Фрима Гурфинкель
Этот Песах будет отличаться
Пасхальный Седер (особенная "застольная" церемония еврейского праздника - И.К.) обычно воспринимается как семейный праздник, на который собираются дети, родственники, друзья. На столе представлены главные символы Песаха. Маца - символ рабства в Египте - пресный хлеб, который на иврите называют "хлебом бедности" ("лехем Они"). Но есть и другое значение: "лехем ше онИм алав": хлеб, предназначенный для того чтобы о нем рассказывали. И евреи все эти три тысячи лет после Исхода из египетского рабства каждый год рассказывают, откуда она, их маца...
На столе - вино или виноградный сок, горькая зелень, яйцо, пропеченное куриное крыло... И все сидят вокруг стола, облокотившись на подушки - как в древнем мире, полулежа, трапезничали только свободные люди... По традиции дети должны задать вопросы "Чем отличается эта ночь от других?" Символика седера - двойная: мы вспоминаем бедствия, смерть, угрозы, но в то же время присутствуют элементы, свидетельствующие о нашей свободе, об особом положении... И общение с семьей, и стол, и праздничное настроение...
А вот в нынешний Песах все будет иначе. Это необычный пасхальный Седер. Дай Бог, чтобы у нас были впредь веселые праздники. Но в этом году Песах - при поверхностном рассмотрении - не будет слишком веселым.
В создавшейся ситуации (домашнего карантина, когда семьи оказались разделены - И.К.) многие будут проводить Седер только для двоих или даже для одного члена семьи - для самого себя. И наши мудрецы сказали: (важнейшая) заповедь рассказа об Исходе будет исполнена, даже если человек расскажет об этом только себе самому.
Именно в этот раз нам дано будет почувствовать что в действительности является главным содержанием этого праздника: застолье или осознание своего Исхода из Египта. Важно понять приоритеты. "Выйти"- это не только из "карантина".
Я не встречала таких людей, у каждого из которых не было бы своего "Мицраима" (своего "Египта"). Это могут быть заблуждения, иллюзии, непредвиденные ситуации, непростые ощущения: вот человек "бежал", чтобы успеть сделать много вещей, выполнить обязанности, требования...Но вдруг - и особенно это ощущается людьми одинокими - появляется возможность переоценить то, что делал, то, что беспокоит, причиняет дискомфорт в обычных условиях. Попытаться увидеть положительное в ситуации, которая является непростой...
Технически провести седер несложно. Но гораздо важнее прочувствовать, осмыслить историю своего народа на протяжении веков, ведь в нашей истории исход из рабства случился не один раз три тысячи лет назад. В том или ином варианте все это переживалось (вновь и вновь) на протяжении веков. У каждого - личные воспоминания. Если в таких, как сейчас, не слишком благоприятных условиях удастся провести седер и все же ощутить праздник - результаты мы будем чувствовать на протяжении если не всего последующего года, то на протяжении нескольких месяцев...
Этот седер должен быть не только формально исполнен, но и содержать момент личного переживания. Да, мы (в эту ночь Песаха) не сядем все вместе за один стол. Каждый будет праздновать индивидуально. Но с сознанием того, что все евреи в это время также сидят и празднуют, надеясь: в следующем году праздник будет выглядеть иначе. ОТ ТОГО, КАК ПРОЙДЕТ ЭТОТ ПЕСАХ, ЗАВИСИТ БУДУЩАЯ РАДОСТЬ, БУДУЩЕЕ ТОРЖЕСТВО. Важно, чтобы каждый из нас после седера сделал свои выводы. Чтобы когда все уже (в нашей действительности) будет благополучно - эти нынешние переживания вспоминались... Гаон рав Йосеф Шалом Эльяшив, говоря о временах, когда евреи на этой земле три раза в году приходили в Иерусалимский Храм (в Песах, в следующий за ним через 49 дней Шавуот и в Суккот - осенний праздник новогоднего цикла), подчеркивал, что это вызывало колоссальный духовный, интеллектуальный подъем. Что же происходило между этими праздниками? Ведь, уходя из Храма, человек возвращался к обычным заботам. Но Свет, что открывался в Храме, он должен был привнести в свою повседневную жизнь...
В ЭТИХ НЫНЕШНИХ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ МЫ УВИДИМ СВЕТ. Тот Свет, который просил Творца показать ему царь Давид: "озари мои глаза" (дай Свет моим глазам). У каждого из нас появится возможность увидеть этот "Свет глаз". ЭТО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТ МОЩНОЕ ОЗАРЕНИЕ. ВОЗМОЖНО - МГНОВЕНИЕ. НО - ПО-РАЗНОМУ - ЭТО ПРОИЗОЙДЕТ У ВСЕХ! Каждый будет чувствовать по-своему.
Наиболее важна ВНУТРЕННЯЯ РАБОТА, КОТОРУЮ КАЖДЫЙ ИЗ НАС МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ТОЛЬКО В ЭТОТ ПАСХАЛЬНЫЙ СЕДЕР И НИ В КАКОЙ ДРУГОЙ. ЭТОТ СЕДЕР - НЕОБЫЧНЫЙ И НЕПОВТОРИМЫЙ. И именно поэтому важно не упустить истинную его цель:
- Если цель - чтобы было интересно, приятно, чтобы доставить себе удовольствие, люди вполне могут и технические возможности скайпа использовать. Правда, с моей точки зрения, это не будет ни Песах, ни выход на свободу... Скорее - еще одно "мероприятие".
Мы находимся внутри "космического процесса". Никому не будет "скучно". Кто-то побыстрее прочитает "Агаду" (опыт Истории Исхода - И.К.), кто-то задумается. А кто-то "услышит подсказку". И это все и станет подготовкой к грядущим событиям, которые тоже будут необычны. Свет Песаха будет усиливаться ко времени Шавуот, но для каждого это по-своему: в зависимости от приложенных усилий, от того, как мы полагаемся на Всевышнего.
Исход (еврейского народа) как таковой - удивительное явление. Одно из чудес - невероятная, нечеловеческая скорость, с которой совершился Исход всего народа (около миллиона человек). И впервые народ полностью доверился Творцу. Правда, не все. Ведь, как известно, из египетского рабства вышла на свободу только одна пятая часть евреев (остальные не захотели, не смогли и навсегда остались в стране своего порабощения -И.К.). Я хочу, чтобы этот наш Исход был - для всего народа, а не для одной пятой его...
Рекомедуется начать подготовку к Пасхальному Седеру с нынешней субботы, которая носит название "Великой субботы" ("Шабат ха-гадоль"): прочитать бОльшую часть "Агады". Это вызовет новые мысли и вопросы. "После Седера вопросов будет много..."
Молитва может быть на любом языке (масехта "Брахот"). На иврите ("лашон кодеш", святой язык) следует читать благословения, "Галель". "Все, что понимаем, читать".
Относительно положенных во время Седера четырех бокалов вина или сока: если трудно - схема такова: первый бокал следует выпить полностью. Второй и третий - не до конца и можно долить. Четвертый - полностью.
Пятый, так называемый "бокал пророка Элиягу" - бокал Избавления.
И дай нам Бог увидеть это Избавление своими глазами!
Перевела Ирина Крупицкая
Страница ФБ Ирина Крупицкая, 4.2020
Фрима Гурфинкель - известный иерусалимский преподаватель и переводчик
Комментариев нет:
Отправить комментарий