пятница, 7 февраля 2020 г.

Сергей Беседин | Фильм “Мальчик русский” – о Первой мировой войне

Сергей Беседин | Фильм “Мальчик русский” – о Первой мировой войне

Кино Золотухина – хлесткий удар по всему новейшему российскому победобесию, по всем этим залихватским “можем повторить”.

Молодой режиссер Александр Золотухин, ученик Александра Сокурова, представил свой первый фильм “Мальчик русский” – о Первой мировой войне и молоденьком новобранце, потерявшем зрение в ходе немецкой газовой атаки. Не желая возвращаться в деревню, мальчик становится слухачом – через огромную трубу слушает, не летят ли вражеские аэропланы.
Фильм снят на искусственно состаренной пленке и почти монохромно. Но воздействие от него – похлеще модного IMAX. Масса деталей (для которых режиссером были просмотрены тысячи военных фотографий и прочитаны десятки мемуарных книг) делает фронтовые будни живыми, осязаемыми. Вместе с героями зритель месит жирную, как масло, окопную грязь, вдыхает отправляющий иприт и избавляется от вшей. Смотреть это сложно, порой неприятно, но результат в целом сродни чуду – тридцатилетний Золотухин снял такое глубокое и достоверное кино (всего за 27 смен), какое вряд ли под силу его более именитым коллегам.
Огромная удача фильма – главная роль “мальчика русского”, которую исполнил шестнадцатилетний детдомовец Владимир Королев, самодеятельный актёр с удивительным лицом, простодушным, блаженным, почти иконописным и в то же время способным на огромную гамму чувств – от дурашливого смеха до разрывающего душу плача.
Кино Золотухина – хлесткий удар по всему новейшему российскому победобесию, по всем этим залихватским “можем повторить”. Оно показывает войну в первую очередь как грязную, кровавую, тяжелую и бессмысленную работу, далекую от блестящих парадов и сияния орденов. Война безобразна, потому что убивает и калечит лучших и молодых. Потому что высвобождает звериное начало и жестокость (хотя бывают и исключения, когда в людях раскрывается самое лучшее, заметил режиссер). К фильму невероятно подошла музыка Рахманинова, громкая, изломанная, казавшаяся современникам почти какофонией, которая отражает весь ужас первой войны, где убийство людей машинами (танками, авиацией, пулеметами) было поставлено на конвейер.
Пожалуй, “Мальчика русского” по антивоенному обличительному … нет, не пафосу, ибо ничего пафосного здесь нет… по антивоенному заряду можно назвать русской кинематографической “Герникой”. Посмотреть его можно в кинотеатре “Победа” с 6 февраля.

Комментариев нет:

Отправить комментарий