Можно ли уйти от судьбы?
У каждого человека своя судьба, свое предназначение, каждый из нас — уникальная личность. Но что является общей судьбой всех евреев?
На протяжении тысячелетий Менора являлась символом народа Израиля, олицетворением миссии еврея. В Иерусалимском Храме горел Семисвечник, ставший символом еврейского государства. Когда римляне покорили Иудею, они изобразили перевернутую Менору на триумфальной арке Тита.
Впервые свет Меноры был зажжен Аароном в Мишкане в Синайской пустыне. «И сделал так Аарон», — подчеркивает Тора. Аарон сделал все в соответствии с указанием Всевышнего. Но достаточно было бы Торе промолчать, и мы не узнали бы, что Аарон выполнил заповедь и зажег Менору. Зачем же лишние, на первый взгляд, слова: «и сделал так Аарон»?
В повествовании о шести днях Творения пятикратно звучит фраза: «И было так». Слово «так» является подтверждением того, что все в этот день было сотворено по воле Творца. Только в первый день это слово опущено. И не случайно, утверждает книга «Зогар». Рассказ о творении света в этот день — «Да будет свет!» — олицетворяет не физический свет (ведь не было ещё Солнца и светил), а саму духовность. Свет этот был вскоре сокрыт для праведников будущих поколений. Ибо лишь человек может привнести свет духовности во тьму физического мира.
Зажигая Менору, Аарон воплощает в жизнь не только цель Исхода, но и Творения мира. Потому опущенное слово «так» первого дня появляется в словах: «И сделал так Аарон». Пришло время праведникам нести свет в этот мир! Не случайно свет Меноры стал символом миссии евреев.
— Ну, бросьте, — предвижу я возражения скептика, — не хочу я исполнять никаких миссий, а предпочитаю просто жить в свое удовольствие.
Может ли человек уйти от судьбы?
Когда евреи подходили к горе Синай, то выразили желание принять Тору фразой: «Исполним и поймем!» Затем Всевышний заставил их принять Тору. Талмуд объясняет, что над евреями как бы была поднята гора Синай. Синайское откровение было ошеломляющим событием, каждый еврей поднялся до уровня пророка, «видел молнию и слышал гром» и потому потерял свободу выбора отказаться от Торы. Но зачем же заставлять принимать Тору тех, кто хочет ее принять?
Магараль из Праги дает удивительное объяснение: «Если бы евреям была дарована Тора только из-за их желания, то мы решили бы, что судьба полностью в руках человека. Всевышний лишил их свободы выбора и показал, что ход истории в руках небес». Царь Давид пишет в Псалмах: «Много мыслей в сердце человека, но реализован будет лишь замысел Всевышнего». Человек предполагает, а Б-г располагает.
Почему евреи разбросаны по всему свету? — спрашивает Талмуд. — Во имя того, чтобы исполнить свою историческую миссию — стать светочем для народов! Миссия народа Торы — показать человечеству, что такое любовь, справедливость, милосердие. Среди народов мира находятся души праведников, которые стремятся к свету. Среди неевреев всегда находились люди, которые стремились стать евреями. Во имя того, чтобы собрать эти искорки света, разбросанные по всему миру, еврейский народ и был отправлен в изгнание. Переходя из одной страны в другую, евреи несли свой свет, свои меноры, освещая путь людей, ищущих Б-га.
— Но ведь евреи были изгнаны в наказание за свои грехи? — вопрошает великий каббалист Аризаль. — Могли ли мы быть светочем для народов, оставаясь в Израиле? Аризаль дает потрясающий ответ. «Если еврей несет свет, то его Менора подобна маяку. Тогда еврею не нужно идти в изгнание, на его яркий свет идут люди отовсюду. Если же еврей задумал погасить свет своей Меноры, то ему это не удастся. Все равно искорка еврейства остается в его душе.
Наша судьба — стать «Менорой» и нести свет. Выбора здесь нет. Но мы выбираем: быть маяком или лишь искоркой света. Свет все равно придет в этот мир — в этом замысел Всевышнего. Вопрос лишь в том, как сложится наша жизнь.
Сравните судьбы Моисея и Элимелеха, которые жили в тяжелые для евреев времена. Моисей избрал путь служения своему народу, а Элимелех бежал из Израиля, чтобы не делиться своими богатствами. Мидянин Итро пришел к Моисею на свет Синайского откровения. Элимелех отправляется в Моав во имя своих богатств. Но то, что он выбрал, — потерял, а то от чего бежал, — нашел! Моавитянка Рут возвращается с Неоми, вдовой Элимелеха, в Израиль и становится прабабушкой царя Давида.
Художник Алекс ЛЕВИН
Комментариев нет:
Отправить комментарий