Лиза Юдин
"Пелег Йерушалми" и "досы" в армии
Зимой этого года мне пришлось ездить в Тель-Авив. Часто. Иногда по несколько раз в неделю, но в основном, по воскресеньям. Ездила я самыми ранними поездами, как раз тогда, когда солдаты после выходных возвращаются на базы, и всегда с замиранием сердца ждала, когда начнется?
Начиналось обычно после Кирьят-Гата. В тамбуре. Солдаты. Кто-то надевал тфилин, кто-то набрасывал на плечи талит, все поворачивались лицом к Иерусалиму…
Бело-голубое на хаки. Тфилин, а над ним десантный "шфифон", раскидистая олива "голанчиков", лиса "Гивати", крылатый меч "кфирников", серп "нахальников"…
- МА ТОВУ ОГАЛЕХА ЯАКОВ МИШКЕНОТЕХА ЙИСРАЭЛЬ…
Мороз по коже. Ком в горле. Исчез вагон, исчезли мобильники и компы всех размеров и конфигураций, исчезли солдатские неподъёмные "кидбеки", исчезли домашние сэндвичи и пакетики шоко. Нет стука колес. Есть только бело-голубое полотнище на солдатской форме и
- МА ТОВУ ОГАЛЕХА ЯАКОВ МИШКЕНОТЕХА ЙИСРАЭЛЬ…
И стоит, стоит эта картина у меня перед глазами. Всегда. А особенно в последнее время, когда в обществе развернулась пылкая дискуссия о "датишных". Дескать, в армии не служат, живут за наш счет, да еще, солдат обижают. Ну, и как у нас принято, пошла коса косить, всех под одну гребенку, не заморачиваясь на то, что "датишные" разные бывают. И если по поводу "вязаных кип" народ хоть что-то смыслит, то, что касается "харедим", у большинства русскоязычных полное неведение и желание побыстрее облить грязью. СМИ это дело тщательно подогревают, того и гляди до гражданской войны доберемся.
У нас почему-то не принято вникать в различия в харедимном сообществе. А ведь там существует огромное количество течений. И далеко не все подходят под те ярлыки, что навешивает им СМИ и "прогрессивное израильское общество", к коему многие из обличителей себя причисляют.
В двух словах о "харедим" вообще. Современный термин "харедим" происходит из слов пророка Йешаяу: "Слушайте слово Вс-вышнего, трепещущие пред словом Его!» (66:5). Со временем словосочетание "харедим лидвар Ашем (трепещущие перед словом Вс-вышнего) сократилось до слова "харедим" (трепещущие).
Стиль жизни харедим определяется консервативными обычаями, сформировавшимися в еврействе к XX веку, а также, традиционными канонами иудаизма. Высшей духовной ценностью и идеалом считают пожизненное изучение Торы и усердное исполнение заповедей.
Харедимное общество включает в себя ашкеназских евреев (литваки, хасиды различных дворов, остатки немецких "йеким") и сефардов (потомки беженцев, покинувших Испанию и направившихся в Италию, Турцию и страны Магриба: Тунис, Алжир, Марокко и Ливию), а также выходцев из восточных общин (иранские, иракские, йеменские и бухарские евреи).
Так ультра-ортодоксы или харедим? Одно и то же. "Ультра-ортодоксы" — это клише, используемое в светских СМИ вместо или в качестве синонима для термина "харедим". Почему? Что неясно? Слово "ультра" сразу придает негативную окраску, приближает к понятию "фанатик".
Все, что касается событий последних месяцев, относится к отколовшейся от литваков ветви "Пелег Йерушалми" – общине, практически полностью отгороженной от внешнего мира.
C чего вдруг они массово начали беспредельничать? Против призыва в армию? Вот это очень важно понять правильно. Скажите, а их кто-нибудь когда-нибудь туда призывал? В ЦАХАЛе проблема с кадрами настолько, что начали мобилизацию харедим? Ничего подобного. Повод – отмена явки в военкомат для получения освобождения от призыва. Якобы жаль тратить время не на учебу. Абсурд. А на массовое хулиганство не жаль тратить то же время? Это всего-навсего повод, а для него любая зацепка сойдет. Помните разницу между поводом и причиной? Причина, конечно, гораздо серьезней, и к армии не имеет никакого отношения. Причина во внутриобщинных раздорах. Есть два раввина – Ойербах (отколовшийся Пелег Йерушалми) и Штейнман (литваки). И у того, и другого, понятное дело, есть сторонники. И есть проблема – удержать старых и привлечь новых.
Пару слов отдельно о раве Штейнмане. И не только потому, что он мой земляк, родом из Бреста, но и потому, что это интереснейшая необыкновенная личность. Год рождения – 1913. В юности учился в брестской йешиве "Торат-Хесед". Во время Второй мировой войны бежал в Швейцарию, где преподавал в йешиве "Древо жизни". В 45-ом прилетел в Израиль. Учил Тору и работал огранщиком алмазов.
В 1955 году глава Поневежской йешивы рав Каанман пригласил рава Штейнмана возглавить "Поневеж ле-цаирим", главой которой, в возрасте 103 года, считается и доныне.
Рав Аарон Лейб Штейнман известен исключительно скромным образом жизни, и в том числе, крайне простой и скромной обстановкой своей квартиры.
" Когда рав был главой йешивы в Кфар-Сабе, так получилось, что йешива испытывала денежные затруднения – и рав почти полтора года не получал зарплату. Когда ситуация несколько улучшилась, раву доставили все деньги, которые он не дополучил. Но он наотрез отказался их принять. Объяснил так: "Плата за преподавание Торы дается только для того, чтобы преподаватель смог жить. Я и моя семья выжили. Значит, нам эти деньги не полагаются".
С вопросом, как они пережили голодное время, обратились к его жене. Она рассказала, что ее муж спросил знающих людей, как можно разнообразить свой стол. Ему сказали, что при помощи добавок можно готовить блюда с разным вкусом из одних баклажанов. В тот сезон на рынке были очень дешевые баклажаны. Так что мы, много месяцев ели "курицу" из баклажанов, "мясо" из баклажанов, много разных "каш" из баклажанов.
Впрочем, баклажанная еда тяжело сказалась на здоровье рава. Он приобрел язву желудка, и был дважды прооперирован". Из воспоминаний рава Реувена Пятигорского.
На выборы в Кнессет в 2015-ом 102-летний рав пешком отправился на избирательный участок, чтобы проголосовать за свою партию, пояснив, что желает и таким образом послужить Г-ду.
О раве Штейнмане я обязательно расскажу еще отдельно, а сейчас, вернемся к нашей теме.
Последователи рава Шмуэля Ойербаха считают рава Штейнмана слишком компромиссным лидером, отсюда и конфликт. И мешают Пелегу вовсе не светские, уж больно велика пропасть между этими мирами, а свои же, харедим, придерживающиеся более умеренных взглядов. Банальная внутренняя борьба за власть и сферы влияния.
Судите сами – последователи рава Штейнмана точно так же должны являться в военкомат. И являются, и никаких проблем из этого не делают, на улицах не бесчинствуют, ни на кого не нападают, получают свои освобождения и идут учиться дальше. Пелегу же нужны внешние эффекты, громы, молнии, как известно, именно они зачастую привлекают колеблющихся. Спекуляция и манипуляторство в самом прямом смысле слова.
Кстати, почти все харедимные раввины выступили с осуждением действий "Пелег Йерушалми". Ряд влиятельных раввинов подписали письмо, в котором осуждают мятежи и насилие, которыми сопровождаются демонстрации сей экстремистской секты. Один из авторов письма известный раввин Хаим Каневский назвал "Пелег Йерушалми" “пустыми и безответственными” людьми и заявил: "выворачивает наизнанку при виде пустоголовых идиотов, унижающих Тору, которые ведут себя подобно стаду баранов без вожака".
И еще, для незнающих, но особо яростно колотящих себя в грудь. Так называемые русскоязычными "досы" служат в армии. Причем, исключительно в боевых войсках.
Батальон "Нецах Йегуда". Оперативные мероприятия в Иудее и Самарии, Дженине, Шхеме. Саперы-подрывники, снайперы, разведчики.
Бойцы "Нецах Йегуда" действуют при поддержке с воздуха, высаживаются в непосредственной близости от арабских деревень, и вместе с другими элитными подразделениями участвуют в задержании разыскиваемых террористов.
Среди прочего, их заслугой стало стремительное сокращение объемов контрабанды оружия в Шхем. По словам одного из офицеров Центрального округа, за то, что цена на автомат Калашникова в Шхеме взлетела до 22 тысяч шекелей за ствол, арабы должны "благодарить" именно "Нецах Йегуда".
И кстати, утверждают знающие люди, принципиально иной характер имели бы и стратегические военные решения армейского руководства, если бы они принимались людьми, знакомыми с элементарными азами еврейского Закона.
1) С точки зрения Торы НЕНАПАДЕНИЕ на готовящегося на тебя напасть врага - это заказанное заранее твое ПОРАЖЕНИЕ.
2) Не может быть и речи, - если воевать по Торе, а не по пугливым канонам «политкорректности», о том, чтобы ограничивать удары по врагу, если враг прячется в толпе покрывающих его «мирных жителей».
3) Не может быть и речи о прекращении военных действий до достижения полной победы (с явной опасностью возобновления врагом военных действий в будущем) - под давлением какой бы то ни было международной организации или страны. И т. д. и т. п.
2) Не может быть и речи, - если воевать по Торе, а не по пугливым канонам «политкорректности», о том, чтобы ограничивать удары по врагу, если враг прячется в толпе покрывающих его «мирных жителей».
3) Не может быть и речи о прекращении военных действий до достижения полной победы (с явной опасностью возобновления врагом военных действий в будущем) - под давлением какой бы то ни было международной организации или страны. И т. д. и т. п.
Еврейская армия, живущая и действующая по ЕВРЕЙСКИМ законам смогла бы стать воистину грозной силой для врагов Израиля. Более того, если в обозримом будущем Израиль не получит подлинно еврейской армии, - его безопасность может быть подвергнута серьезным испытаниям. При которых в который раз народу Израиля останется надеяться лишь на чудо, уже не раз спасавшее Израиль в самые тяжелые моменты испытаний.
Блог Лизы Юдин в ФБ, 2.2020
Комментариев нет:
Отправить комментарий