четверг, 23 января 2020 г.

КАРТИНЫ РАЗДОРА

Картины раздора

К жёстким заявлениям и взаимным разоблачениям официальных Москвы и Варшавы, сопровождающихся агрессивной полемикой в СМИ, спорами вокруг их общей истории, рассекречиванием документов, хранящихся в архивах, которые представляют и тех и других в весьма неприглядном свете, мы уже привыкли. Правда, лично меня мало интересуют эти разборки «двух братских славянских народов», но очередная их выясняловка вызвала улыбку.
«Мадонна Глоговская»
Итак, 18 января с.г. года министерство иностранных дел Польши сообщило, что действия СССР во время Второй мировой войны «нанесли огромные потери» польской культуре, опубликовав в качестве подтверждения, соответствующее заявление на странице польского МИД в Twitter, а также в ряде центральных газет. В нем, в частности, говорится, что «в ходе Второй мировой войны Польша утратила 63 тыс. произведений искусства». В том числе, «конфискованные Красной армией «Мадонну Глоговскую» Лукаса Кранаха-старшего, «Девочку с голубем» Антуана Пэна, «Птичий двор» Даниэля Шульца и «Лесной пейзаж» Яна Брейгеля-старшего».
В ответ, исполняющий на тот момент обязанности министра культуры РФ Владимир Мединский, заявил: «Перемещенные в осуществление компенсаторной реституции культурные ценности являются достоянием Российской Федерации. Эти ценности и сегодня остаются достоянием мировой культуры, но только российское государство, как собственник, имеет право ими распоряжаться. Нет и не может быть никаких благоприятных условий, при которых Россия вступит в какие бы то ни было переговоры на тему “возвращения культурных ценностей”. Этот вопрос для нас просто несуществующий». И всё.
Поляков подобный ответ не удовлетворил и спор «Чьи картины и чьим достоянием они являются?» продолжился. А действительно, чьим?
Начнем с «Мадонны Гоглевской». Написал ее немецкий живописец и график эпохи Ренессанса, признанный мастер живописных и графических портретов, один из основателей «Дунайской школы живописи» Лукас Кранах-старший (Lucas Cranach der Ältere), родившийся в 1472 году. Вообще-то его фамилия Зюндер, но, став художником, он сменил ее на название родного городка, звучавшее тогда, как Кранах.
Как и прежде этот городок входит в состав округа Верхняя Франкония, а та в состав Баварии.
Лукас Кранах-старший много странствовал по Германии, побывал на Святой Земле, затем приехал в Вену, где им были написаны первые картины, получившие известность и подписанные «Лукас Кранах». Затем стал придворным живописцем саксонских курфюрстов, был пожалован в дворяне.
Но Лукас Кранах был не только талантливым художником, а еще деятельным сторонником Реформации – он иллюстрировал протестантские памфлеты и написал несколько портретов своего близкого друга Мартина Лютера (Martin Luther) и, (внимание!), финансировал издание Библии, переведённой последним на немецкий язык. Той самой Библии, которая воистину стала народной книгой, явившись основой возникновению в стране единого литературного языка.
А еще он возглавлял художественную мастерскую, в которой у него работало более десяти помощников, издавал книги, занимался книжной торговлей. Постепенно Кранах стал самым богатым человеком Виттенберга и неоднократно избирался бургомистром этого города, являвшегося в XVI веке одним из центров культурной, научной, деловой и политической жизни Германии и сыгравшего заметную роль в начале Реформации.
Скончался художник в 1553 году в возрасте 81 года и был похоронен в Веймаре на кладбище Св. Иакова. У него было пятеро детей. Оба сына, Ганс и Лукас Младший, а также внук Августин Кранах стали незаурядными художниками, принимавшими активное участие в деятельности фамильной мастерской на разных этапах ее существования. И последнее – 2015 год в Германии был объявлен годом Кранахов.
Следующая картина «Девочка с голубем», также ставшая поводом российско-польского «художественного скандала» принадлежит кисти Антуана Пэна (Antoine Pesne), который хотя и родился в 1683 году в Париже, обучался у своего отца Жана и двоюродного деда Шарля де Лафосса (Charles de La Fosse), придворного художника Людовика XIV и будущего ректора Королевской академии живописи и скульптуры, а ещё в Венеции, Неаполе и Риме, во всех энциклопедиях представлен как немецкий художник.
Дело в том, что король Пруссии Фридрих I в 1710 году пригласил его на должность придворного художника в Берлин. Сохранил он эту высокую должность и при Фридрихе Вильгельме I, став в 1722 году директором Берлинской академии художеств. И вообще большую часть жизнь он провел в Пруссии, где и написал большинство своих картин. Скончался Антуан Пэн в 1757 году и похоронен в Берлине.
Следующая картина, которую считают своей и поляки, и русские – «Птичий двор», написана Даниэлем Шульцем (Daniel Schultz)
Родился Шульц в 1683 году в Королевстве Пруссия, в Данциге всем сегодня известным как Гданьск. Дело в том, что в 1945 году по предложению И. Сталина Восточная Пруссия была ликвидирована, а ее южная часть, примерно 2/3 общей территории, в том числе Данциг, передана Польше. Все немецкое население насильно депортировали, как, впрочем, и с территории той части Пруссии, которую присоединили к РФ, а затем принялись вымарывать из истории города и края сам факт германского присутствия.
Даниэль Шульц происходил из семьи художников, унаследовавший талант живописца от своих родителей.
Более пяти лет он учился в студии своего дяди – Даниэль Шульца-старшего (ум.1646), затем в Нидерландах, в том числе и у великого Рембрандта.
Рисовал в основном он на заказ. Может быть потому, что долгие годы являлся придворным художником трех, сменивших друг друга, польских монархов.
В 1660 году Шульц возвратился в Данциг, но не прекратил писать картины для польского двора. При этом, по мнению специалистов, он был и остается одним из самых значительных художников-анималистов, в стиле работ которого угадывается влияние голландских и фламандских мастеров XVII столетия. Умер Даниэль Шульц-младший в Данциге в 1683 году.
И, наконец, известный южнонидерландский (фламандский) художник Ян Брейгель-старший (Jan Brueghel der Ältere), к имени которого часто прибавляют «Цветочный», ибо прославился он в том числе детальными изображениями цветов в виде натюрмортов или цветочных венков, а еще тем, что всегда писал с натуры, ожидая по многу месяцев, когда расцветёт то или иное растение.
Ещё Ян Брейгель любил писать картины на мифологические темы, а также портреты.
Родился он в Брюсселе 1568 году. Происходил из семьи живописцев. Учился живописи в Италии и, естественно, у себя на родине. Известность к нему пришла достаточно быстро и ему удалось получить почетную и выгодную должность при брюссельском дворе наместников испанских Нидерландов эрцгерцога Альбрехта и его супруги Изабеллы. Кроме того, будучи удостоенным доверием высочайших особ, он не единожды исполнял разные поручения эрцгерцога и даже Рудольфа II, императора Священной Римской им­перии.
И еще примечательный факт: Яна Брейгеля связывали тесные узы дружбы с другим видным фламандским живописцем Питером Паулем Рубенсом (Peter Paul Rubens). В 1617–1618 гг. ими было создано аллегорическое полотно «Четыре элемента и пять чувств», а затем картина «Рай», где первый написал ландшафт, а второй – фигуры Адама и Евы. Умер Ян Брейгель-старший в 1625 г., став жертвой холеры. От этой же болезни умерли и трое его детей, сын Питер и дочери Мария и Элизабет.
Вот предельно краткая история жизни и творчества художников, написавших немало прекрасных картин, в том числе тех из-за которых вдрызг разругались Владимир Владимирович с Анджеем Яновичем. А может быть зря они все это затеяли? Может правильнее было взять и помочь своим, родным художникам, а не вырывать друг у друга картины, по большому счеты им не принадлежащие.
Александр Фитц
Мюнхен

1 комментарий:

  1. У автора забавная логика.
    Во всех крупнейших музеях мира находятся картины художников не только той страны, где расположен данный музей, но и множества других. В Эрмитаже есть картины и немцев, и итальянцев, и американцев. В Венском музее истории искусств имеются залы нидерландской, испанской, итальянской и т. д. живописи. И биография художника не имеет никакого отношения, от слова совсем, к тому, где должны находится его картины.
    Законно картины находятся у того, кто их КУПИЛ, а незаконно - у того, кто УКРАЛ. И не имеет принципиального значения, у кого были украдены картины - у законного хозяина или у другого вора. Если их законный хозяин известен. Как например в данном случае. Россия/СССР вообще присвоила себе множество картин, украденных нацистами, и не собирается возвращать их законным владельцам ссылаясь на какие-то реституции. Но Польша ничего России не должна. Скорее речь может идти о долге России перед Польшей. И присваивать себе украденные немцами у Польши картины, в возмещение убытков причиненных немцами - это явный и откровенный грабеж. Странно, что автор статьи этого не понимает.

    ОтветитьУдалить