среда, 13 мая 2020 г.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ВСЁ

Из чего состоит всё

Эдуард Шифрин 14 апреля 2020

Часть третья. Каббала информации

Основываясь на аргументах, приведенных в первой и второй частях статьи, считаем правомерным трактовать каббалистическое понятие «света» как обозначение информации. Подробно эта концепция описана нами в книге «От бесконечности до человека» (М.: Книжники, 2018).
Каковы же дальнейшие пути развития каббалы информации?
Одна из базовых книг каббалы «Сефер Йецира» начинается так: «С помощью 32 мистических путей Мудрости выгравировал Вечный, Г‑сподь воинств, Б‑г Израиля, Б‑г живой, Царь мира, Б‑г Всемогущий, Благой и Милосердный, Высокий и Возвышенный, Живущий в Вечности, Чье Имя — Святой, он Святой и очень Возвышенный. И Он создал Свою Вселенную с помощью трех книг — Текст, Число и Коммуникация».
Этот пассаж, с нашей точки зрения, подтверждает закономерность использования понятия «информация» в Творении, так как буквы и цифры являются информационным кодом, а коммуникация — способом передачи информации. Подобную же мысль о коммуникации информации высказывает Арье Каплан в комментариях к книге «Сефер Йецира». Следует также обратить внимание, что в приведенном пассаже имена Всевышнего вначале приведены в порядке движения сверху вниз по дереву сфирот, а потом снизу вверх: по нашему мнению, это свидетельствует о том, что одним из главных условий существования Творения является циркуляция информации.
Титульный лист книги «Сефер Йецира» с комметариями. Издатель Яаков бен Нафтали Газоло. Мантуя. 1562
Таким образом, Творение можно рассматривать как иерархию информационных миров с непрерывной циркуляцией информации — от Эйн Соф и к Эйн Соф. Важно отметить, что луч, излученный в процессе цимцума, нес в себе информацию о всем Творении в целом, и первым его порождением был Адам Кадмон («Предвечный человек»), из которого были сформированы последующие информационные миры, последним из которых на настоящий момент является Адам а‑Ришон («Первый человек»).
Остановимся на основных, в нашем понимании, идеях развития каббалы информации.
Но сначала перечислим основные понятия каббалы информации:
1. Сфира — область в информационном пространстве, содержащая сосуд (информацию) о проявлениях Всевышнего (доброта, суд и т. д.), свет и информацию о Всевышнем.
2. Речения Всевышнего — информационные команды.
3. Заповеди — информационные инструктивные команды.
4. Тора — информация о Творении.
5. Благословения — информационные каналы.
6. Молитва — информационное обращение ко Всевышнему.
7. Душа — основной реципиент и отправитель информации.
Важно обратить внимание на тот факт, что речения Всевышнего и Тора являются примерами того, что в современной теории информации называется «компрессией данных». Речения Всевышнего крайне лаконичны. Например, речение Всевышнего «Да будет свет» содержит в себе огромное количество информации, на эту тему написаны тома комментариев. То же самое можно сказать и об остальных Его речениях.
Тора также написана крайне лаконичным языком, и в Торе нам дан пример эффективного кодирования информации. Имена Всевышнего, такие как Э‑ль, Э‑локим, Тетраграмматон, выражены всего несколькими буквами. Однако они несут в себе огромное количество информации об отношении Всевышнего к Творению. Э‑ль — милосердие, Э‑локим — суд, наказание, категоризация и т.д. Поэтому, когда мы встречаем в Торе Имя Всевышнего, мы сразу понимаем контекст, обозначенный несколькими буквами.
Отдельно следует остановиться на понятиях «пространство» и «время». Существует мнение, что в высших информационных мирах (Ацилут, Брия, Йецира) понятие пространства в нашем понимании отсутствует. Подробно обсудить этот вопрос здесь и сейчас не представляется возможным, но приведем на этот счет несколько тезисов.
В современной науке понятие пространства не имеет четкого определения. Исаак Ньютон выдвинул идею абсолютного пространства, которое можно образно описать как контейнер, содержащий материю и энергию. Он называл пространство «сенсориумом Б‑га». Аристотель считал, что пространства не существует без содержимого — материи и энергии. В Специальной теории относительности Эйнштейн объединил понятия «пространство» и «время». В Общей теории относительности Эйнштейна пространством фактически считается гравитационное поле. Все три вышеозначенные теории понимали пространство как континуум. Теория петлевой квантовой гравитации, которая на сегодняшний день пока еще экспериментально не подтверждена, считает пространство и время дискретными. Великий философ Иммануил Кант считал пространство внешним аспектом нашего восприятия мира, а время — внутренним.
Нам представляется, что пространство в нашем мире следует понимать как степень возможности информационного обмена. Мы измеряем пространство условными единицами (сантиметры, метры, парсеки, световые годы), однако важными для нас субъективными понятиями остаются «близко» и «далеко».
С точки зрения тактильного информационного обмена расстояние два метра — это далеко. С точки зрения звукового информационного обмена далеко — это двадцать метров. С точки зрения зрительного обмена далеко — это километр. С точки зрения информационного обмена с помощью электромагнитных волн (максимальной скорости распространения информации) далеко — это световые годы.
Мы преодолеваем пространства с целью получения информации.
В высших мирах, как мы считаем, также существует пространство информационного обмена. И метрикой данного пространства является степень сокрытия информации о Всевышнем (в каббале это называется «гиштальшелут»), которая имеет свое начало в процессе цимцум и окончание в нашем мире. Соответственно, каждой субстанции Творения соответствует определенная степень сокрытия информации о Всевышнем. Менять свое местоположение в информационном пространстве высших миров может только душа человека. При этом важным является то, что сокрытие информации о Всевышнем производится посредством постепенного развертывания другой информации — о системе сфирот, об ангелах, об окружающем нас мире и т. д.
С этой точки зрения элементарные частицы (электрон, протон, нейтрон и т. д.) и действующие между ними силы также можно считать информационными программами, заложенными Всевышним в момент Творения.

Время

Как мы уже указывали, в понятии «цимцум» нам представлена темпоральная последовательность, называемая в каббале «седер зманим» («порядок времени»). Это понятие можно интерпретировать следующим образом: темпоральная последовательность в Творении представляет собой пульсации информации — от источника и к источнику. Поскольку мы созданы по образу и подобию Б‑жьему, наше информационное взаимодействие с окружающим миром происходит посредством информационных пульсаций. Мы получаем информацию от мира, анализируем ее, действуем и, тем самым, отдаем информацию в мир.
Интересно, что ученые столкнулись с проблемой «пульсаций» при создании программ для роботов. Эта проблема получила название «фрейм програм». Когда робот производит какое‑то действие согласно заложенной в нем программе, он производит бесчисленное количество изменений в окружающей среде. Чтобы произвести следующее действие, программа, заложенная в роботе, должна быть способна проанализировать, какие изменения произошли в окружающей среде в результате изначального действия, принять правильное решение и совершить новое действие. Однако на практике учесть все изменения невозможно ввиду ограниченности ресурса и скорости действий компьютера. Поэтому «фрейм програм» заключается в вопросе: какие изменения необходимо учитывать и как это сделать, а какими можно пренебречь.

Часть четвертая. Каббала информации и наука

Понятие информации появилось в нашем обиходе не сегодня.
Пифагорейцы считали, что Вселенная состоит из цифр, то есть из информации. В позднейшей древнегреческой философии понятие информации ассоциировалось с теорией форм Платона, заключавшейся в том, что всякой сущности нашего мира соответствуют форма и идея, которые являются внепространственными и вневременными и существуют в мире форм и идей. Например, разным лошадям нашего мира соответствует одна идея (или форма) лошади в мире идей и форм. Платон считал, что все, что происходит и существует в нашем мире, может быть измерено цифрами. В этом он был последователем пифагорейцев. Таким образом, он связывал формы и идеи — то есть информацию — с цифрами, то есть с математикой.
Следует отметить, что и современные математики разделяются на платоников и сторонников формалистского подхода. Платоники считают, что существует мир математических идей, которые мы можем открывать. Сторонники формального подхода полагают, что математика — это изобретение человеческого разума. К числу сторонников платонического подхода можно отнести Курта Гёделя, одного из величайших ученых XX столетия в области математической логики, а также Роджера Пенроуза, одного из крупнейших математиков современности. В своей книге «Тени разума» Пенроуз пишет: «Мир Платона — это идеальный мир совершенных форм, отличный от нашего физического мира. Но наш физический мир должен быть понимаем в терминах мира Платона. Он также находится вне наших несовершенных ментальных конструкций, однако наш разум имеет некоторый доступ в платонические реалии через наше осознание математических форм и наши способности рассуждать о них».
Аристотель, ученик Платона, отрицал его теорию форм, но в то же время считал необходимым условием понимания любого объекта информацию о нем, заключающуюся в знании формы и структуры объекта, описанной с помощью чисел.
В настоящее время в науке утверждается мнение, что базовой основой нашей реальности является информация. Фактически по этому поводу среди ученых достигнут консенсус. Пионером идеи о том, что информация является базой нашей реальности, стал один из величайших физиков ХХ столетия Джон Арчибальд Уилер, о котором мы уже упоминали в первой части статьи.

Каббала информации и структурный реализм

Воззрение современной науки на реальность можно разделить на несколько течений: научный реализм, антиреализм (скептицизм) и структурный реализм. Сторонники научного реализма считают, что мы должны верить в ненаблюдаемые физические сущности, постулируемые нашими наиболее успешными научными теориями. Иначе, по их мнению, успех современной науки можно было бы объяснить только чудом. Антиреалисты, в свою очередь, полагают, что мы не должны верить в ненаблюдаемые сущности, так как все развитие науки состоит в постоянном отбрасывании старых теорий и замене их новыми (аргумент метаиндукции).
В 1989 году Джон Уоррелл представил свою теорию структурного реализма, имевшую целью примирить позиции реалистов и антиреалистов. Основная идея Уоррелла в том, что не следует принимать взгляды реалистов, будто природа ненаблюдаемых объектов правильно описывается лучшими научными теориями, но не следует также принимать аргументы антиреалистов. Уоррелл считает, что мы должны рассматривать только структурный реализм, состоящий в том, что, несмотря на смену теорий, математическое и структурное содержание не меняется. В своей работе среди сторонников структурного реализма Уоррелл называет величайшего математика Анри Пуанкаре, Артура Эддингтона, экспериментально подтвердившего Общую теорию относительности Эйнштейна, одного из выдающихся физиков XX столетия Германа Вейла, а также философа Бертрана Рассела.
Джон Уоррелл
Структурный реализм имеет в виду, что научные теории говорят нам только о форме и структуре ненаблюдаемого мира, а не о его природе. Это перекликается с идеями Иммануила Канта о том, что, наблюдая объект, мы видим результат его взаимодействия с нами, а не истинную его природу («вещь в себе»). Таким образом, либо реальная природа вещей непознаваема, либо ее не существует вовсе, а существуют только форма и структура (то есть информация).
Анри Пуанкаре писал, что отброшенные теории прошлого правильно определяли истинное соотношение между объектами, которые природа навсегда спрятала от наших глаз.
Это направление в науке называется эпистемиологическим (описательно‑структурным) реализмом, и его основную идею можно выразить следующим образом: мы не можем знать индивидуальности, которые устанавливают структуру мира, но можем знать их свойства и их отношение. В последующем была развита теория онтического структурального реализма («онтическая» — базовое свойство самой реальности, а не описание). Идею онтического структурного реализма можно выразить так: индивидуальности не существует, существуют только структуры. Теория структурного реализма обширна и не может быть рассмотрена в рамках нашей статьи, но мы сформулировали основные понятия. И здесь нам следует вернуться к вопросу, поднятому Саадьей Гаоном в его критике софистов (см. первую часть нашей статьи). Что же является объективным и что — относительным?
Один из основателей квантовой механики — Макс Борн писал, что реальность, по его мнению, — это инвариантность структуры, независимо от других аспектов: «Идея инварианта — это ключ к пониманию реальности не только в физике, но и во всех аспектах нашего мира».
Артур Эддингтон, со своей стороны, формулировал так: «Что я могу знать? Структуру». Идея Общей теории относительности Эйнштейна базировалась на понятии общей ковариантности, которую надо понимать следующим образом: любые модели пространства‑времени, полученные в результате определенных трансформаций, эквивалентны друг другу.
Очень важной для понимания идей структурного реализма является математическая теория категорий. Под категорией здесь понимается совокупность абстрактных элементов, называемых объектами категорий, и так называемых морфизмов, определяющих правила трансформации одних элементов в другие. Например, идентичный морфизм преображает объект в самого себя. Теория категорий и ее частный раздел, теория групп, играют огромную роль в современной математике и физике.
Идея структурного реализма в свете теории категорий заключается в том, что различные представления физической структуры могут быть трансформированы друг в друга, и при данных трансформациях имеется инвариантное состояние, которое является объективным.
Использование теории категорий позволило сделать ряд важных открытий в квантовой физике и других областях науки. Фактически структурный реализм уничтожает разницу между физикой и математикой.

Инварианты каббалы и информации

Интересно рассмотреть структуру Творения, описанную каббалой, на предмет наличия в ней инвариантов. Структуры дерева сфирот, мира Ацилут и миров Брия, Йецира и Асия идентичны, то есть инвариантны. Процесс изменения структуры дерева сфирот вышеозначенных миров можно описать, говоря языком теории категорий, через трансформации, связанные со степенью сокрытия информации о Всевышнем. Так, например, сфира Хохма мира Брия отличается от сфиры Хохма мира Йецира тем, что они находятся в информационных областях с разными степенями сокрытия информации о Всевышнем. Соответственно есть отличие между сфирой Хохма мира Йецира и мира Асия.
Согласно теории Алтер Ребе, наша душа имеет структуру дерева сфирот, а следовательно, тоже является структурным инвариантом. Надо подчеркнуть, что речь идет об одинаковой структуре, но не о полной идентичности душ.
На основании всего вышесказанного считаем возможным сделать вывод, что каббала информации объективно отражает структуру Творения и, в частности, нашу реальность.
Страница со схемой сфирот из книги «Сефер Йецира» Издатель Яаков бен Нафтали Газоло. Мантуя. 1562

Заключение

Любая теория, объясняющая существующие факты, является хорошей. Но теория, которая не только объясняет существующие факты, но и делает предсказания, является лучшей. Поэтому возникает вопрос: какие предсказания в отношении структуры нашего мира может сделать каббала информации?
Одним из принципиальных отличий каббалы от науки является то обстоятельство, что наука рассматривает только нашу Вселенную, а каббала охватывает все Творение, в котором наша Вселенная — лишь одна из частей. Соответственно, наука рассматривает взаимодействие сущностей нашей Вселенной между собой, а каббала, в дополнение к этому, рассматривает их взаимодействие с источником и информационными прообразами. В связи с идеей каббалы информации мы считаем возможным сделать следующие заключения и предсказания:

1. Всю реальность нашего физического мира можно описать с позиции каббалы информации.
2. Время несимметрично. Поясним. Все современные физические теории не запрещают течение времени в обратном направлении, хотя экспериментально такие факты никогда не наблюдались. Существует ряд теорий ретроказуации — в частности, теория Уилера–Фейнмана, — но они экспериментально не подтверждены. Доказанных объяснений асимметричности времени на сегодняшний день не существует. Есть попытки объяснить асимметричность времени с точки зрения Второго закона термодинамики, однако они не имеют реального научного обоснования и являются спорными.
3. Пространство и время дискретны, то есть существуют мельчайшие неделимые части пространства и времени.
4. Каббала информации посредством теории информационных прообразов может дать объяснение знаменитой проблеме измерения в квантовой механике, а также эффекту квантовой запутанности.
5. Каббала информации может объяснить роль симметрии и асимметрии в нашем физическом мире.
6. Каббала информации может дать объяснение так называемой «трудной проблеме сознания», которая заключается в постановке вопроса: каким образом физические импульсы в нейронах нашего мозга преобразуются в абстрактные мысли и чувства. Свои мысли и подробные объяснения этой проблемы мы, с Б‑жьей помощью, изложим в последующих статьях.
7. Каббала информации может обосновать причины наличия в Творении обратного причинно‑следственного влияния.
8. Каббала информации может дать объяснение понятию «сейчас», которое пока что современной наукой не объяснено.
9. Каббала информации категорически отвергает мнение сторонников так называемого «сильного искусственного интеллекта», заключающееся в том, что наше сознание и мышление алгоритмично, то есть теоретически может быть представлено в виде цепочек чисел, математических операций и логических символов. 
КОММЕНТАРИИ

Комментариев нет:

Отправить комментарий