воскресенье, 26 января 2020 г.

Александровское подворье: за пределами «апельсиновой сделки»


Александровское подворье: за пределами «апельсиновой сделки»

0
В последние дни в СМИ и социальных сетях не умолкает шум по поводу возможной передачи России прав на один из православных объектов, расположенных в Иерусалиме. Попытаемся разобраться: что же это за подворье и почему эта тема оказалась столь острой — особенно на фоне дела Наамы Иссахар, которую Кремль якобы готовь обменять на иерусалимскую «церквушку»
Денис ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ
Фото автора

Александровское подворье расположено в Старом Городе всего в нескольких десятках метров от сегодняшнего здания Храма Гроба Иисуса на улице Сук аль-Даббага, 25. На январь 2020 г. его занимают представители организации, официально зарегистрированной в Германии как «Russian Orthodox Society Holy Land — Русское православное общество Святой Земли» под председательством Н.А.Гофмана, называющего себя графом Воронцовым.
А теперь давайте углубимся в историю. 3 сентября 1859 г. русский консул В.И. Доргобужинов приобрел участок вблизи храма Гроба Иисуса у коптского священника Джирвиса. Определенную роль в приобретении участка сыграл инженер, архитектор, археолог, разведчик и авантюрист Эрметто Пьеротти. В том же году Доргобужинов купил у Магомета аль-Хаджи соседний участок. Первоначально предполагалось построить на этих участках здание российского консульства, но раскопки Пьеротти годом позже показали наличие множества археологических слоев, поэтому было принято решение повременить со строительством до окончания изысканий. В 1861 г. начальник русской духовной миссии отец Кирилл (Наумов) приобрел еще два прилегающих участка у митрополита Петры Аравийской Мелетия.
Весь объединенный земельный участок обошелся в 40859 франков и имел общую площадь 1433 кв. м. На нем копали многие археологи: французы Мельхиор де Вогюэ и Клермон-Гано, англичане В.Уильсон и Б.Кондар.
После посещения Святой Земли в 1881 г. великими князьями Сергеем Александровичем и Павлом Александровичем было создано Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО), его первым председателем стал великий князь Сергей Романов. Именно под его патронажем в 1883 г. начались систематические археологические раскопки под руководством начальника Русской Духовной Миссии архимандрита Антонина (Капустина) и известного архитектора Конрада Шика.
28 июня 1887 г. было получено разрешение от турецких властей и Иерусалимского патриархата на “постройку над раскопками”. Принципиальной позицией Иерусалимского патриарха было, чтобы церковь принадлежала не ИППО, а напрямую царской фамилии. В том же году был заложен первый камень. Руководил строительством первый уполномоченный ИППО в Иерусалиме Д.Д.Смышляев, а после его отъезда — Н.Г.Михаилов. Архитектором стал православный араб Георгий Франгья, подрядчиком грек Николай Вальсамаки. Подворье именовалось изначально “Русским домом”, оно было освящено архимандритом Антонином (Капустиным) 5 сентября 1891 г. Домовая церковь семьи Романовых была освящена в честь св. Александра Невского 22 мая 1896 г. Александровское подворье принимало самых высокопоставленных паломников.
В 1914 г. началась Первая мировая война, Российская Империя находилась в состоянии войны с Османской империей и российские подданные высылались, а часть построек была занята турецкой армией.
После февральской революции на собрании ИППО было принято решение убрать из названия “императорское”; 26 марта 1917 г. подала в отставку с поста председателя Великая Княгиня Елизавета Федоровна, возглавлявшая общество после убийства мужа в 1905 г. На общественном собрании 9 апреля 1917 г. председателем общества был избран князь А.А.Ширинский-Шихматов. В 1918 г. князь эмигрировал в Германию, где возглавил совет зарубежной части ППО. В 1918 г. оставшаяся в России часть общества была переименована в Российское Палестинское общество при Академии наук, его возглавил академик В.В.Латышев. Таким образом к этому моменту появилось два правопреемника бывшего Православного Палестинского Общества.
В 1917 г. Иерусалим был освобожден британскими частями под руководством генерала Алленби. В это время надзор за “русскими постройками” осуществлял сотрудник ППО К.Н.Петропуло. Большая часть построек была занята под нужды британской администрации. В 1919 г. в Иерусалим прибывает Н.Р.Селезнев, служивший до мировой войны помощником управляющего подворьями ИППО в Иерусалиме. Вместе с бывшим русским консулом в Иерусалиме В.К.Антиповым они пытались заставить британцев освободить здания ППО.
В 1922 г. в Палестине начал действовать британский мандат, английская администрация признала существование ППО, и объявила себя опекуном ППО и Русской Духовной Миссии. В 1923 г. Н.Р.Селезнев совершил поездку в Европу, чтобы заручиться поддержкой находящейся там русской эмиграции, встретившись с председателем зарубежной ветви ППО князем А.А.Ширинским-Шихматовым.
В 1925 г. британская администрация признала фактическое существование отделения Общества, находящегося в Берлине (под председательством князя Ширинского-Шихматова), а в качестве его представителя — Управление Подворьями, постоянно пребывающее в Иерусалиме, и назначило капитана Г.А.Каста администратором. Одновременно с этим колониальные власти начали принудительно арендовать имущество ППО и Миссии.
Тем не менее В.К.Антипову удалось получить часть Сергиевского подворья, где было размещено Управление Подворьями зарубежной ветви ППО. В 1948 г., в преддверии ухода британских властей из Палестины, Антипов переезжает из Сергиевского подворья в Александровское подворье в Старом Городе.
Все это время советское правительство не оставляло безуспешных попыток завладеть имуществом ППО и Миссии в Палестине и Сирии.
В 1948 г. произошла Война за Независимость Израиля, Иерусалим оказался под иорданской оккупацией. На территории Израиля здания и подворья были переданы СССР, а монастыри — под управление “Московского патриархата”. Одновременно существовали не только два Православных Палестинских общества, но и две Русские Духовные Миссии.
К 1964 г. правительство СССР объявляет себя “единственным собственником” и продает 22 объекта на территории Израиля за 3.5 млн израильских лир (4.5 млн долларов на тот момент). По соглашению на эту сумму СССР закупил израильскую продукцию, в основном текстиль и цитрусовые, поэтому “в народе” сделка получила название “апельсиновой”. Я не буду здесь писать о причинах, побудивших СССР к продаже этих участков. Подчеркну еще раз, что Александровское подворье на тот момент находилось на территории Иордании и не имело никакого отношения к этой сделке.
Иерусалим был объединен Израилем в Шестидневную войну 1967 г. В 1968 г. архимандрит Антоний (Граббе) был назначен начальником зарубежной Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Одновременно с назначением он начал активно заниматься делами зарубежного Православного Палестинского Общества. 18 сентября 1969 г. на собрании Бюро Администраторов ППО вице-председателем Бюро был избран архимандрит Антоний (Граббе). Ему удалось выиграть судебный процесс против государства Израиль, которое передало Московской патриархии русское имущество в Святой Земле (Горненский монастырь, храмы и участки земли), отсудив в качестве компенсации за “моральный ущерб” семь миллионов долларов.
В 1985 г. стало известно, что архимандрит Антоний (Граббе) по личной инициативе продал еврейскому государству земельные участки Миссии. В сентябре того же года была образована комиссия по расследованию этого инцидента. Официальное сообщение гласило:
“Собор предложил о. Антонию подать в отставку от своих обязанностей в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и в Православном Палестинском Обществе, и постановлением от 21 янв./3 февр. отстранил его от вышеуказанных обязанностей”.
В ответ отец Антоний перешел в юрисдикцию митрополита Паисия из неканонического Хризостомовского Синода. 4 сентября 1986 г. он был лишен священного сана «за безответственную растрату церковных средств, отсутствие отчётности в Русской духовной Миссии в Иерусалиме, нарушение законов об управлении чужим имуществом и соблазнительный образ жизни в нравственном отношении». Сразу после этого решения в Иерусалиме началось дробление Православного Палестинского Общества. Архимандрит Антоний и его сторонники заняли Александровское подворье и стали себя называть «ППО в Святой Земле», «Императорским православным палестинским обществом», но официально зарегистрировались в Мюнхене под именем «Russian Orthodox Society Holy Land — Русское православное общество Святой Земли».
В 2004 г. председателем образованного А.Граббе Русского Православного общества Святой Земли стал Николай Александрович Гофман (Воронцов). Н.А.Гофман родился в Украине, в семидесятые годы эмигрировал по “еврейской” линии в Германию, проживал в Мюнхене, где был прихожанином местного храма РПЦЗ (Русской Православной Церкви За рубежом), работал на радиостанции “Свобода”. Называет себя графом Воронцовым. На данный момент Александровское подворье занимает именно эта организация.
В 1992 году президиум Верховного Совета РФ принимает постановление о восстановлении исторического названия Императорского Православного Палестинского общества (я и не знал, что в России восстановлена монархия). Его председателем в 2007 году становится С.В.Степашин, а 5 октября 2008 г. правительство Израиля передает Сергиевское подворье России, которое окончательно арендаторы освободили в 2012 г.
Обратите внимание: Сергиевское подворье не фигурировало в “апельсиновой сделке”.
А теперь итог: ИППО под председательством С.В.Степашина ведет долгий судебный процесс по выселению из Александровского подворья Русского Православного общества Святой Земли под председательством Н.А.Гофмана (Воронцова). У последних, не исключено, нет документов, подтверждающих их право собственности.
Доводы российской стороны: участок покупался на государственные деньги с целью постройки российского консульства, и в связи с этим всех последующих «пользователей» можно рассматривать как арендаторов. Организация Русское Православное общество Святой Земли не рассматривается российской стороной как правопреемник Православного Палестинского общества за рубежом.
В любом случае, интересно, что требование России от израильского суда вынести решение и передать ей здание, находящееся в Восточном Иерусалиме, демонстрирует де-юре признание Россией права Израиля на эту территорию.
Закончив перечислять исторические факты, хочу от себя добавить, что за последние годы в Александровском подворье был проведен капитальный ремонт. Сегодня подворье выглядит чистым и ухоженным, в нем всегда гостеприимно и с улыбкой встречают как паломников, так и туристов. Которых мало заботит, кто владеет этой территорией.
Автор — израильский гид, один из организаторов традиционного фестиваля «Рыцари Иерусалима». Персональная страница: https://www.facebook.com/ierusalimgid/
ДРУГОЕ МНЕНИЕ 
Еще один иерусалимский гид, Лион ЛЕВИНСОН, смотрит на эту историю не столь нейтрально, как его коллега
Кто не понял, то Наама Иссахар — разменная монета даже не в отношениях Израиль-Россия. А совсем даже в… поглощении Белой Церкви (русской православной заграничной) — Красной Церковью (РПЦ)!
Красная Церковь — неофициальное название церкви СССР, подчинившейся коммунистам. Белая (заграничная) опиралась на белых эмигрантов. И считала советскую Красную (РПЦ) подельниками коммунистов, а её прелатов (вплоть до патриарха включительно) — ставленниками КГБ.
Между ними шла достаточно жёсткая борьба за церковное имущество за границей. Израиль, не желая конфликтов с СССР, принимал обычно позицию Красной Церкви.
После развала СССР официально церкви примирились, Красная (РПЦ) признала Николая II святым и мучеником и всё такое.
Но реально Белая Церковь (РПЦз) до сих пор официальную российскую РПЦ (Красную) всё ещё считает кгбистами, презирает их и не доверяет им.
Александровское подворье до наших дней финансируется сторонниками Белой Церкви и паломники из России туда обычно не допускаются. То есть паломникам там рады (и любым россиянам, кстати, в отличие от израильтян, бесплатный вход), но сама официальная РПЦ (красная) российских паломников в Александровское подворье обычно не водит.
И вот сейчас РПЦ (Красная Церковь) решила зацапать в свои коготочки не просто кусочек владений Белой Церкви, а ее святая святых, место, являющееся частью аутентичной Церкви Гроба, с куском скалы Голгофы(!), Порогом Судных Врат (переступив которые Иисус уже не подлежал помилованию) и т.п.
Учитывая тот факт, что у РПЦ нет ни одного квадратного сантиметра в Церкви Гроба, а все православные места там принадлежат грекам (с которыми РПЦ сейчас в ссоре), то за Александровское подворье Израиль должен получить не только Нааму, а кучу ништячков, выгодных договоров, земель и эксклюзивных прав!
Дополнение для евреев:
  1. В борьбе Белой и Красной церквей у нас нет своей стороны и это не наше дело, кто там кгбист, а кто раскольник. Сами без нас разберутся.
  2. В церковь Александровского подворья евреям нельзя заходить так же как в любую другую церковь, в том числе «просто посмотреть».

Комментариев нет:

Отправить комментарий