воскресенье, 15 марта 2020 г.

Профессор Лахад: "У израильского общества есть силы, чтобы справиться с кризисом"

Профессор Лахад: "У израильского общества есть силы, чтобы справиться с кризисом"

Послушание – это качество, которым никогда не отличались израильтяне. Однако, взаимное чувство поддержки, чувство локтя в Израиле намного сильнее.




coronavirus israel
Фото: Reuters

Как утверждает профессор Мули Лахад, специализирующийся на лечении психологических травм, в общественном сознании короновирус соединился со страхом смерти.
"Когда мы чувствуем дыхание смерти, то начинаем себя вести крайне нелогично, - говорит профессор. – Каждый из нас рано или поздно покинет этот свет, но до поры до времени мы отвергаем мысль о собственной кончине. И вдруг однажды нам сообщают, что есть нечто невидимое глазу, способное атаковать нас, и от этого даже умирают. Это – правда, но далеко не все умирают от коронавируса. И в данный момент возникла и усугубляется напряженность между двумя основными группами: группой паникеров и группой, полностью игнорирующей существующую проблему. Первые требуют моментального решения, здесь и сейчас, а вторые говорят, что их не волнует происходящее".
66-летний Лахад, лектор в колледже Тель-Хай и руководитель центра "Машабим" в Кирьят-Шмоне, занимающегося устранением последствий чрезвычайных ситуаций и подготовкой к ним, обладающий сорокалетним опытом работы в кризисных ситуациях, считает, что в израильском обществе есть достаточно внутренних резервов для борьбы с "кризисом коронавируса".
По его словам, для того, чтобы справиться с эпидемией и ее последствиями, нужна не только стабильная и функционирующая система здравоохранения, но также и политическая воля лидеров страны, создающая у населения уверенность, что ситуация находится под контролем: "Это просто-напросто необходимо для психического здоровья общества".
Отвечая на вопрос, почему в данном случае реакция людей на происходящее колеблется от полного безразличия до паники, Лахад поясняет: "Это - нормальная реакция, типичная реакция на неопределенность. В таком состоянии человек либо сам, - по причине недостаточности знаний в этом вопросе, - додумывает ситуацию и начинает паниковать, либо, напротив, убеждает себя: "Да, есть неопределенность, так зачем я буду изводить себя понапрасну и вообще вдаваться в подробности? Ни то, ни другое ни к чему хорошему не приводит".
По мнению профессора, чтобы не доходить до крайностей, надо дать понять людям, на чем именно им следует сосредоточиться, чтобы они могли оперировать фактами, а не домыслами, и исходить из конкретных фактов, а не собственного панического настроя. "Не так давно, - говорит Лахад, - я слышал одного эксперта, который заявил, что через десять лет коронавирус распространится настолько, что уничтожит миллионы людей. Откуда он знает, что будет через десять лет? Такое заявление только создает благодатную почву для слухов".
Как считает профессор, более всего в сложившейся ситуации не стоит доверить соцсетям; на его взгляд, там можно найти все, что угодно, - сплетни, слухи, запугивание, истерику, но мало достоверной информации. И слушать надо не политиков, а профессионалов, то есть, тех, кто такой информацией владеет, а не заполнять вакуум собственного незнания сведениями, почерпнутыми от других пользователей в сетях.
Как уверяет профессор, в любом случае, чтобы привести себя в нормальное душевное состояние, следует прежде всего задать самому себе вопрос: "Что я могу сделать в данной ситуации?" – и сосредоточиться на том, что действительно можно предпринять, отбросив в сторону нереальный сценарий, поскольку то, чего сделать нельзя, контролю не поддается. Иначе говоря, необходимо выбирать знание, которым можно воспользоваться.
"Есть известная поговорка, - напоминает Лахад, - "проблемы приходят сами собой, а радость надо уметь организовать". Спросите сами себя: что может вызвать радость, помочь функционировать в данной ситуации. Это во многом избавит вас от чувства беспомощности".
Безусловно, считает профессор, от тревожного чувства полностью избавиться вряд ли удастся, и оно, на самом деле, важно еще и потому, что дисциплинирует нас, заставляя следовать определенным инструкциям. В то же время, когда тревога перерастает в панический страх и жизнь начинает напоминать фильм ужасов, человек превращается в постоянно страдающее существо. Страх, по сути, помогает нам выжить, но только в том случае, если он мобилизует, а не парализует.
Лахад отмечает также важность культурного компонента в борьбе с кризисом, вызванным эпидемией коронавируса, сравнивая модель поведения жителей азиатских стран и израильтян.
"Безусловно, культура влияет на поведение, – подчеркивает он. – Некогда наше общество было социалистическим, и коллектив был важнее индивида. Мы давно превратились в общество, где ключевым компонентом стал индивид. Однако панические настроения характерны и для азиатских стран. Там тоже есть напуганные люди. Психология не освобождается от культуры и антропологии. Я работал во многих местах в мире, где происходили какие-то ужасные события или стихийные бедствия. Если взглянуть на реакцию потерпевших глазами западного человека, можно подумать, что они не страдают. Но только ближе познакомившись с этими людьми и проникнув глубже в их культуру, понимаешь, что они просто по-своему реагируют на страдания".
По мнению Лахада, послушание – это качество, которым никогда не отличались израильтяне, и, напротив, черта характера, укорененная в Азии. Однако импровизация, солидарность, взаимное чувство поддержки, чувство локтя в Израиле намного сильнее.
"Мы рассматриваем страдание, как наказание, - констатирует профессор, - а они - как часть жизни. Мы, как страна, не готовы мириться ни с одним погибшим. Трудно себе представить, чего не сделает ЦАХАЛ, чтобы спасти солдата. А есть страны, которые вообще об этом не думают. Человеческая жизнь – самая большая ценность в западном мире, а в Израиле – вдвойне".
Профессор Лахад полагает, что излишне встревоженным, панически настроенным людям, равно как и безразличным, апатичным, игнорирующим проблему, можно помочь, заставив их каким-то образом действовать.
"Побудите их к действиям. Мыть руки с мылом, избегать рукопожатий, не целовать мезузу – это профилактика, но не действия. Вопрос состоит в том, чтобы разработать модель поведения для людей, оказавшихся в изоляции. Надо дать им представление о том, как участвовать в радостных событиях, но при этом с низкой степенью риска. Человек должен быть активным" – заключает профессор. Он добавляет, что политическая стабильность, на его взгляд, очень важна в данный момент для общенационального настроя, чтобы люди чувствовали: есть лидеры, есть правительство, и ситуация находится под контролем.
По материалам "Давар ха-овдим б'Эрец Исраэль"
Источник: Детали

Комментариев нет:

Отправить комментарий