четверг, 30 апреля 2020 г.

СОКРАТ И КСАНТИППА



Дельфийская пифия прославилась тем, что ее ответы были туманными и их нужно было уметь правильно истолковать. Но вот на вопрос Херефонта «Кто самый мудрый?» ответ был дан абсолютно конкретный — Сократ. Он имел много почитателей и учеников, правда, плату за обучение брать отказывался. Но великий философ был еще и подлинным гражданином Афин - а гражданский долг в те древние времена требовал, кроме прочего, жениться и обзавестись потомством.
В один из дней Сократ, будучи уже в почтенном возрасте, по обыкновению прогуливался по афинскому базару. Товары мало интересовали мужчину, потому как деньги у него водились редко. А вот завести умную беседу со знакомыми философ был всегда готов. Большинство людей на базаре он знал в лицо, однако миловидная девушка, громко нахваливающая свои горшки, была ему незнакома.

Торговка горшками и великий философ

Сократ решил завести знакомство с торговкой, благо та была наслышана о знаменитом философе. Вступив в диалог с девушкой (как выяснилось, звали её Ксантиппа), благородный муж поразился ее красноречием, высоко ценившемся в Афинах. В процессе диалога Сократ настолько восхитился собеседницей, что подхватил даму на руки. Новая знакомая видимо была польщена вниманием столь известного мужа в Афинах, но пощечину собеседник все же получил. А знакомство, тем не менее, продолжилось.
Ксантиппа с кнутом и уздечкой «верхом» на Сократе
Ксантиппа с кнутом и уздечкой «верхом» на Сократе
Поскольку Сократ был не первой молодости, то и тянуть с женитьбой ему не стоило — ведь обезлюдевшим после Пелопонесской войны Афинам требовалось резко увеличивать население. Ксантиппа тоже не могла долго раздумывать — знакомые просто не поняли бы девушку, отклони она предложение одного из известнейших граждан полиса. Расчет торговки был вполне понятен — если в учениках у Сократа состояли богатейшие люди города, то и гонорары за уроки должны быть большими. Разница в возрасте у супругов была весьма внушительная — лет 40!
Сократ и Ксантиппа (Jan Tersteeg, 1765)
Сократ и Ксантиппа (Jan Tersteeg, 1765)
Однако план молодой жены был жестоко провален. Деньги за уроки Сократ не брал принципиально, что жутко возмущало душу «торгашки». Правда ученики и почитатели мудрейшего человека нашли выход, они снабжали семью Сократа продуктами, преподнося их в качестве даров. Вот только подобные подношения не очень радовали Ксантиппу, и нередко женщина в гневе топтала полученные пироги.
Ксантиппа и после вступления в брак с Сократом сохранила бойкий, а временами даже остроумный, язык. Однако теперь она использовала свое красноречие для того чтобы всячески ругать супруга.
Сократ и Ксантиппа (Гравюра XVI в)
Сократ и Ксантиппа (Гравюра XVI в)
Если бы сварливость жены ограничивалась домом, то ее еще как-то можно было терпеть. Но Ксантиппа всячески оскорбляла и позорила мужа в общественных местах. Она не видела в супруге мудрейшего человека Афин, а полагала его глупцом, отказывавшемся от возможности разбогатеть за счет своих уроков.
Друзья не раз советовали философу поколотить супругу, дабы хоть немного укротить ее сварливый нрав. В ответ на это Сократ только смеялся, указывая советчикам, что это будет зрелище, напоминающее петушиный бой. Подобным образом веселить сограждан мудрому человеку совершенно не хотелось.
Несмотря на ругань между супругами, Ксантиппа все же чем-то нравилась философу, поскольку у них было 3 детей. Когда Сократа осудили на смерть, то жена вместе с сыновьями навещала его, причем младшего ребенка приходилось носить на руках.
Прощание Сократа с Ксантиппой
Прощание Сократа с Ксантиппой
Забыв имевшиеся ранее ссоры, Ксантиппа упрашивала супруга воспользоваться помощью друзей и бежать. Однако Сократ, которому уже было около 70 лет, не считал возможным и в таком возрасте изменить своим принципам. Правда он принял благосклонно слова друзей, что после его смерти Ксантиппа и сыновья ни в чем не будут нуждаться.

Как имя Ксантиппа стало нарицательным

Итак, Ксантиппа вошла в историю как весьма сварливая супруга, и имя это стало нарицательным. В то же время необходимо заметить, что у Платона не имелось указаний на вздорный характер женщины и ее постоянные склоки с мужем. Войти в историю Ксантиппе помогло произведение Ксенофонта «Пир», в котором автор вывел женщину как философский антипод своему мудрому мужу.
После театральной постановки «Пира» в греческих философских школах появились упражнения, целью которых было давать сравнительные характеристики Сократа и Ксантиппы. Ученикам нужно было самостоятельно придумывать диалоги между супругами, причем образ жены становился все сварливее. Подобные сценки сильно исказили характер жены Сократа, и Ксантиппа вошла в историю в качестве нарицательного образа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий