Как увеличить количество евреев до 100 миллионов, или Еврейка ли моя сестра?
АВТОР:
Еврей это тот, кого другие считают евреем.
(Жан Поль Сартр (1905–1980)
Это только на первый взгляд вопросы заголовка не имеют смысла, так как всем известно, что евреем можно считать тех у кого мать еврейка или прошедшего гиюр. Желательно ортодоксальный. Оказывается всё не так однозначно…
Вы не еврей
По мнению русскоязычного студента Иешивы из Белоруссии, с которым мы разговорились пару лет назад у стены Плача в Иерусалиме, я, у которого мать еврейка, не еврей. Объяснил он своё неожиданное для меня утверждение тем, что я не веду еврейский образ жизни: не соблюдаю кашрут, работаю в Шаббат, не всегда посещаю синагогу в Судный день. Впрочем, студент не говорил чего-то необычного. В Израиле харедим (ультраортодоксы), которые составляют, как минимум, 10% еврейского населения, человека, не соблюдающего религиозных канонов, не считает евреем.
В Германии, где любят перед началом концерта рассказывать о выступающих, к нам (мы играли дуэт с болгарским скрипачом) подошёл ведущий и спросил как нас представить. При этом почему-то интересовался национальностью. Я сказал, что русский еврей (“руссише юде”) и удивился, когда он представил меня:
- Русский пианист из Москвы.
- Почему русский? - спросил я после концерта.
- Не хотел Вас ставить в неловкое положение, - ответил он, демонстрируя удивительное для немца знание иудаизма. - Сегодня пятница. Евреи не работают.
Действительно, потом я неоднократно убеждался, что в Германии, особенно, в Западной, многие считают, что еврей это религия, а не национальность.
Экскурс в историю
В библейские времена галахические каноны принадлежности к еврейству соблюдались, мягко выражаясь, не слишком строго. Так сын патриарха Иакова Иуда (Иехуда) женился на дочери ханаанеянина, у Иосифа, советника фараона, известного толкователя снов, женой была египтянка Аснат, и даже у пророка Моисея одна жена была мидьянитка (моногамия пришла позднее), а вторая кушиткой. Особенно много примеров смешанных браков происходит во времена Первого Храма (950-586 до н.э.). Руфь, прабабушка царя Давида, была маовитянка, да у самого Давида были сплошь нееврейские жёны. Ну, а у любвеобильного царя Соломона таких негалахических жён было великое множество. Таким образом, в библейские времена частью еврейского народа стали не только евреи по Галахе, но и представители других окружающих народов. Причём, таких, о которых сегодня помнят только историки религии или Древнего Мира. Поэтому говорить об этнической чистоте у современных евреев можно с большими оговорками… Нет другого такого народа, к которому можно присоединиться, приняв его религию. Оттого, например, что еврей принимает православие и вешает на грудь большой крест, он не становится русским.
Проблемы Закона о Возвращении
Исходя из сказанного, мне, не живущему в Израиле, кажется правильным вернуть Закону о Возвращении (ЗОВ) формулировку первого премьер-министра Израиля Давида Бен-Гуриона, который исходил из определения Герцля: “В Эрец-Исраэль имеет право репатриироваться каждый, кто считает себя евреем”.
Закон Герцля-Бен-Гуриона сохранялся до первого января 1960 года: “Тот, кто чистосердечно декларирует, что он является евреем и не принадлежит к другой конфессии, регистрируется как еврей”.
С этого времени министр внутренних дел Моше Шапиро пришёл к сегодняшнему варианту: “Евреем считается рождённый от матери-еврейки или принявший иудаизм по Галахе”.
Между тем, сегодня в Израиле, значительное количество евреев, у которых мать еврейка, но которые не соблюдают религиозные традиции и не ведут еврейского образа жизни (а таких подавляющее большинство среди приехавших из Советского Союза), если и считаются евреями, то не в полной мере. Например, у них могут возникнуть проблемы при заключении брака, проведении религиозного свадебного обряда и даже при похоронах на освящённом еврейском кладбище. Так у дочери моего приятеля, русского, женатого на еврейке, возникли проблемы, когда она захотела выйти замуж за религиозного еврея и обратилась к ортодоксальному раввину. Раввин потребовал предоставить доказательства, что её прабабушка (!) была еврейкой или пройти строгий гиюр -полтора года жить так, как живут ультраортодоксальные евреи. В результате молодая пара вынуждена была официально заключить брак на Кипре. Та же ситуация с разводами. Фактически, законы государства Израиль лишают израильтян права жениться или разводиться в своем государстве, так как брак и развод находятся в ведении раввинистских судов. Ну как тут не вспомнить начальные строки Книги Рут: “И было, в те дни, когда правили судьи, был в стране голод”.
Ортодоксальные раввины, которые определяют многие стороны жизни в еврейском государстве, не изобрели велосипед. Еще в XVIII веке понятие “еврей” соответствовало понятию “иудей” или “лицо еврейского вероисповедания”. Тот кто не соблюдал иудейские заповеди евреем не являлся. Но XXI-й век внёс коррективы. Евреи разделились на соблюдающих и не соблюдающих. По существу, на евреев и иудеев. И количество первых (точной статистики нет) уже давно превысило количество вторых.
Освальд Руфайзен
Тут уместно вспомнить еврея и одновременно, католического монаха, известного как отец Даниэль, о котором в своё время писали в своей книге Леонид Комиссаренко и Сэм Ружанский
Напомню вкратце. В 1962 году Освальду, который, хотя и вынужден был в 1942 году, чтобы выжить, принять католичество, всегда считал себя евреем но ему было отказано в израильском гражданстве. Верховный суд, рассмотрев дело Освальда Руфайзена против министра внутренних дел, хотя и признал, что Галаха считает крестившихся евреев евреями (!), сделал сногсшибательный вывод: “еврей это тот, кого другие считают евреем”, повторив слова Жан-Поль Сартра, вынесенные в эпиграф. Таким образом, принявший христианство отец Даниэль, по мнению суда, не может считаться евреем, так как, “… ни отцы сионизма, ни любой еврей никогда бы не сочли евреем верующего христианина”.
Тем не менее, отец Даниэль не уехал из Израиля, до конца своих дней руководил в Хайфе общиной евреев-христан и ввёл в этой общине богослужение на иврите.
Не могу согласиться с формулировкой Верховного суда “любой еврей”, так как я, например, считаю свою сестру, убеждённую христианку, еврейкой. Да и она сама таковой себя считает. Есть у меня приятель, еврей, принявший христианство, который тоже от своего еврейства не отказывается. Интересно и какой же национальности принадлежат моя сестра и мой приятель? Вопрос, что называется, на засыпку… Тем более, что БАГАЦ образца 1960 года заявил, что: “… ни один из израильских законов не дал определение, кого считать евреем”.
Вот и выходит, что у проживающих в Израиле крестившихся евреев (мой упомянутый выше приятель из их числа) графа национальности должна оставаться пустой.
Послесловие
Правильно ли это? Спорный вопрос. Думаю, что если бы к формулировке основателя Всемирной сионистской организации и основоположника идеологии сионизма Теодора Герцля прислушались, то количество евреев в мире значительно увеличилось, что было бы совсем неплохо. Пару лет назад комментатор и автор “Мастерской” Анатолий С. на девятом израильском канале оптимистично предположил, что в этом случае, количество евреев в мире перевалило бы за 100 миллионов. А что? Чем чёрт не шутит. Очень может быть…
Источник: "МАСТЕРСКАЯ"
Комментариев нет:
Отправить комментарий