пятница, 17 января 2020 г.

НАМ НЕЛЬЗЯ ОШИБИТЬСЯ СНОВА

Михаил Лобовиков | Нам нельзя ошибиться снова

Три ключевые даты в один день. Сегодня, 19 тевета. 5658 (1898), 5662 (1901) и 5684 (1923) годы. Ключевые для понимания нашей современной истории.
122 года назад Эмиль Золя опубликовал свое знаменитое открытое письмо «Я обвиняю!», требуя повторного суда Дрейфусу, для снятия позора с него и с французской армии. Дело Дрейфуса, как известно, стало крушением надежд на счастливую ассимиляцию евреев в просвещенное общество Европы. Именно после него Герцль подобрал идеи российских сионистов из движения «Ховевей Цион», и в тесном сотрудничестве с одним из них, раввином и профессором математики Германом Шапиро, создал политический сионизм.
Первый сионистский конгресс состоялся в 1897 г., и уже на нем Герман Шапиро обозначил важность создания двух институтов, необходимых для успеха сионистского проекта – еврейского университета в Эрец-Исраэль, и национального фонда – для обеспечения материальной базы движения. Шапиро не успел дожить до реализации своих идей.
Но на 5-ом Сионистском конгрессе, сегодня 119 лет назад, Национальный Фонд – Керен Кайемет Леисраэль (ККЛ) – был создан. И началась практическая работа по сбору средств на возрождение еврейского народа в нашей стране. Это был акт взятия инициативы – и судьбы всего народа – в свои руки. Впервые после уничтожения нашей независимости римлянами. Этот акт был подкреплен – российским же сионистами – отвержением плана Уганды, и формулировкой принципа «синтетического сионизма». Поставившего это управление своей судьбой во главу угла всего процесса возвращения к своим корням, и в своей земле.
Затем были первые ошеломляющие успехи – декларация Бальфура, развал турецкой империи, создание Еврейского легиона и его участие вместе с англичанами в освобождении Эрец-Исраэль. Начало британского мандата. А потом – первое протрезвление. После первых погромов евреев Ишува арабскими националистами. После предательства англичан – отдавших 2/3 нашей страны арабам и начавшим сокращать алию в ту часть, что еще осталась. И не защитивших Ишув от арабских погромов.
В ответ на это Жаботинский начинает создавать движение ревизионизма, требуя активной защиты наших национальных прав, и жизней (это всегда идет вместе). И сегодня 97 лет назад воодушевленные его идеями молодые сионисты Риги создают Бейтар. Военизированную организацию подготовки еврейской молодежи к 1. самообороне и защите Ишува и 2. заселению и освоению Эрец-Исраэль своей силой и верой в победу.
Ревизионизм и Бейтар стали реакцией на предательство англичан и на бездействие сионистского руководства, сопротивлявшегося спонтанной Третьей алие из разоренной Первой мировой и последовавшими погромами Восточной Европы. Но именно Третья Алия (больше, чем наполовину «русская») была наиболее сионисткой и идеологизированной. Халуцианской. И заложила все институты и основы общества современного Израиля.
Но вместе с этим она заложила и все его противоречия. Конфликт между светским сионизмом и религией, социалистические идеологические язвы, партийную номенклатуру и решение проблем активными, но плохо продуманными и бессистемными методами. Все это стало частью израильской реальности, дошло клубком проблем (запутываясь по дороге) до наших дней – и составляет сердцевину нынешнего политического и общественного кризиса.
Мы должны понять истоки и характер этого кризиса, отделить его суть от шелухи проходимцев и авантюристов, использующих его в своих (и не только своих) интересах, и обозначить четкое решение. Своего рода «новый ревизионизм», декларирующий активное взятие нашей судьбы в наши руки, четкое обозначение целей и этапы их достижения.
Вокруг мутной пены третьих выборов решается наше национальное будущее – выйдем ли мы на новый уровень, преодолев ворох подброшенных нам проблем – или откатимся на square1 – начало игры, и потеряем драгоценное время. И нам нужно решать это быстро, четко и не теряя время. И помня уроки нашей истории.
Чтобы не ошибиться. Снова.
Михаил Лобовиков

Комментариев нет:

Отправить комментарий