это духовная святыня, центр мировой этики и морали. В нем проявляется величие и внутренняя суть еврейского народа. Именно он сможет вернуть жизненную циркуляцию еврейскому народу и всему миру. А пока Храма нет, нам этого так не хватает, и мы продолжаем поститься.
Рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук пишет:
Если мы осознаем собственное величие, то поймем и свою сущность, а если забудем собственное величие, то забудем и самих себя, а народ, забывший самого себя, ничтожен и унижен. Орот, стр. 55
Чтобы вернуть живое кровообращение и поток энергии, надо вернуть центральное место Иерусалима в нашу жизнь. Превратить Иерусалим из "центра конфликта" в "центр народа". Нам надо возобновить подъем в Иерусалим. Не в комфортабельных машинах и автобусах, а подниматься пешком. Восходить общинами, массами в Иерусалим.
Таким образом, мы вернем центральное место Иерусалима и Храма в наше сознание, в самосознание народа. Вернем циркуляцию жизненной энергии в современную израильскую и мировую действительность.


Комментариев нет:

Отправить комментарий