вторник, 11 февраля 2020 г.

ПРАВДА ПРО ВАШИ ДЕНЬГИ, УКРАДЕННЫЕ ХАРЕДИМ


Либерман призывает забрать деньги у йешив и уклонистов и отдать их молодым семьям и пенсионерам.
 Автор: Шошана Бродская

Правда про ваши деньги, украденные харедим. Часть 2 - финансирование йешив

Когда нужно быстро вывести человека из себя и заставить его совершить действие, нужное политтехнологу, лучше всего действует такой прием: "Некто забрал твои деньги! Ты работаешь, а кто-то за твой счет жирует! Только мы тебя спасем!"
К счастью, среди русскоязычных израильтян много людей думающих, которые способны отличить демагогию от правды. Проблема лишь в том, что у них ограничен доступ к информации, в силу языкового барьера и целенаправленных усилий политтехнологов скрыть от масс релевантную информацию. Попробуем хоть частично исправить эту несправедливость.



Сколько в Израиле ешиботников и сколько денег они получают?
Как известно, харедимная община составляет на данный момент, по разным оценкам, от 10% до 15% израильского общества. Возьмем для простоты среднее число - 12,5%. Это около миллиона человек. По данным на 2014 год, студентов "колелей" (ешив для женатых, ученик которых получает стипендию от государства) было 87.744 человека, из них граждане Израиля составляли 87,5%. Итого: всего ешиботников, получающих деньги от государства, было около 77 тысяч (округлено в сторону увеличения) - менее 8% от всех харедим. В 2017 году "Калькалист" объявил, что число студентов колелей после создания правительства Нетаниягу, в которое вошли ультраортодоксы, "подскочило" до 75 тысяч (только следящие за цифрами поняли, что оно на самом деле уменьшилось). В последующие 2 года оно снова несколько выросло, примерно вернувшись на уровень 2014 г., когда в правительстве был Лапид.
По данным на текущий год, студент "колеля" ("аврех") получает от государства 765 шек. в месяц. Эта сумма дается лично студенту: сам "колель" как учебное заведение государством не финансируется. Несколько иная ситуация с ешивами для неженатых: эти учебные заведения государство финансирует в размере 425 шек. в месяц на ученика, но деньги получает не ученик, а учебное заведение - на содержание общежития и питание студентов. Разумеется, этих денег не хватает, и студенту приходится доплачивать за учебу и проживание из своего или родительского кармана - от 300 до 1000 шек. в месяц, в зависимости от престижности заведения. Студентов ешив для неженатых (включая "ешивот эсдер") в Израиле от 30 до 40 тысяч, по разным оценкам. Возмем среднее арифметическое - 35 тысяч.
Делаем подсчет:
"Колели": 77 000 х 765 х 12 (месяцев в году) = 706,8 миллионов шек. в год.

Ешивы для неженатых: 35 000 х 425 х 12 = 178,5 миллионов шек. в год.
Все вместе траты на классическое изучение Торы в еврейской стране - 885,3 млн. шек. в год. В пересчете на одного ученика - 7904 шек. в год.


Сколько в Израиле студентов гуманитарных наук и сколько денег они получают?
По данным на 2017 год, всего в Израиле было 313 400 студентов (включая "Открытый университет" и "михлалот", на все 3 академические степени). Это около 3% от всего населения страны. Учитывая, что 12 "михлалот" не финансируются государством, и в них учится примерно 44 тысячи студентов, число студентов в финансируемых вузах можно примерно оценить в 270 тысяч.
Стоимость высшего образования в бюджете на 2019 год определялась в 11,5 миллиарда шек. (Это только прямые инвестиции, не считая многочисленных программ субсидий от разных министерств). Таким образом, если бы на все факультеты государство тратило одинаковые ассигнования, стоимость одного студента для бюджета составляла бы 42.593 шек. в год, не считая дополнительных программ.
Но, разумеется, финансирование различных факультетов не одинаково. Совет по высшему образованию использует формулу для вычисления "стоимости студента" для бюджета в зависимости от области знания, которую он изучает. Так, на студента гуманитарных дисциплин выделяется 54,6% средств от среднего, а на студента общественных наук (не считая "Управление бизнесом") - 86,1%. Такая разница несколько странна, потому что зачастую отнесение предмета к "гуманитарным" или "общественным" наукам волюнтаристское: так, изучение иудаизма в университете относится к гуманитарным дисциплинам, а изучение ислама - к общественным (и получает на 30% больше ассигнований). Ну да ладно, мы не жадные.
Итак, считаем: средняя стоимость студента - 42 593 шек. в год, 54,6% от нее - 23 260 шек. Столько тратит в год государство Израиль на изучение одним человеком литературы, философии, театрального искусства и пр. Напомним: на изучение Торы - 7 904 шек., в 3 раза меньше.
Общественные науки (обществоведение, социология, психология и проч., и почему-то ислам): 86,1% от 42 593 шек. - 36 678 шек. в год на человека. Изучать Коран в еврейском государстве почти в 5 раз выгоднее, чем Гемару.
В среднем студент Торы получает от государства примерно в 4 раза меньше ассигнований, чем студент гуманитарно-общественных наук вуза.
На самом деле, разница еще больше. Ведь мы учли стипендию "авреха", но не учли стипендии и скидки в оплате обучения для студентов вузов - по десяткам программ, от самых разных министерств и ведомств (подсчитать это просто невозможно). Плюс скидка на проезд в общественном транспорте, плюс помощь в оплате квартиры для семейных, и т. д., и т. п. Большинство этих льгот студентам Торы не снились.
Мне, наверное, возразят: даже студент-гуманитарий не сидит в университете до бесконечности. Он делает степень, а потом идет искать работу - выходит на рынок труда. Правда, для этого ему зачастую приходится приобретать еще один диплом. Например, обладатель степени по литературе может приобрести "теудат-ораа" (удостоверение преподавателя - еще год обучения) и преподавать литературу в школе. Но точно так же выпускник ешивы может приобрести "теудат-ораа" и преподавать в школе предметы, связанные с еврейской традицией. Многие так и делают - преподают в школах для мальчиков.
А вот еще интересные цифры: согласно Центру статистических исследований Кнессета, только 39% выпускников гуманитарных факультетов университетов нашли работу в сфере, близкой к их специальности, в течение 4-х лет после окончания обучения на первую степень (гораздо меньше, чем выпускники других специальностей). Причем это число включает и тех, кто "остался на кафедре" и продолжил обучение на вторую и третью степень, потихоньку преподавая студентам и оставшись по сути "вечным исследователем", ничем не отличающимся от "вечного ученика ешивы", кроме бесполезности своих исследований для еврейского народа как минимум в половине случаев. На самом деле, все еще хуже, потому что "вечные исследователи" с гуманитарных кафедр, в отличие от "аврехов", получают очень приличную бюджетную зарплату - зарплату научных работников! Годами ковыряясь в "грязном белье" поэтов Серебряного века или исследуя миграцию американских индейцев. Хотите цифры? Израильский налогоплательщик содержит почти тысячу (924) профессоров гуманитарных наук! И это не считая преподавателей более мелкого ранга.
По самым скромным подсчетам, содержание гуманитарных и обществоведческих факультетов обходится израильскому налогоплательщику более чем в 2,5 миллиарда в год. И это еще без учета стипендий и социальных пособий студентам.


Зачем вливают миллиарды в гуманитариев?
Возникает вопрос: зачем люди идут на эти факультеты, если получаемые там знания нерелевантны для нормального трудоустройства? Процитируем ответ некоего студента философии, давшего интервью корреспонденту "Едиот ахронот" (за 09.10.13, "Сколько стоит творческий и критический подход?"): "Я записался на философию потому, что это мне действительно интересно. Изучение этих предметов помогает тебе развить критическое мышление, быть способным задавать вопросы, и я действительно думаю, что это не менее важно, чем получить возможность работать в каком-нибудь офисе".
То есть, люди идут изучать эти предметы исключительно ради личного духовного развития.
Это, конечно, очень важно. Но почему за духовное развитие этого юноши израильский налогоплательщик должен выкладывать 25 000 шек. в год? И почему изучение философии народов мира оценивается распильщиками бюджета в 3 раза дороже, чем изучение философии собственного народа? Но самый большой вопрос, в нашем контексте: почему не находится ни одного радетеля народного блага, который возмутился бы, что "работающие израильтяне" кормят "этого тунеядца"?
Причем не просто "кормят", а из года в год все больше и больше в него инвестируют! В последние десятилетия наблюдается спад интереса абитуриентов к гуманитарным специальностям, и Совет по высшему образованию (СВО) делает буквально восьмерки в воздухе, чтобы вернуть этот интерес и набрать на гуманитарные курсы как можно больше студентов - даже за счет таких критически важных сфер, как инженерия, биология и пр. В то время, как израильская индустрия задыхается от нехватки программистов, физиков и инженеров, СВО инвестирует сотни миллионов шекелей в популяризацию и рекламу гуманитарных факультетов, и довольно отмечает, что акции проходят удачно и число гуманитариев растет! В 2014 году СВО создал специальный Высший совет по продвижению гуманитарных предметов. В 2018 году "Ватат" ("Ваад тихнун вэ-тикцув", платежный орган СВО) разработал программу "Шеер руах", на реализацию которой направил 143 миллиона шек. (в дополнение к десяткам миллионов, выделенных до этого). Вот одна строка из этой программы: "За каждого студента, который будет участвовать в программе, любое финансируемое нами учебное заведение будет получать [дополнительный] бюджет в размере 17 000 шек., на протяжении 4-х лет". То есть, стоимость студента в год увеличится на 17 000 шек. (и составит 40 000 - почти как в среднем по всем факультетам, включая экономически выгодные).
Возникает вопрос: за что?!!
Видимо, гуманитарные факультеты выполняют какую-то очень важную роль, за которую израильская элита готова дорого платить (разумеется, из нашего кармана).
Какая это роль - нам всем хорошо понятно. На протяжении всей истории нашей страны академия и особенно гуманитарные и общественные факультеты были оплотом и "питомником" ультра-левой идеологии. Снижение количества студентов-гуманитариев - это уменьшение шансов левых когда-либо взять реванш и дорваться до власти. Поэтому тут не мелочатся. Инженеры и врачи подождут.
Теперь вы поняли, почему за изучение Талмуда в университете государство готово выложить в 4 раза больше, чем за изучение того же Талмуда в ешиве? Правильно: три четверти суммы идут на промывание студенту мозгов, которого он в ешиве "не удостоится".


И все-таки: четыре года - это не всю жизнь…
Мне заметят, что те, кто не остался на кафедре, рано или поздно найдут какую-нибудь работу, государство перестанет в них инвестировать, они начнут платить налоги и бюджет все-таки станет с них зарабатывать.
Это ошибка!
Дело в том, что в Израиле (как и везде в развитых странах) есть четкая корелляция между величиной зарплаты и наличием академической степени. Если человек без высшего образования может претендовать лишь на начальную зарплату, скажем, 6 000 шек., то обладатель академической степени как правило начинает карьеру с 8 000 и более.
И вот наш философ (из интервью) устраивается папашей в какое-нибудь министерство или муниципалитет, на "ответственную должность", не требующую, в принципе, никакого образования. Если бы его и не было, то наш герой получал бы от бюджета зарплату, близкую к минимальной. Но у него есть академическая степень! Разница в зарплате, в зависимости от условий коллективного договора, может выражаться четырехзначным числом (в нашем примере выше - 2 000). Итак, потратив на духовное развитие юноши 100 000 шек. за 4 года, израильский налогоплательщик продолжает платить ему за то же самое (философствование на рабочем месте) несколько тысяч в месяц на протяжении всей жизни, включая пенсию! Харедимный "аврех" со своими 800 шек. в месяц нервно курит в сторонке.
Но и это еще не все. Во многих государственных организациях (возможно - во всех, но это требует проверки) по коллективному договору у работника, не имеющего академической степени, есть возможность получить степень за счет работодателя, то есть, опять-таки - налогоплательщика. В этом случае государство не только тратит на него деньги как на любого студента, но еще и берет на себя плату за обучение, которая составляет в университетах 10 228 шек. в год. То есть, государство платит десятки тысяч за то, чтобы начать платить своему работнику увеличенную зарплату! Разумеется, работник бюрократической машины не пойдет изучать физику или программирование; это ему не нужно, да и тяжело сочетать изучение сложной специальности с работой. Он предпочтет изучать, например, "развитие демократии среди африканских каннибалов". А что? Перспективное направление; глядишь, еще и командировку в Африку получит - изучать каннибалов изнутри…


И последнее: препсостав
Особенностью традиционных еврейских ешив и "колелей" является активная поддержка частных спонсоров. Ведь государство не содержит администрацию и препсостав этих заведений. Поэтому имидж ешивы и соответственно - ее материальная база создается личным авторитетом главы ешивы и основных преподавателей. Некачественная ешива быстро теряет спонсоров и разваливается.
В государственном же образовании все происходит с точностью наоборот. "Комитет по планированию и финансированию" ("Ватат"), состоящий из 7 человек, свободно распоряжается 11,5 миллиардами бюджетных денег, независимо ни от кого решая, сколько зарплат и какой величины будет переведено такому-то учебному заведению.


В отчете госконтролера М. Линденштрауса (2009 г.) отмечается, что университеты не позволяют Минфину контролировать величину зарплат персонала. Даже самого госконтролера пытались не допустить к проверке зарплат администрации и высшей профессуры университетов. Результат: львиная доля государственных ассигнований на вузы идет на зарплаты, количество преподавателей и техперсонала растет непропорционально количеству студентов. Судите сами: в Хайфском университете один преподаватель в среднем на 10 студентов, а в Иерусалимском - на 4 студента! Это что же, индивидуальное обучение?

Кстати, а почему такая разница? Хайфский котируется ниже, но что-то нам подсказывает, что дело не в этом. А в том, что Иерусалимский ун-т гораздо старше, и "своих людишек" туда успели подсадить гораздо больше.


И в заключение
Цель этой статьи - не "перевести стрелки" с ешиботников на вузы. Если кому-то что-то положено по закону, то этот человек - не вор, и обвинять его не в чем (хотя, возможно, стоит пересмотреть закон). Мы хотели лишь показать лицемерие политиков, которые, за неимением конструктивного посыла, решили поднять свой электоральный рейтинг за счет раздувания межобщинной ненависти в еврейском народе. Воспользовались незнанием, отсутствием информации, и стали поливать грязью целую общину.
Надеемся, что русскоязычный избиратель отреагирует так, как они того заслуживают.
(Продолжение следует)

2 комментария:

  1. К вопросу о том, что религиозный сектор не работает, а только пожирает наши налоги. Я много лет должен был делать "теум мас" (синхронизация подоходного налога при работе более чем в одном месте) в Иерусалимском отделении подоходного налога. Обычно в зале сидит большое количество людей. Основная масса их - это религиозные евреи. Тому, кто не работает, нечего делать в этом месте. А тот, кто сидит там, работает и платит налоги. Это реальный факт, а не пропаганда. А тот, кто считает, что религиозные поедают его деньги, пусть вспомнит, сколько раз он сам работал "по черному" или платил за работу "по черному".

    ОтветитьУдалить
  2. Мне как налогоплательщику нахрен не нужны ни досы с философами, ни работники хеврат хашмаль и портов и др. профсоюзные кормушки.....😠

    ОтветитьУдалить