Кино в эпоху
корона-вируса
Борис
Гулько
Галереи
закрыты, концерты отменены – корона-вирус! А кино доступно, хоть и по
компьютеру – тут тебе и картины, и музыка, а если ты любитель чтения, то
последние пять минут можешь читать титры – кто там имел отношение к съёмкам.
Непросто
угадать с фильмом. Победил прогресс, и кончилось великое американское кино. Оно
стало таким смертельно политически корректным, что даже последнего Оскара
пришлось отправлять в Южную Корею – не было приемлемого своего кандидата. Даже
«Свинарка и пастух» не прошли бы сейчас в США тест на идеологию: расизм – все актёры
белые, да и любовь там ретроградная – двуполая.
Но вот можно
посмотреть «Офицер и шпион» – так в российском прокате переназвали J'accuse (Я обвиняю) великого Романа Полански. Кино –
искусство ХХ века, почти все его гениальные мастера – Феллини, Вайда, Бергман,
Форман уже покинули наш мир. Полански жив, и в 86 лет снял один из своих лучших
фильмов.
Как жанр фильмы
уже старомодны. Этот – о деле Альфреда Дрейфуса, находившемся в центре
национальной и политической жизни Франции 12 лет, приковавшем внимание мира и
изменившем этот мир как никакое другое судебное дело в истории. Тут не жалко
снять сериал в 50 серий. А у Полански всё уместилось в 2 часа 6 минут экранного
времени. Правда, ещё добавилось захватывающее действо награждения фильма.
J'accuse выиграл премии Венецианского
кинофестиваля, Международной федерации
кинопрессы, «Люмьер», его выдвинули на премию Французской ассоциации кино «Сезар» в 12-ти номинациях. Не знаю, как срежиссировал
это Полански, но церемония награждения «Сезар» стала хорошим эпиграфом к просмотру: польский еврей напомнил французам о
том, как во Франции больше ста лет назад 6 лет ни за что держали в тюрьме эльзасского
еврея капитана армии Дрейфуса, и элита, а также половина страны, страстно противились
пересмотру его дела. Свора протестовавших устроила на церемонии награждения шабаш,
на который Полански не явился. Шабаш выглядел продолжением антисемитского
буйства «антидрейфусаров» 100 лет назад – ведь создатель обидного для национального
чувства французов фильма – тоже еврей. Вы верите, что протестовавшие переживали
по поводу секса режиссёра с несовершеннолетней, случившегося 43 года назад?
Сама пострадавшая много раз заявляла, что претензий к Полански не держит, но
для такой пуританской страны как Франция этого, конечно, мало.
Для фильма
режиссер выбрал одну из линий в сюжете: подполковник Пикар – открытый антисемит
– в Высшей военной школе, где преподаёт, ставит образцовому
курсанту Дрейфусу низкий балл. «Я действительно не люблю вашу нацию, но балл
снизил не поэтому», – защищается он от претензий Дрейфуса. На публичном
разжаловании Дрейфуса Пикар злорадствует: «Ведёт себя, как еврейский портной,
потерявший кошелёк с золотыми».
Но вот Пикар,
уже полковником, в должности начальника военной контрразведки понимает, что
осуждённый Дрейфус невиновен. Шпионил другой. Доказывая это, Пикар идёт
наперекор желанию генералов, требующих сохранить престиж армии, министров,
часто менявшихся в те времена. Из-за этого Пикару приходится драться на дуэли, он
оказывается в тюрьме. Пикар ненавидим многими, но истиной поступиться не согласен.
При этом
антисемитизм Пикара не исчез. В последних кадрах фильма освобождённый Дрейфус
является к Пикару, уже военному министру, с законным требованием, чтобы годы,
проведённые незаслуженно в каторжной тюрьме, были засчитаны ему как годы
службы, и он получил полагающийся ему чин. Пикар отказывает.
Полански ставит
вопрос: может ли антисемит быть достойным человеком, и даёт на него
утвердительный ответ. Согласимся ли мы с этим? Ведь мы видим примеры недостойного
поведения Пикара – дискриминации им Дрейфуса. Но в то же время он совершает
подвиг самопожертвования ради правды…
Напомню: дело
Дрейфуса полыхало с осени 1894 года по 1900 год, когда несчастный капитан
принял помилование – под осуждение «дрейфусаров», жаждавших продолжения борьбы
за справедливость. Ведь не им приходилось сидеть в одиночке на «Чёртовом
острове»! А потом дело тлело ещё 6 лет, пока суд не удовлетворил поданную
Дрейфусом в 1903 году кассационную жалобу и не признал его в 1906 году
невиновным.
* *
*
Дело
Дрейфуса поначалу было не однозначно ясным. Потом оно стало выглядеть судебной
ошибкой. Однако, когда ошибка прояснилась, стало понятным, что дело идёт уже о борьбе
армейских и судейских бонз за свой престиж и престиж своих институций. Вопрос,
расколовший общество, нёсшее предубеждение против евреев – должна ли судьба одного
еврея перевесить престиж Франции и её органов власти?
В этом смысле –
о ценности жизни чужака-еврея, невинно обвинённого, дело Дрейфуса смыкается с
преследованием другого еврея – Менахема Бейлиса, случившееся в ту же пору. Этот был обвинён в 1911 году российской
юстицией в ритуальном убийстве.
Бейлис, после
двух лет мытарств, был оправдан судом присяжных, состоявшим из 12-ти мужчин
низкого сословия, полагалось, евреев на любивших. Существует версия, что по
началу за обвинительный приговор высказалось семеро из них, но, когда
приступили к окончательному голосованию, один из присяжных, крестьянин, встал,
перекрестился на икону и произнёс: «Нет, не хочу брать греха на душу — невиновен!»
Думаю, на этого
крестьянина, а может быть и на других, подействовало окончание речи в
завершении процесса замечательного адвоката В. А. Маклакова: «Бейлис смертный человек; пусть он
будет несправедливо осужден, пройдет время и это забудется. Мало ли невинных
людей было осуждено; жизнь человеческая коротка — они умерли и про них забыли,
умрет Бейлис, умрет его семья, всё забудется, всё простится, но этот
приговор... этот приговор не забудется, не изгладится, и в России будут вечно
помнить и знать, что русский суд присяжных, из-за ненависти к еврейскому народу, отвернулся от правды». «Народ отвернулся от
правды» – такой грех на душу за всех русских присяжные, при всей их нелюбви
к евреям, принять на себя не могли.
Так же, как
дело Дрейфуса раскололо Францию, дело Бейлиса раскололо Россию. И тут показательной
оказалась позиция редакторов антисемитской монархической газеты «Киевлянин»
Дмитрия Пихто, а за ним Василия Шульгина. Оба резко выступали против абсурдности
обвинения Бейлиса. Это, конечно, не подвиг полковника Пикара, жертвуя карьерой боровшегося
за правду, но в пропорциях России тоже знаменательный поступок. Так Шульгина в 1914 г. по обвинению в клевете за его статьи о процессе Бейлиса приговорили к
трёхмесячному тюремному заключению, по разным причинам не состоявшемуся.
* * *
И в деле
Дрейфуса, и в деле Бейлиса, несмотря на позорный их характер, правда в конце
восторжествовала. Чего не скажешь о двух публичных процессах в Израиле.
История, в
которую влип восьмой президент Израиля Моше Кацав, была некрасива. Он имел
интрижку с подчинённой. Позже женщина писала политику любовные письма, а потом
потребовала от него денег.
Кацав
пожаловался в полицию на вымогательство. Если имел с женщиной интимные
отношения – негоже на неё жаловаться в полицию, тем более не зная – что этой
полиции придёт в голову? Кацав, наверняка, не мог и представить, что в
результате окажется в заключении.
Кацава обвинили
в изнасиловании любовницы и приговорили к 7 годам тюрьмы. Какое изнасилование
при её любовных письмах и полном отсутствии вещественных доказательств? Или он
изнасиловал много лет назад другую найденную полицией подчинённую? Изнасилование
в умелых руках следователей стало что булыжник, оружие пролетариата. Кацав
отсидел более 5-ти лет, по ходу отказываясь, взамен на освобождение, от признания
своей вины, что покрыло бы судейских. Его принципиальность и мужество вызывают
уважение – Дрейфус так не смог. Я не слышал о
движении в защиту Кацава, пострадавшего по столь сомнительному обвинению. А
ведь он был президентом страны, можно сказать, её лицом!
Ещё трагичнее, а
с юридической точки зрения куда темнее, история с убийством 4 ноября 1995 года премьер-министра
Израиля Ицхака Рабина. Весь «мирный процесс» с Арафатом, который формально возглавлял
Рабин, был криминальным: переговоры с террористической организацией ООП,
запрещённые законом, откровенный подкуп двух депутатов из партии Цомет, чтобы
протащить через Кнессет договор «Осло-2».
Если бы договор
оказался успешным, то успех списал бы беззаконие. Но он оказался катастрофой –
«партнёр» Арафат развернул террористическую деятельность, убив и покалечив
многие тысячи евреев. Спасти «мирный процесс» могло только убийство Рабина. И
оно состоялось в удивительно подходящий для организаторов «процесса» момент.
Нет сомнений,
что Игаль Амир стрелял в Рабина, но много сомнений, что эти пули убили
премьера. О многочисленных нестыковках в официальной версии смерти Рабина
написано много, однако, материалы расследования засекречены, и разобраться в
них невозможно.
Роль Эмиля
Золя, статья которого J'accuse в парижской газете стала триггером борьбы за пересмотр дела Дрейфуса, пытался
взять на себя видный израильский востоковед и крупный политический мыслитель Мордехай Кейдар. «Почему Игаль Амир сидит в одиночной
камере? Только потому, что никто не должен узнать правду», – заявил Кейдар на
митинге в Петах Тикве 29 октября 2019 года. Он выдвинул серьёзнейшее обвинение:
«За этим убийством стоял один из ведущих израильских политиков, желавший избавиться от Рабина, который хотел выйти из Норвежских соглашений… Я призываю немедленно снять лживый гриф
секретности со всех документов, которые не вписываются в теорию о том, что
Рабина убили правые».
Эмилю Золя
после его статьи в защиту Дрейфуса пришлось бежать в Англию. Мордехая Кейдара
просто исключили из участия в конференциях и перестали печатать в газетах.
Никакой комиссии Кнессета по рассмотрению тяжелейшего обвинения, выдвинутого
выдающимся учёным в той речи и повторённом им в газетной статье, никаких других
последствий его выступления не последовало.
Скоро исполнится
четверть века загадочному убийству Рабина. Сейчас, в эпоху корона-вируса,
израильтяне, сидящие в карантине, имеют досуг посмотреть замечательный фильм
Полански и задуматься о его посыле для нас. В этом, возможно, один из
мистических смыслов эпидемии – дать нам время подумать: нет ли за нами вины в
жестоком наказании человека, невиновного в инкриминируемом ему убийстве? Не
являемся ли мы, не требующие расследования, пассивными соучастниками своего
израильского «дела Дрейфуса»?
Двухтомник
«Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$30
в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com
По
этому же е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько
Комментариев нет:
Отправить комментарий