Гирш Либшиц
"Умри ты сегодня, а я завтра"
"Переживший трагедию не был её героем" Станислав Ежи Лец
Залог излечения болезни - верный диагноз. Ошибиться в диагнозе - приговорить человека на продолжительные страдания и даже смерть.
Те, кто обозначили словом "героизм" все средства выживания евреев во время Катастрофы, внедрив это в сознание людей, обрекли народ Израиля на хроническое умопомрачение, чреватое гибелью государства.
Браком по расчёту назвал пакт Риббентропа - Молотова 1939 года один из современников этого мероприятия и тут же получил в ответ, что и от браков по расчёту рождаются дети. Родились и продолжают рождаться дети и от веских рассуждений Хаима Коэна, судьи в отставке Верховного суда Израиля. Был одним из судей, рассматривавших аппеляции евреев, осуждённых за участие в преступлениях нацистов.
"Я не могу освободиться от ощущения, что мы вообще не имеем права судить этих людей. Надо оказаться на их месте, чтобы иметь право их судить. Если человек делает это под страхом смерти для себя и своих детей нельзя обвинять его в отсутствии солидарности с другими. Первым делом он солидарен с собой и своими детьми. Это не только естественно, это морально и так дозволено поступать".
Mногие не принимают во внимание, что слова "суждение" и "суд" , от которых происходит слово судить, совершенно разные понятия. Суждение - умственный акт, выражающий отношение говорящего к происходящему, к содержанию высказываемой мысли. Суд - действие судьи, человека, назначенного производить суд.
То есть брать на себя самовольно функцию судьи не правомочно, но определять своё отношение к происходящему, выражать своё суждение не только правомочно, но и необходимо.
В концлагерях нацисты загоняли под одну душевую головку группу еврейских парней. Тех, кто не были достаточно сильны и жестоки чтобы оттолкнуть других от водяной струи, избивали смертным боем.
Герои, выжившие оттолкнув других? - Нет. Геройством было бы напасть на мучителей. Как в Собиборе, в варшавском гетто.
Рассказывают об одной бедовой еврейской девушке. Привезённая в концлагерь со многими другими на верную смерть , она выхватила у немецкого солдата автомат, которым убила его. Hесколько других солдат убила и ранила. Остальные разбежались. Кто её скрутил и повязал? Заключенные - евреи.
После войны такие активисты объясняли свои действия тем, что если б они не наводили порядок, пришли бы нацисты и убили всех. Пришли нацисты и убили всех. Hемногие cпаслись.
Многие из тех, кто укрывали евреев от нацистов поплатились своими жизнями и жизнями своих детей. Были ли героями те, которые спасая себя и своих детей отказывали в помощи евреям и даже выдавали их немцам? - Нет. Что за двойные стандарты !
Называть естественным, моральным, дозволеным выживать за счёт гибели других, оттолкнув их от душевой струи или, повязав, отдать на мучительную смерть отчаянную еврейскую девушку. И осуждать тех, кто не находил в себе мужества прятать евреев от немцев и их прислужников.
А были в Советском Союзе смельчаки, в том числе евреи, укрывавшие у себя от НКВД обречённых на смерть?
Общественное движение "Шалом ахшав" - "мир сегодня", возникло как следствие травмы войны Судного дня, в которой Израиль чудом победил. "Мир сегодня" - это желание наслаждаться всеми радостями жизни, закрыв глаза на необходимость видеть и решать угрожающие жизни проблемы. Включая угрозу потери государства. Да простят меня души евреев убитых нацистами в гетто!
Tак похожe на весёлые театральные представления в гетто обречённых на смерть актёров перед сидящими в первых рядах нацистами.
И находятся же искусствоведы, которые восхищаются этим зрелищем ада. Mол, была это победа жизнелюбия над силами зла.
Шесть евреев прятала от нацистов русская семья в течение двух лет у себя в подвале. Две женщины были среди евреев. Для того чтобы выжить было необходимо установить повседневный быт , дисциплину, чтобы в мире и согласии дождаться спасения. Одна из установок - запрет на интимные отношения. В преддверии смерти: в бою, на эшафоте, у операционного стола Муза театра и Эрос кощунство.
Никто не имеет правa осуждать несчастных узников гетто за театральные представления перед своими палачами накануне казни. Но восхищаться этими картинами преисподней, называя высоким служением искусству, героизмом или моральным попытки любой ценой выжить, мы отравляем сейчас наши души и следующих за нами поколений.
"Я очень любил театр"- рассказывает немолодой человек, немногий из выживших в варшавском гетто. Он был одним из тех подростков, которые выбирались из гетто добывать еду для себя и на продажу. "Я шёл в театр по вечернему гетто, а по обочинам улиц валялись тела умерших от голода".
"Стоп, стоп дяденька"- подумал я. Мог бы на вырученные за продукты деньги спасти от голодной смерти хоть кого-нибудь вместо того чтобы тратить их на билеты в театр. О, Б-же! Зал театра, кроме сидящих в первых рядах живодёров-нацистов, заполняли обитатели гетто, у которых водились те же деньжата.
Разумным людям не придёт в голову воспитывать детей, регулярно посещая с ними тюрьмы или дома умалишённых. Узник советских лагерей Валаам Шаламов писал, что "лагерь — весь — отрицательная школа, даже час провести в нем нельзя — это час растления. Никому никогда ничего положительного лагерь не дал и не мог дать".
Смею утверждать то же самое и об опыте пребывания в гетто и нацистских лагерях смерти. Есть смысл преодолеть в себе и в наших потомках навыки жертв. В тяжелейших условиях выживания в нацистских концлагерях и гетто, в Советском Союзе, в годы бепредела 90-х годов в России многие приобрели навыки несовместимые с упорядоченной жизнью в благополучных странах, даже не гнушаться криминалом. Никто не имеет правa судить этиx людей, но не пристало им определять себя героями и занимать впоследствие ведущие посты в общественной и политической жизни, растолкав не имеющих опыта выживания в аду совестливых людей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий