Сходящиеся параллельные еврейского народа
Борис Гулько
История
евреев принципиально отлична от историй иных народов. Её изложение в Торе –
одновременно и нарратив, и установление религии. Что могли римляне извлечь из
легенды об основавших их город братьях, которых вскормила волчица? Немногое.
Тора же, рассказывая о прошлом, объясняет настоящее и предсказывает будущее.
По каббале в
дереве сфирот (в «палитре красок», которыми Всевышний «рисует мир», по метафоре
Пинхаса Полонского – П.П.) среди десяти его ветвей семь нижних сфирот, «качества
Сотворения мира» (П.П.), соответствуют
семи основным персонажам создателей еврейского народа, праотцам. Каждый их них
привнёс в мир отдельное качество: сфира Хесед (Милость) – Авраам; сфира Гвура
(справедливость) – Ицхак, и т.д. Порядок
и качества праотцов не случайны, в возведении народа и его религии они необходимы
и достаточны.
У первого
праотца – Авраама из многих его сыновей только Ицхак продолжил линию создания
евреев. Разнообразие и противоречия в возникшем народе заложены в различии
характеров и в соперничестве сыновей-близнецов Ицхака – Якова и Эйсава. Уже в
период беременности Ривки, жены Ицхака, «толкались сыновья в утробе ее… И
сказал Господь ей: два народа во чреве твоем, и два народа из утробы твоей
разойдутся; и народ народа сильнее будет, и больший будет служить младшему»
(Бытие 25:22-23). Этот конфликт двух братьев, на отдельных отрезках нашей
истории определяющий её, можно проследить сквозь века и до сего дня.
«Отроки
выросли, и стал Эйсав человеком, сведущим в звероловстве, человеком поля; а
Яаков – человеком кротким, живущим в шатрах» (25:27)
Эйсав – активный, действующий – воин, по мидрашам – не брезгующий разбоем. Он
не озабочен национальными проблемами и охотно продаёт своему брату за
чечевичную похлёбку первородство – право стать основателем народа: «И Эйсав
сказал: ведь я хожу на смерть, на что же мне первородство?» (25:32)
Однако Яков, как он предстаёт в начале рассказа –
«человек кроткий, живущий в шатрах» – тоже не мог стать основателем народа. Он
– корень душ учащихся йешив, ультра-ортодоксов, воспринимающих окружающий мир
как помехи, отвлечения от полного погружения в мудрость Талмуда.
Чтобы стать
основателем народа, Яков должен был овладеть инициативностью и решительностью
брата, «эйсавностью» по выражению П.П. Этот процесс начался со знаменитой сцены
похищения Яковом благословения, заготовленного его отцом для главы народа,
которым, по представлению Ицхака, должен был стать Эйсав. А апофеозом стала
борьба Якова с ангелом: «И сказал (ангел): не Яков отныне имя тебе будет, а
Израиль, ибо ты боролся с ангелом и с людьми, и победил» (32:29). Так среди
двоих братьев появился третий персонаж – Израиль (Яков из Торы не исчез),
благочестивый и активный, отец 12 сыновей, от которых произошёл еврейский народ
– 12 колен Израилевых. Эйсав же отделился от брата и создал народ идумейский
(от Эдома – прозвище Эйсава).
Но это – не
конец истории братьев. Иосиф Флавий нам сообщает: «Гиркан I Йоханан взял
идумейские города Адару и Мариссу и, подчинив своей власти всех идумейцев,
позволил им оставаться в стране, но с условием, чтобы они приняли обрезание и
стали жить по законам иудейским. Идумейцы… приняли обряд обрезания и построили
вообще всю свою жизнь по иудейскому образцу. С этого же времени они совершенно
стали иудеями». Произошло это в конце 2 века до н.э. –
потомки Якова-Израиля и Эйсава объединились в один народ.
Евреи от корня
Эйсава – активные, агрессивные, часто авантюристы, не сильно привязанные к
своим братьям и к их религии – сказываются полторы тысячелетия разлучения. В
них реализуется благословение Ицхака Эйсаву: «Мечом твоим ты будешь жить, и
брату своему будешь служить; но когда вознегодуешь, то свергнешь иго его ты со
своей шеи» (27:40).
Такое
случилось уже в поколении никчёмных внуков Гиркана I – власть в
Иудее фактически прибрал к рукам Антипатр из обращённых идумейцев.
А сын Антипатра стал уже официальным царём евреев – Иродом Великим. Этот
потомок Эйсава проявился и как страшный злодей – среди его многочисленных жертв
значатся даже жена и сын, и как выдающийся строитель.
В судьбоносный
момент гражданской войны евреев осаждённого Иерусалима периода восстания против
Рима 66-70 годов н.э. отряд идумейцев в 5000 человек поддержал
экстремистов-зелотов и обеспечил им победу над «Партией мира» – можно полагать,
идущей от корня Якова. Это предопределило невозможность компромисса с римлянами,
поражение, катастрофу разрушения Храма и рассеяние. Лидера миролюбивых евреев
рабби Йоханана бен Заккая удалось вынести из Иерусалима под видом умершего.
Рабби воссоздал иудаизм и тем спас еврейский народ от растворения его среди
язычников.
В
последующие века из идумейских иудеев, видимо, происходили наёмные воины,
которыми были известны евреи.
Заметны
евреи от корня Эйсава в новые времена. Это интернационалист и антисемит Карл
Маркс, а также его многочисленные последователи. Ими были террористы вроде
создателя Боевой организации эсеров в России М.Гоца и её глав Г.Гершуни и
Е.Азефа. Последний успешно организовывал теракты, а затем, сотрудничая с
Охранкой, сдавал ей исполнителей. Тот же тип евреев-интернационалистов мы видим
среди главарей большевиков: Л.Троцкий, Я.Свердлов, Г.Зиновьев, Л.Каменев,
относительно респектабельных меньшевиков – Ю.Мартов, ярких
революционеров-авантюристов вроде Я.Блюмкина, организатора убийства Троцкого
суперагента Н.Эйтингона. Общая черта этих незаурядных личностей от корня Эйсава
– отсутствие каких-либо национальных и религиозных привязанностей.
Таким был,
уже в наши дни, генерал-танкист, дважды герой СССР Давид Драгунский,
возглавивший в 60-е годы советский Антисионистский комитет. Когда, натерпевшись
позора, вожди СССР пытались закрыть этот «комитет», им не удавалось преодолеть
энтузиазм генерала, волочившего своего монстра даже в годы «перестройки».
От корня
Эйсава происходит, можно предположить, большинство американских евреев с их
интернационализмом, антисионистскими организациями вроде J-street,
Демократической партией, реформистским «иудаизмом», более 80% смешанных браков
и еврея-самоненавистника Берни Сандерса.
* *
*
Евреи от
корня Якова, «человека кроткого», пострадали, очевидно, сильнее других в
трагедию Холокоста. В сегодняшнем Израиле они представлены общиной ультра-ортодоксов, зачастую индифферентных к судьбе
Израиля, а некоторые и враждебных ему.
От ипостаси
Израиля – Якова, овладевшего «эйсавостью» – происходят создатели государства, национально
настроенные сионисты.
А знаки
наследия Эйсава – успехи в материальном мире, равнодушие к национальным
традициям, неприязнь к «корню Якова», интернационализм, характерны для светских
евреев, склоняющихся политически влево. Так лидер «партии генералов» (Эйсав,
напомню, был воином) Бени Ганц обещал, возглавив Израиль, изменить закон об
Израиле как о национальном государстве евреев.
В
сегодняшнем Израиле, уже полтора года находящемся в перманентной предвыборной
борьбе, ясно различимы три политические силы, берущие исток в двух сыновьях
праотца Ицхака. Эти силы, мы видим, проходят как три параллельные через всю
трёхсполовинной тысячелетнюю историю евреев. Но геометрия еврейского народа,
смеем надеяться, не эвклидова, а по Лобачевскому, и эти параллельные способны
сходиться.
Такую
оптимистичную перспективу схождения параллельных представил в своём докладе на
семинаре в Хашмонаиме этой зимой профессор хайфского Техниона Михаил
Цибулевский. Его доводы: «Религиозные евреи спасают Израиль демографически… у харедимной женщины
около 8 детей… Мы можем стать мощной страной с населением в десятки или даже
сотни миллионов. Вовлечение религиозных в экономику и оборону постепенно
возрастает». Автор сообщает, что уже сейчас среди ультра-ортодоксов работают 53% мужчин и 77% женщин.
В то же время «еврейский
народ становится по-настоящему большим и свободно изучает Тору благодаря защите
своего государства армией, созданной усилиями светских и религиозных сионистов».
Такое сотрудничество евреев обещает их гармонию.
Другой
раскол израильтян – между интернационалистами – левыми, и
сионистами – правыми. Цибулевский констатирует: «Среди левых много добросердечных
людей, желающих блага палестинскому народу» и предлагает им такое решение: «Дать
им (палестинским арабам) просторную страну в четыре раза превышающую Израиль по
площади. Все знают, что такая страна есть, и палестинцы уже составляют в ней 70
- 80 процентов населения. Королева этой страны – палестинка, и ее старший
сын является наследным принцем». Речь, понятно, идёт об Иордании.
Но есть
проблема: «Страна эта небогатая, большая часть – пустыня. Воды не хватает… (но)
при современной технологии проблема вполне решаема. В пустыне прекрасные
условия для солнечных и ветровых электростанций, энергию которых можно
использовать для опреснения воды Средиземного моря со стороны Израиля. Имея
избыток воды, можно превратить пустыню в цветущий сад».
Другой
раскол израильтян – между интернационалистами – левыми, и сионистами – правыми.
Цибулевский констатирует: «Среди левых много добросердечных людей, желающих
блага палестинскому народу» и предлагает им такое решение: «Дать им (палестинским
арабам) просторную страну в четыре раза превышающую Израиль по площади. Все
знают, что такая страна есть, и палестинцы уже составляют в ней 70 - 80
процентов населения. Королева этой страны – палестинка, и ее старший сын является наследным
принцем». Речь, понятно, идёт об Иордании.
Программа
профессора Цибулевского
предлагает достойную платформу для объединения трёх ветвей евреев в народ,
живущий общей национальной идеей. В этом, можно предположить, заключена одна из
задач нашей долгой противоречивой истории.
Новая книга
Бориса Гулько:
Двухтомник
«Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$30 в США, 100
шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com
По этому же
е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько
Комментариев нет:
Отправить комментарий