вторник, 11 февраля 2020 г.

Юрий Мамин: Престиж премии «Оскар» резко упал

Юрий Мамин: Престиж премии «Оскар» резко упал

Вчерашняя церемония вручения «Оскаров» настолько изумила и огорчила меня, что я решил высказаться публично. До этого я видел все фильмы, которые были отобраны в номинации. Там было много достойных картин, хотя у каждой из них были свои недостатки, но это отдельная тема, которой я не хочу сейчас касаться. Могу лишь сказать, что самым сильным из этого набора считаю картину «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино. И хотя я не являюсь поклонником этого режиссёра, думаю, что это его лучший фильм, после «Криминального чтива».
Photo copyright: pixabay.com
И вдруг три главные премии – за лучший сценарий, лучшую режиссуру и лучший фильм – вручаются южнокорейскому фильму «Паразиты» – единственному, который я до этого не посмотрел.
Должен признаться, что кино стран Азии, включая Индию, Китай, Южную Корею и даже Японию – самую кинематографическую из них, за исключением нескольких киношедевров, не вызывает у меня ни сильных чувств, ни большого интереса. Мне как человеку, воспитанному на европейском кино с его критериями художественной правды, фильмы Востока, с их недостоверными историями, глупыми персонажами и неорганичной актёрской игрой, всегда казались произведениями невысокого уровня, рассчитанными на невзыскательного зрителя. Ещё раз оговорюсь: за исключением нескольких киношедевров, о которых не сегодня речь.
Возвращаюсь к трижды оскароносному фильму «Паразиты». Я был настолько заинтригован этими решениями Американской Академии Киноискусства, что, несмотря на поздний час, разыскал этот фильм в Интернете и принялся его смотреть, в надежде, что моё отношение к южнокорейской кинематографии в корне изменится. – Увы, этого не произошло. Скорее, наоборот.
Фильм «Паразиты» рассказывает о семье корейских маргиналов: его герои – отец, мать, дочь и сын, от лица которого ведётся закадровый рассказ. Отец потерял работу, дочь и сын вынуждены были бросить учёбу. Живут они в трущобе, перебиваясь, чем бог послал. Все четверо – отъявленные мошенники, мечтающие о богатой, беззаботной жизни. И тут появляется благополучный приятель сына, который, в связи со своим отъездом, предлагает заменить его в качестве педагога-репетитора в одном богатом доме.
С этого начинается история четырёх проходимцев, которые путём грубых уловок вползают в дом очень глупых и доверчивых хозяев. Это чисто водевильная схема криминальной комедии, которая перешла с театральных подмостков в народную кинокомедию, рассчитанную на невзыскательные вкусы толпы. В этом жанре снято немало популярных лент, таких как «Блеф», «Обманутые обманщики», «Отпетые мошенники», «Жил-был мошенник» и им подобные.
Однако, перечисленные мною фильмы европейского производства отличались более хитроумно закрученной интригой, более остроумным диалогом и гораздо более органичной игрой актёров.
Смотря эту картину, я как будто возвратился в годы своего детства, когда в советском прокате потоком шло индийское кино. Смотрел и ждал, чем же эти «Паразиты» меня поразят. И дождался.
При всей упрощённости мотивировок, в фильме доминировала иронично-шутливая манера кинорассказа, а её герои выказывали себя этакими забавными водевильными персонажами. И вдруг они внезапно превратились в монстров и с истинно восточной жестокостью начали убивать друг друга, оставляя на экране лужи крови. Этим неожиданным сценарным решением корейские кинематографисты продемонстрировали полное отсутствие понимания заявленного ими жанра.
Профессиональная инфантильность и неразвитый художественный вкус авторов фильма почему-то не бросились в глаза высокому жюри Американской Академии Киноискусства, которое предпочло эту второсортную ленту куда более достойным фильмам.
Так уже было на «Оскаре» несколько лет назад, когда во всех номинациях победил весьма посредственный фильм «Артист», французского производства, о котором сегодня не вспоминают. Но вчерашний выбор оскаровского жюри ещё более позорен.
Я думаю, что прежде, чем устраивать соревнование между кинофильмами, необходимо поменять состав жюри из оскаровских академиков, одни из которых так состарилась, что потеряли способность мыслить, а другие вовсе не имеют культуры и развитого художественного вкуса.
По этой причине престиж премии «Оскар» резко упал и вскоре потеряет своё значение для установления той шкалы ценностей в искусстве кино, на которую привыкла ориентироваться публика и кинематографисты.
Юрий Мамин

От редакции.
Это авторская просветительская программа режиссера Юрия Мамина, в которой он знакомит зрителей с личностями и событиями в истории Мировой Культуры и делится своими размышлениями о них.

1 комментарий:

  1. Юрий Мамин хороший режиссер, но это отнюдь не значит, что он также хороший критик. Видимо это очень разные области деятельности, требующие совершенно разных талантов.
    Я очень люблю восточное кино - Южной Кореи, Японии, Гонконга. По моему скромному мнению фильмы этих стран отличаются высочайшим художественным уровнем, равно как и актерская игра в них (между прочим, как раз очень сдержанная). Достаточно посмотреть хотя бы такие фильмы как "Прощай моя наложница", "Красный гаолян", "Император и убийца" или "Весна, лето, осень...", чтобы убедиться, насколько разным и интересным является сегодня азиатское кино.
    Возможно, Мамин просто мало видел азиатских картин, и ему попались худшие образцы. Но тогда и не нужно было писать обо всем восточном кино в целом. Да еще с такой безапелляционностью. Если Мамин не понимает азиатское искусство, это прискорбный факт его биографии, и он поступил бы умнее просто признав его.
    Не думаю, что мнения отличающиеся подобной самоуверенностью, категоричностью и субъективностью, при очевидном отсутствии элементарного понимания, представляют большой интерес.

    ОтветитьУдалить