Меня всегда забавляли евреи-атеисты, особо мудрые, образованные, создатели и открыватели, лауреаты самых высоких премий, когда они начинали доказывать, что Бога нет. Слушал я как-то лекцию большого ученого, светлой памяти, лауреата Нобелевской премии - Виталия Лазаревича Гинзбурга. Минут сорок он доказывал присутствующим полную невозможность Высшей Силы. Слушал его с невольной улыбкой (в душе это точно) и думал: вот стоит перед нами еврей - прямое доказательство Бытия Божьего, и доказывает нам, что нет Всевышнего. Нет и не было никогда. Думал тогда, кто же тогда создал его лично и это чудо неразгаданное - народ еврейский. Как удалось дикому племени из Междуречья за считанные века преобразиться в "народ избранный". Почему у других семитов, братьев по расе, это не вышло? Почему остались они там, в начале пути, а евреи, как шли в неведомое, так и идут вперед, останавливаясь, падая, запинаясь, но идут и остановить их невозможно. И не надо мне доказывать, что они это сами себя так воспитали, будто какие-то мудрецы, в древности, придумали, как обучить, вылепить из обыкновенного материала, народ особых способностей: всех этих Эйнштейнов, Фрейдов, Рубинштейнов и Перельманов...
Потому как не евреи сотворили Тору (кишка тонка), а Тора, долго, настойчиво, упрямо, создавала евреев.
Тысячный раз готов повторить юдофоба-Достоевского: "Без Бога нет еврея". Классик, тем самым, и невольно, догадался, что сами евреи и есть доказательство Бытия Божьего. Все поголовно, включая самых боевых, отчаянных и фанатичных атеистов. Уверен, кстати, - корни юдофобии в ненависти атеистов и язычников к народу упрямого монотеизма. Вот истребишь народ еврейский - и никто не напомнит, не докажет больше, что БОГ ЕСТЬ.
Как вы не можете не знать, 7 октября президент России отмечает свой день рождения, поэтому все СМИ сегодня постят фоточки Путина и Шойгу, собирающих грибы в тувинской тайге. Надо сказать, фоточки действительно местами получились забавные:
Я бы тоже поздравил президента с днём рождения, но разве кто-то способен сделать это лучше главы Тывы Шолбана Кара-оола и тувинской Юнармии? Смотрите, какая прелесть!
Тувинские пионеры даже в сердечко выстроились! Действительно как в армии:
"Сегодня у нашего Президента Владимира Владимировича Путина День рождения, и его поздравляет вся Тува! Он всегда поддерживал нас, наше желание сделать республику сильнее. Благодаря его пониманию наших перспектив и места в развитии страны мы начали движение к масштабному, прежде всего экономическому развитию. Нам есть чем гордиться. Нам есть за что его благодарить. И я уверен, что то же самое может сказать о нашем Лидере житель любого региона России. Тува присоединяется к поздравлениям миллионов россиян! Здоровья Вам, уважаемый Владимир Владимирович, счастья и успехов в работе на благо России и ее граждан. Путин – наш Президент!"
"Наш Президент он настоящий, потому и щемящая красота тувинской тайги каждый год манит и ждёт.
Хочу поделиться размышлениями, насколько впечатлен красотой нашего края и доверяет народу Тувы Президент великой России Владимир Владимирович Путин, что даже, несмотря на расстояние, приезжает к нам отдохнуть. Согласитесь, нет такого края, области или республики, куда он ездит так часто. Здесь он получает заряд энергии, нужный для решения важных государственных задач. Каждый его приезд для жителей Тувы - большая честь и говорит о его любви к Туве. Ведь каждая страна была бы рада принять такого уважаемого гостя, они даже соревнуются, чтобы Глава России оказал им такую честь. Нам надо научиться ценить такое внимание и поддержку. Дорогие земляки, в День рождения Президента от всей души пожелаем сил, энергии и дальнейших успехов в деятельности на благо народа и страны. Доброго здоровья, счастья, мира и добра, уважаемый Владимир Владимирович!"
Финалом этого панегирика стала новость о невероятном росте зарплат в Тыве:
Не приходится сомневаться в любви Шолбана Валерьевича к Владимиру Владимировичу, но есть один тонкий момент...
Дело в том, что Тыва – с большим отрывом самый бедный регион РФ. Более 40% населения республики живёт за чертой бедности, более 9% – за чертой "крайней бедности" (боюсь даже представить, что это такое). К слову, это не вымысел проклятых либерастов, это расчёты государственного агентства РИА Новости, сделанные на основе данных Росстата.
Но давайте не будем в этот чистый и светлый праздник портить настроение главе государства и его верному губернатору.
Как хорошо всё-таки, что мы живём в свободной стране, где каждый может открыто и искренне признаться в любви своему президенту!
Илья ВАРЛАМОВ
Эвик, я надеюсь, что ты ещё помнишь меня, Шварцмана Алика, который учился с тобой в Кишинёвском сельхозе на гидрофаке, а затем, уже в Израиле, двадцать лет назад по твоей просьбе мы вместе с Яшкой Фельдманом (тоже наш соратник по институту) возглавили предвыборный штаб партии НДИ в Нетании. Ведь мы с тех пор не общались, и на то были веские причины, но об этом чуть позже. Однако, сегодня возникла острая необходимость кое-что тебе напомнить и объяснить причину этого обращения.
Итак, начну по порядку. Для начала, мне бы хотелось освежить в твоей памяти те наши встречи в Бейт Бессарабия, в нетаниевской гостинице на собрании активистов, в иерусалимском штабе партии, а затем у тебя дома в Нокдим, где мы, наивные романтики – идеалисты, мечтали о светлом будущем нашего народа и о процветании нашей страны, об изменении порочной закостенелой левой социалистической системы правления, которая проникла во все вертикали власти. Мы мечтали о справедливой судебной системе, о контроле полиции, которая грубо и безнаказанно фабриковала уголовные дела, в том числе, и на тебя. Мы мечтали о сильной израильской армии, которой никто из политиканов-«миролюбцев» не сможет помешать делать то, что она должна делать – защищать свой народ и беспощадно уничтожать наших врагов. Мы мечтали помочь беспомощным пенсионерам-олим, которые остро нуждались в социальном жилье и достойной пенсии. Мы мечтали о чём угодно, только не о главном — сохранить наши еврейские ценности и еврейский характер государства. Тогда мы все, ну, во всяком случае – многие из нас, приехавшие из агрессивно атеистического тоталитарного государства, успешно воспитавшего не одно поколение духовных инвалидов-манкуртов, лишённых памяти предков и своих корней, «свято» верили, что можно построить «новый» Израиль – сильный, демократический, по возможности, максимально светский и вполне современный, который может быть ничуть не хуже какой-то Англии или Германии. Б-же, прости нас, дураков! И в первую очередь, меня.
К великому сожалению, наши мозги были тогда отравлены тем антирелигиозным ядом, который лился бурным потоком из телеящиков и всех остальных средств массовой информации. Но дело в том, что на этом поприще ситуация сегодня не только не изменилась, она стала ещё более лживой и агрессивной. Но, к счастью, Всевышний удостоил меня вернуться к Истокам и увидеть ситуацию изнутри. К чему я всё это пишу — спросишь ты? А к тому, что ты, человек, которому я когда-то верил и которого уважал, сегодня используешь те же грязные инсинуации и вымыслы, которыми оперирует левацкая продажная пресса, создавая раскол и взаимную ненависть в нашем обществе. Думающим и порядочным людям давно стала понятна твоя предвыборная риторика и политические зигзаги, цена которым не больше, чем чесночная шелуха.
Все помнят, как ты во всеуслышание заявил, что правее тебя только стенка, и многие восприняли этот лозунг буквально, чем были немало вдохновлены твоей решимостью. Мы тогда в 1999 году были полны идей и энтузиазма работать бескорыстно с утра и до ночи не покладая рук, объясняя всем повсеместно — почему стоит голосовать за нашу партию. В итоге – из четырёх мандатов два мы собрали только в нашем округе а-Шарон. Нашей радости не было предела – для начала весьма убедительная победа! Однако очень скоро некоторым из нас, первым энтузиастам — идеалистам, стоявшим у истоков движения, стало ясно, что всё это — очередной фарс, который ничем хорошим не может кончиться, а глядя на персонажей, которыми ты себя окружил, легко можно было представить перспективы «светлого будущего». Довольно скоро мы стали свидетелями спекулятивных торгов и виляний из стороны в сторону, громких скандалов, подсиживаний, публичных разоблачений и уголовных преступлений, которые заканчивались тюремным заключением.
Картина, которую я недолго наблюдал изнутри, вызывала боль и горькое разочарование. Вдруг откуда не возьмись, появились какие-то хитрые интересанты и «профессиональные» партийные функционеры, которые, как навозные мухи, слетелись поближе к кормушке полакомиться. Мне это очень напомнило прежних, хорошо знакомых комсомольских вожаков, от которых за версту веяло нечистоплотностью. Но самое отвратительное, что бросалось в глаза – это их полная бездуховность и безыдейность, но зато в глазах — холодный блеск наживы и карьеризма. Таких людей становилось всё больше, а нормальных, идейных – всё меньше. Кроме отвращения и брезгливости — эта картина ничего другого не вызывала. Если ты помнишь, как-то раз, на одной из наших встреч я тебе об этом сказал, но ответом было твоё глухое молчание. Более того, я уверен, что с тех пор стало ещё хуже.
Безусловно, всё это — большое зло для любой партии, и это очень печально, но даже всё это не самое страшное, по сравнению с тем, что твоя партия во главе с тобой стала агрессивно антиеврейской. И вся эта «новая волна» твоих «верных» соратников и абсолютно бездуховных, нечистоплотных функционеров, которым ты великодушно позволяешь «порулить», цепко хватаются за штурвал внутрипартийной лодки, которая обязательно разобьётся о скалы и пойдёт ко дну.
Насколько я помню, ты неплохо знаешь историю. Но ты не выучил самого главного урока – все те, кто когда-то пытались навредить еврейскому народу (извне или внутри), те, кто восставал против религии и Б-га, унижая или преследуя тех евреев, кто хотел жить по Торе, всячески вбивая клин между религиозными мракобесами и «просвещёнными, светскими» атеистами, закончили очень плохо. Печальна их судьба в этом мире, но ещё печальней в мире грядущем.
Ваша воинственная «деятельность» разрушительна, и в первую очередь, для вас самих. Она мне напоминает пресловутую евсекцию, которая в тесном содружестве с ГПУ в те далёкие тридцатые жестоко громила соблюдающих евреев и их духовных лидеров. Им было нестерпимо всё еврейское, которое они пытались всячески уничтожить. Это были даже не древние египтяне или персы, это были не римляне или греки. Это даже были не фашисты, это были евреи – дети и внуки раввинов, возомнивших себя представителями нового прогрессивного революционного движения, в составе компартии. Твоя же партия сегодня сильно напоминает свору погромщиков – антисемитов, которые активно подогревают оболваненную толпу (в данном случае – ваш электорат) откровенной черносотенной ложью и наветами, которые ты вкупе с левой антиеврейской прессой (хороша компания!) искусно подливаете в негаснущий антирелигиозный костёр. Самое страшное то, что вы делаете это безнаказанно (пока!), в расчёте на то, что эту дезинформацию никто проверять не станет, ибо те, на кого она направлена, хотят верить в то, что так бессовестно вливается в их несчастные уши. Так и хочется воскликнуть: «Горе тем ушам, что слышат заведомую ложь, но ещё большее горе тем устам, что её изрекают!»
Эвик, дружище! Прошу тебя — одумайся и остановись! Неужели ты настолько ослеплён собственным тщеславием и желанием любой ценой (!!!) взобраться в кресло премьера, что не чувствуешь, какой непоправимый вред ты наносишь своему народу, своей семье и себе лично?! Насколько я помню, твоя жена Элла и твоя дочь соблюдают еврейские традиции и живут еврейской жизнью, а ты под одобряющее улюлюкание своих нееврейских и антисемитских однопартийцев прилюдно предаёшь свой народ и светлую память своих предков.
Я не призываю тебя начать соблюдать кашрут, надевать тфиллин или соблюдать шаббат, хотя, как еврею, тебе сам Б-г велел, и возможно, это прочистило бы тебе мозги. Извини, но более деликатно не получается, уж очень всё накипело. С другой стороны, если тебе милее кусок сала, чем кошерная еврейская кухня – это твой выбор, и я не собираюсь тебя перевоспитывать, дабы не упрекнули меня «ревностные хранители демократии» в религиозном давлении. Но если быть до конца откровенным (а я именно этого и хочу), ты должен знать правду – придёт время, и тебе придётся держать ответ. И в этом мире, и в грядущем, даже несмотря на то, что ты, наверняка, в это не веришь. Однако, я не думаю, что ты настолько самоуверен и глуп, чтобы полностью отрицать существование Творца и Его Небесного суда. Во всяком случае, когда такое время наступит, ты уже не сможешь сказать: «Извините, я не знал!».
Эвик, послушай! Нам уже за 60 и большую часть жизни мы прожили. Я хочу обратиться к твоей еврейской душе, к твоему сердцу, к твоему разуму, наконец: неужели ты хочешь пройти свой земной путь и оставить после себя дурную славу и проклятия своих соплеменников?! Уверен, что нет! Так зачем тебе вся эта мышиная возня, которая ведёт к взаимной ненависти и разрушению? Пожалуйста, пока не поздно, отстранись от всей этой ганц-лапидовской бЛевотины, от всей этой грязи и от своих внутрипартийных антисемитов. Я уверен, на самом деле, ты не такой. У каждого бывают минуты, часы или дни слабости. У тебя ещё есть возможность и время всё это исправить. Давай! Соберись с духом, и у тебя всё получится!
Сейчас на дворе месяц Элул, скоро Рош а-Шана, а затем Йом-Кипур. Самое время остановиться и задуматься о своей жизни, подвести предварительные итоги и спросить себя: а правильно ли я живу? И если по-честному, каждый из нас в глубине души знает ответ на этот вопрос. Вспомни, ты же еврей, с Б-жественной душой, которую Всевышний вдохнул в тебя для любви и добрых дел, а также для выполнения Его заповедей. Но не для того, чтобы подстрекать, ненавидеть и травить свой собственный народ. Я верю, что ты найдёшь в себе силы не поддаться дурному началу и спасти свою душу ради себя и своей семьи. Ради своего народа.
С надеждой и верой, Шварцман Аарон-Илан (Алик) 10.09.2019
Названы имена лауреатов Нобелевской премии по физике
время публикации:| последнее обновление:
Во вторник, 8 октября, в Стокгольме Нобелевский комитет объявил имена лауреатов Нобелевской премии по физике.
В этом году лауреатами премии стали канадский ученый Джеймс Пиблс "за теоретические открытия в области физической космологии" (половина премии), а также швейцарцы Мишель Майор и Дидье Кело "за открытие экзопланеты на орбите вокруг солнцеподобной звезды" (вторая половина премии).
Джеймсу "Джиму" Пиблсу 84 года, в настоящее время он является профессором Принстонского университета (США). Мишелю Майору 77 лет, он работает в Женевской обсерватории. Дидье Кело 53 года, он работает в Кэвендишской лаборатории в Великобритании и в Женевском университете в Швейцарии.
9 октября будут названы лауреаты в области химии. 10 октября, после годичного перерыва, будут названы лауреаты Нобелевской премии по литературе. На 11 октября намечено объявление лауреата Нобелевской премии мира. 14 октября назовут лауреата премии Шведского национального банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля (неофициально называемой "Нобелевской премией по экономике").
Лауреатами Нобелевской премии в области медицины в этом году стали Уильям Келин (Гарвардский университет, США), Питер Рэтклифф (Оксфордский университет, Великобритания) и Грегг Семенца (Гарвардский университет, США) за "открытия того, как клетки реагируют и адаптируются к доступности кислорода". Эти ученые определили молекулярный механизм, который регулирует активность генов в ответ на различные уровни кислорода.
Сумма каждой из Нобелевских премий в 2019 году составляет девять миллионов шведских крон (около 950 тысяч долларов). Церемония награждения лауреатов пройдет по традиции 10 декабря, в день кончины шведского предпринимателя и изобретателя Альфреда Нобеля.
В прошлом году лауреатами премии в области физики были объявлены Артур Ашкин (США), Жерар Моро (Франция) и Донна Стриклэнд (Канада). Ашкин получил половину премии "за изобретение оптического пинцета и его применение в биологических системах". Моро и Стриклэнд получили вторую половину премии "за разработку метода генерации высокоинтенсивных ультракоротких оптических импульсов".
08.10.2019 10:09 Автор: Павел Полян фото: проект "Викимедия"
“Пусть будущее вынесет нам приговор..."
1 Ареал Холокоста в точности следовал контурам Второй мировой войны на европейском театре боевых действий. Военные и карательные органы Германии и ее сателлитов, как и их многочисленные добровольные помощники из оккупированных областей, с энтузиазмом хватали и убивали евреев на просторах от Лапландии до Крита и от Амстердама до Нальчика. Если бы танки Роммеля не увязли в песках Аламейну, а прорвались на Восток и вошли в Иерусалим, то за айнзатцгруппой дело бы не стало: она была сформирована в Греции и только и ждала отправки… Негласной столицей этой империи человеконенавистничества являлся концлагерь в Аушвице, ныне Освенциме (по-еврейски Ойшвиц, или Ушпицын). Anus Mundi, или “Задница Земли”, как честно назвал это место один из не самых сентиментальных эсэсовцев. Позднее Аушвиц-Биркенау назовут новыми для человеческого уха именами: “лагерем уничтожения”, “фабрикой смерти”, “мельницей смерти” и т.п., а иные даже расколют историю надвое — на время “до” и “после Аушвица”, причем “после” — уже негоже писать стихи. И сегодня, посещая Биркенау-Бжезинку и глядя на сохранившиеся ступеньки газовен, на руины крематориев и на деревья, видевшие тут всё и вся, инстинктивно задерживаешь дыхание и словно перестаешь дышать. И только пропуская над собой своды брамы и выходя, наконец, из этой резиденции смерти с ее сатанинской сакральностью, прочь от налакавшихся еврейской крови и наликовавшихся всласть убийц и палачей, невольно останавливаешься для того, чтобы набрать воздуха, восстановить дыхание и прийти в себя. До чего же уютным и милым был старинный Inferno времен Орфея и Данта!.. 2 Здесь, всего в четырех газовых камерах и крематориях, эсэсовцы удушили синильной кислотой, сожгли трупы, перемололи непрогоревшие кости и сбросили в реку пепел приблизительно одного миллиона и трехсот тысяч людей, из них — миллиона и ста тысяч евреев. Это целый город людностью с Нижний Новгород! Каждая шестая жертва Холокоста погибла именно здесь — на крошечном пятачке между Вислой и Солой. “В помощь” себе нацисты формировали зондеркоммандо — вспомогательные спецбригады, составленные почти исключительно из евреев, которых понуждали ассистировать себе в этом массовом конвейерном убийстве — на всех его этапах, кроме вброса самого газового коагулята. Непосредственным убийцей был немец, но и еврей-зондеркоммандовец уже не мог не ощущать своего соучастия в происходящем. От каждого человека весом в 70–75 кг оставалось в среднем около трех килограммов темно-серого пепла. Но прежде чем забросить трупы в печи-муфеля или в гигантские ямы-костры на открытом воздухе, с женских трупов срезали волосы, а все челюсти открывали и проверяли на золотые зубы, каковые вырывали клещами. В мае-июле 1944 года, когда на рампу приходило по 3–4 эшелона из Венгрии и Словакии, четверка крематориев Биркенау, этих настоящих печных монстров, вместе с двумя огненными ямами, могла пропустить через себя и 10, и 15 тысяч не прошедших селекцию человек. Укрытая за деревьями зона крематориев и газовых камер Биркенау — поистине образцовая фабрика смерти, рассчитанная на суточное производство до 40–45 тонн человеческого пепла! Отменные цеха, отлаженная инфраструктура, квалифицированный менеджмент, вышколенный персонал! Гитлер с Гиммлером — рачительные хозяева, не хуже Круппа, евреи — дешевые чернорабочие и одновременно недорогое сырье (местное или импортное — не важно: на транспорте не экономили!). Доблестные союзники по антигитлеровской коалиции упорно снаряжали свои бомбардировщики на бомбежку промышленных объектов в Моновице, их самолеты пролетали и над “фабрикой” в Биркенау, но ни бомб, ни керосина для того, чтобы разбомбить хотя бы подъездные пути к ней так и не нашлось!.. 3 Для того чтобы выдерживать такой функционал, евреям из зондеркоммандо не оставалось иного выхода как ментально расчеловечиваться — звереть, роботизироваться, сходить с ума. Найденные после освобождения лагеря в земле и пепле вокруг руин крематориев их прямые свидетельства — девять рукописей пятерых из них: Залмана Градовского, Лейба Лангфуса, Залмена Левенталя, Марселя Наджари и Германа Штрасфогеля1 — документируют это с поразительной полнотой. Как минимум втрое больше таких свитков погибло: было уничтожено при находке мародерами-”золотоискателями” или же не были найдены. И то, что уцелели и были прочитаны эти девять, — настоящее чудо. Сами по себе эти свитки, бесспорно, центральные документы Холокоста. Еще большим чудом представляется то, что не менее 110 членов зондеркоммандо выжили сами! Как непосредственные носители главного людоедского секрета Третьего рейха они были обручены со смертью и обречены ею. Четких инструкций об их “ликвидациях” не было, но сама угроза быть убитыми так и висела над ними каждый день, каждый час и каждую минуту. То, что хоть один из них уцелеет и переживет их самих, нацисты не могли себе представить и в страшном сне. После войны они пришли в себя и расселились по всему миру, главным образом, в Израиле, США, Польше, Франции и Германии, некоторые из них в 1950–1960-е дали историкам обширные интервью2. Все без исключения члены зондеркоммандо мечтали о мести и всерьез задумывались о сопротивлении и о восстании. Настолько всерьез, что однажды — 7 октября 1944 года — это восстание и впрямь состоялось. Думается, что подготовка восстания или хотя бы мысль о нем помогала им противостоять душевному расчеловечению. Свое человеческое начало всем им пришлось доказывать заново и по самому высшему счету, и они его доказали! И самим восстанием, когда в считаные часы отвоеванной последней свободы сумели, сами почти безоружные, убить трех эсэсовцев, одного оберкапо, разрушить и вывести из строя один из крематориев, и тем, что массово и геройски погибли, и тем, что стали важнейшими летописцами Холокоста. Независимо от исхода восстания сама подготовка к нему примиряла члена зондеркоммандо с ужасом происходящего. Более того, она возвращала его в рамки нормальности и нравственности, давая шанс искупить вину и оправдаться за все ужасное, что на их совести. И тут неудачи решительно не могло быть — удачей был бы уже шанс умереть по-человечески, а может быть, и героически — умереть в борьбе, умереть людьми!.. 4 Говоря о еврейском восстании 7 октября, необходимо указать на сложную диспозицию сопротивления и подполья в концлагере в целом. Долгое время оно было разношерстным и разрозненным, разбитым по национальному признаку, а иногда и на несколько групп внутри одной национальной группы (например, среди поляков, где свои группы имелись у коммунистов, левых социалистов и националистов, у адептов Армии Крайовой и Армии Людовой и т.д.). В мае 1943 года в Аушвице сформировался некий объединяющий центр сопротивления, вошедший в историю под названием “Боевая группа Аушвиц”. Ее ядро составили польские и австрийско-немецкие ячейки, но к ним примкнуло и большинство остальных. Стратегией “Боевой группы” был постепенный захват ключевых позиций — должностей так называемых “функциональных узников” и систематическое вытеснение с этих должностей внутрилагерных соперников и конкурентов, прежде всего немцев-уголовников. Другое направление — облегчение режима для своих, нередко помещение их в изоляторы к “своим” врачам, иногда — фабрикация фальшивых документов и даже смена узнических номеров. Искались и находились различные пути для взаимодействия с другими лагерными отделениями и, что особенно трудно и важно, с внешним миром: за время существования лагеря на волю было переправлено около 1000 касиб! И это, возможно, самое серьезное из того, что заговорщики могли поставить себе в заслугу: на основании этих писем в Кракове выходила даже летучая газета “Эхо Аушвица”! Не примкнули к “Боевой группе” только французы, бельгийцы, чехи и цыгане, отдавшие предпочтение пусть маленьким, но своим очажкам. Особняком держались и зондеркоммандовцы, самый уязвимый статус которых делал их группой, максимально заинтересованной в восстании, — и чем раньше, тем лучше! Тем не менее однажды оба центра сопротивления сумели договориться и даже согласовали общий план и дату выступления — пятницу 28 июля 1944 г. Но буквально в последнюю минуту и в одностороннем порядке польская сторона перенесла срок. Тем самым она не только сбила боевой настрой еврейской стороны, но и во многом деконспирировала ее. Это стоило жизни руководителю еврейского штаба — капо Каминскому, главному организатору восстания от зондеркоммандовцев. Евреи, перефразируя З. Левенталя, сжали зубы, но промолчали. А вскоре после сентябрьской селекции в зондеркоммандо они окончательно разочаровались в перспективах сотрудничества с поляками. Они отказались от передачи информации “Боевой группе Аушвиц” и перешли к закапыванию ее в землю, сделав “курьером” мать сыру землю. Но самое главное: отныне они твердо решились на мятеж-соло. После смерти Каминского руководство подготовкой восстания и самим восстанием перешло к другим — и скорее всего, к коллективу лиц, среди которых определенно был Градовский. Был среди них и советский военнопленный-еврей, предположительно Николай Мотин, майор или полковник. 5 Был разработан новый план восстания-соло, но реальные события почти полностью порвали его, заставив действовать спонтанно и едва ли не по самому неблагоприятному для восставших сценарию. В субботу, 6 октября 1944 года, обер¬шарфюрер СС Х. Буш, один из начальников в крематориях IV и V, собрал еврейских капо этих крематориев и велел им в течение 24 часов составить список на селекцию, в общей сложности на 300 человек. Это делало восстание неизбежным. Сохранилось несколько описаний начала, хода и подавления восстания. Примем за основную версию ту, что, обобщая многие свидетельства, рисует Андреас Килиан с соавторами в книге “Свидетельства из мертвой зоны. Еврейская зондеркоммандо в Аушвице”, но дополним картину деталями, встречающимися и в других источниках, не учтенных им или же оставленных без внимания. Воскресным утром, 7 октября, стояла солнечная, безоблачная погода. В обед в крематории II, где жили все советские военнопленные, а раньше жил и Каминский, собрался штаб восстания. Это засек оберкапо Карл Тёпфер, пригрозивший всех заложить. Но его тут же схватили, убили и бросили в печь. В середине дня (примерно в 13.25) около 20 эсэсовцев во главе с Бушем по¬явились на территории крематория V и приступили к намеченной селекции, двигаясь по списку от больших номеров к меньшим. К крематорию IV было приписано 170, а к крематорию V — 154 человека, в основном венгерские и греческие евреи. Когда до конца списка осталось уже немного, вдруг обнаружилось, что части людей из списка в строю нет. Эсэсовцы кинулись их искать, и в это время на них набросился с криками “ура” и с молотком польский еврей Хайм Нойхоф, один из самых старых (около 54 лет) в зондеркоммандо. Его поддержали другие — с молотками, топорами и камнями. А в это время уже загорелся крематорий IV: забросав его самодельными гранатами, это сделал Йосель из Бедзина. В 13.50 зазвучала общелагерная сирена. В это время эсэсовцы, к которым прибыло подкрепление из казармы, уже давно прицельно стреляли из безопасных укрытий; многие из тех, кто находился во дворе крематория V, погибли. Но части восставших — и среди них большинство советских военнопленных — все же удалось достичь близлежащего леска и приготовиться к бою, часть перерезала колючую проволоку (она была не под напряжением) и ушла в сторону “Канады”, один даже влетел в сортировочный барак № 14, но был схвачен тамошним охранником. Овладев ситуацией сначала в крематории V, эсэсовцы согнали всех еще находившихся там и в крематории IV членов зондеркоммандо во двор и заставили лечь рядами ничком. После того как расстреляли каждого третьего лежащего, в живых из 324 человек из двух малых крематориев осталось всего 44. Оцепив территорию вокруг горящего крематория, эсэсовцы начали стрельбу в направлении леска, где скрылась часть восставших. В двух других крематориях не происходило практически ничего. Отчасти потому, что выступление на крематории IV было настолько спонтанным, что другие крематории не были предупреждены, а отчасти потому, что эсэсовцы быстро, в течение получаса, взяли ситуацию под контроль. Увидев горящий вдалеке крематорий и услышав стрельбу, члены зондеркоммандо на крематории II — и в первую очередь военнопленные — решили, что общее восстание началось. Они разоружили охранника-эсэсовца и бросили его в горящую печь вслед за ненавистным Тёпфером. После этого пути назад не было уже ни у кого. Поджечь свой крематорий им не удалось: может быть, отсырел порох. Они разоружили второго охранника, перерезали колючку и побежали по дороге, ведущей к женскому лагерю. Перерезали проволоку и там, но никто из женщин-заключенных даже не понял, что произошло. Беглецы же продолжили свой путь, прихватив по дороге одного узника из команды, работавшей на очистных сооружениях, — брата капо Лемке Плишко. Тем временем эсэсовцы подтянулись к большим крематориям. Тем, кто совершил побег из крематория II (около 100 человек), отрезали путь в Райско. Тогда они приготовились к сопротивлению и забаррикадировались в конюшне. После того как эсэсовцы забросали ее гранатами и подожгли, большинство в этой конюшне и погибло. Но бежали из крематория II не все: оставались четыре врача во главе с М. Нижли, а также несколько других узников, в том числе трое (во главе с Элушем Малинкой), пытавшихся взорвать крематорий. После вмешательства Менгеле в живых были оставлены только “его” евреи-врачи. Все остальные члены зондеркоммандо из этого крематория — 171 человек, как принявшие участие в восстании, так и уклонившиеся от этого, — или погибли в бою, или были расстреляны. По ходу восстания погибли все организаторы, кроме Я. Гандельсмана. Последний наблюдал за ходом события из крематория III вместе с З. Левенталем, Л. Лангфусом, М. Буки, Ш. Венецией и другими. В ночь с 8 на 9 октября оставшиеся в этом крематории повстанцы во главе с Я. Гандельсманом и Ю. Врубелем, по-видимому, все же попробовали воспользоваться имевшейся у них взрывчаткой и взорвать собственный крематорий, вероятнее всего, вместе с собой. И только после того, как это им не удалось (возможно, что, как и в крематории II, их подвел отсыревший порох), они были схвачены в количестве 14 человек и брошены в гестаповский бункер главного лагеря. Арест мог произойти только 9 октября, но не 10, как об этом всегда писали, поскольку запись Левенталя от 10 октября говорит о Врубеле как об уже сидящем в бункере, а Роза Робота ко времени своего ареста уже знала, что Врубеля нет в живых. Вечером 7 октября оставшихся в живых членов зондеркоммандо согнали на территорию крематория IV, где расстреляли еще 200 человек. После чего в крематориях II, III и V приступили к работе. Но не в крематории IV: он был выведен восставшими из строя. Восставшими было убито три унтершарфюрера СС (Эрлер, Фризе и Пурке), еще 12 эсэсовцев были ранены. В печи сгорел и оберкапо Тепфер. …Последними жертвами восстания стали Эстер Вайсблум, Регина Сафин, Элла Гартнер и Роза Робота: первые три добывали, а четвертая передавала Каминскому порох для самодельных гранат. Их повесили 5 января 1945 года — как бы в две “смены”: двоих около 4 часов дня и еще двоих около 10 часов вечера — в назидание обеим рабочим сменам лагеря. Оба раза перед казнью Хёсс зачитывал приговор Верховного суда в Берлине и добавлял: “Так будет с каждым…” (Так, кстати, стало и с ним!) В этот день падал снег, и запорошенные тела висели три дня. Через три недели, 27 января 1945 года, лагерь был освобожден Красной армией. 6 Восстание членов зондеркоммандо в Биркенау 7 октября 1944 года сродни обоим Варшавским восстаниям: шансов на победу никаких, но боевой и моральный дух — на исключительной высоте! Оно стало такой же кульминацией еврейского сопротивления в лагерях смерти, как и восстания в Треблинке и Собиборе, причем здесь, как и в Собиборе, выдающуюся роль сыграли советские военнопленные-евреи. Зондеркоммандовцы доказали всем и себе, что они не штабная, а штрафная рота, и ее члены — это штрафники, сами рвущиеся в бой и надеющиеся на то, что кровью смоют с себя тот подлый позор, на который, не спрашивая, их обрекли враги. И еще на то, что весь мир признает и зачтет им не только их малодушие и преступления, но и их подвиги! Как было написано в “Письме к потомкам” Градовского: “Пусть будущее вынесет нам приговор на основании моих записок, и пусть мир увидит в них хотя бы каплю того страшного трагического света смерти, в котором мы жили”.
________________________________ 1. Именно так звали подлинного автора той рукописи, которую до недавнего времени приписывали Хайму Герману: выполненная с филигранной точностью и детективной интригой реатрибуция принадлежит немецкому историку Андреасу Килиану. 2. Более 30 таких интервью находится в распоряжении израильского историка Гидеона Грайфа. На сегодняшний день умерли все уцелевшие зондеркоммандовцы, но Грайф до сих пор, увы, ввел в научный оборот лишь несколько их них (см. подробнее: Kilian A. Vom einseitigen Umgang mit historischen Quellen. Uber die Auswirkungen von Quellenauswahl, Zitierweise und Ubersetzung auf die Darstellung von Auschwitz, am Beispiel der Monographie Aufstand in Auschwitz // Lagergemeinschaft Auschwitz-Freundeskreises der Auschwitzer. Mittteilungsblatt, September 2019. S. 5–24).
Кибуцнику Шмулику исполнилось 60, и он пошел к
доктору для полного медицинского осмотра. Когда он закончил, доктор
сказал:
- Расслабься, Шмулик, ты в очень хорошей форме. Я не могу найти у тебя
ничего плохого. Ты, вероятно, доживешь до 120 лет. Скажи, сколько лет было
твоему отцу, когда тот умер?"
Шмулик ответил:
- Я что, говорил, что он мертв?
- Сколько лет твоему отцу, он все еще активен?
- Ему 83 года, и он каждую неделю занимается бегом и израильскими
танцами.
Доктор был очень удивлен и спросил:
- Сколько лет было твоему деду, когда он умер?
Шмулик снова ответил:
- Я говорил, что он умер, доктор?
- Ты хочешь сказать мне, что тебе 60 лет, и твои отец с дедом живы? Чем
занимается твой дед?
- Он ходит на плавание два раза в неделю и каждое воскресенье играет в гольф,
если позволяет погода. Мало того, ему 107 лет, и в следующем месяце он снова
женится.
Доктор спросил:
- Если ему 107 лет, с какой стати твой дедушка хочет жениться?
Когда речь заходит о еврейской культуре на идише, большинство из нас, скорее всего, подумает о литературе, музыке или театре. Что же до идишского кинематографа, то для многих это словосочетание прозвучит почти оксюмороном. Поэтому неудивительно, что, когда в рамках ежегодного Иерусалимского кинофестиваля был объявлен показ фильма «Пyримшпилер» («Der Purimspiler»), в зале почти не осталось свободных мест. Причем публика подобралась на удивление разновозрастная – от классических ашкеназских стариков до молодежи совершенно сабровского вида.
История появления этой картины неординарна. Ее создатель, актер и режиссер Йосеф Грин, прибыл в Америку в 1924 году. Подобно многим своим коллегам, начал американскую карьеру в одном из еврейских театров Нью-Йорка. Вскоре ему удалось сделать себе имя, после чего события развивались так же, как в романе Шолом-Алейхема «Блуждающие звезды»: Грину предложили уйти из еврейского гетто в мир «большого американского искусства». Причем не просто в какой-то американский театр, но в Голливуд, который уже тогда был Меккой в глазах любого актера и режиссера.
В американском кинематографе конца 20-х – начала 30-х годов подвизалось немало режиссеров-евреев: Дж. Пастернак, С. Кацман, Д. Шари, Дж. И. Левин... Большинство из них снимали стандартное американское кино, начисто лишенное каких-либо намеков на еврейство.
Грин пошел другим путем – решил снимать настоящие еврейские картины! Причем не в Америке, а в Польше, еврейство которой еще не утратило своего неповторимого колорита. И не на английском, а на идише, который до войны оставался разговорным языком подавляющего большинства евреев.
Мало кто тогда верил в успех этого предприятия. Однако Грин верил в себя и в еврейское искусство – и не ошибся. В 1936 году он снял фильм «Yiddle With His Fiddle» («Еврей и его скрипка»). А в 1937-м – создал «Пуримшпилера», трогательную музыкальную комедию о бедняке, безнадежно влюбленном в дочь внезапно разбогатевшего сапожника.
Приступив к съемкам фильма «Пуримшпилера», Грин поставил перед собой довольно сложную задачу – снять «аутентичный» еврейский фильм, который одновременно соответствовал бы тогдашним стандартам американского кинематографа. Поэтому съемки велись в Польше, в еврейском квартале Кракова. На главные роли Грин пригласил звезд американского еврейского театра: Мирьям Крессин (Miriam Kressyn) и Химми Якобсона (Hymie Jacobson).
Созданный таким образом фильм производит несколько двойственное впечатление. С одной стороны, реалии галицийского местечка были воспроизведены довольно точно, хотя, разумеется, слегка опереточно (все-таки фильм – пасторальная комедия, а не социальная драма). Но при этом по стилю, актерской игре, режиссерской работе картина была снята в классической голливудской традиции (кстати, хорошо знакомой советскому зрителю по классике сталинского кинематографа, вроде «Веселых ребят» или «Волги-Волги»).
В наибольшей степени это отразилось на музыке к фильму, лишенной практически всякого еврейского колорита. Пожалуй, даже в музыке к советским «Искателям счастья», снятым несколькими годами раньше и на русском, еврейских мелодий будет побольше. Так что когда главная героиня хорошо поставленным голосом пела на идише про свою мечту (песня «Хулем»), то все чувствовали, что «на самом деле» здесь имеется в виду классический dream американских мюзиклов (слова к песням, кстати, написал не кто иной, как будущий нобелевский лауреат Исаак Башевис Зингер).
Впрочем, было бы неверным считать, что создатели фильма ориентировались исключительно на американские вкусы. Ибо именно такая американизированная еврейская музыка звучала тогда в еврейских кабаре и кафе-шантанах, коими столь славилась довоенная Варшава.
Про особенности американского восприятия создатели фильма тоже не забыли.
Сбежав из местечка и став певицей, главная героиня зарабатывает тем, что триумфально исполняет на польско-еврейских подмостках песню «Штетл» («Местечко»), представляющую поток сусально-ностальгической патоки. Разумеется, польские евреи, жившие бок о бок с реальным местечком, не испытывали и не могли испытывать к нему подобных чувств.
Иное дело евреи Америки – оставшийся на старой родине штетл для многих превратился в страну счастливого детства, о которой вспоминать с легкой грустью было естественно.
Ностальгическую грусть фильм вызывает и у современного зрителя. Разумеется, не по местечку, которого никто из нас в глаза не видел. Но по уникальной еврейской культуре, которая в межвоенные годы развивалась в ногу со временем, успешно осваивая новые формы, но погибла в огне Катастрофы вместе с большинством ее носителей.
В дни 50-летнего юбилея Горина они с Аркадием Хайтом обменялись письмами. Хайт придумал, что на дворе – начало нового тысячелетия, Грише – не 50, а 60, и живет он в эмиграции. Тогда на эту тему весело шутили. Юбиляр тут же ответил, датировав письмо 2001-м. Хайт умер в феврале 2000-го. Горин пережил друга на 5 месяцев. Молодые, обстебывающие все на свете, земную жизнь прошедшие, как им казалось, только до половины – о каких датах через тире могли они думать?
«Дорогой Аркадий!
Весточка с Родины – что может быть дороже для нас, эмигрантов, особенно таких, как я?
Ты ведь слышал, наверное, что и за рубежом я оказался не по своей воле: этим летом, сдуру, поехал отдохнуть в Коктебель, а в это время Украина полностью отделилась, наконец, от СНГ, Крым же, в свою очередь, отделился от Украины, а затем уже и от материка.
Сбылось пророчество Васи Аксенова, и Крым стал островом.
Но даже Аксенов, с его фантазией, не мог предположить, что отделение на этом не закончится и Крым тоже распадется на ряд независимых районов, лагун и утесов, на одном из которых я сейчас и нахожусь, с видом на жительство, на высоте двадцать метров над уровнем моря.
Впрочем, не жалуюсь, утес как утес, условия по нынешним временам неплохие: есть вода, рыба, водоросли... Рыба, правда, радиоактивна, зато водоросли содержат фосфор. Поэтому рыба, поедая водоросли, нейтрализуется, превращаясь в фосфор, а я, питаясь рыбой, свечусь во тьме, отчего проходящие мимо пароходы принимают меня за маяк и обходят стороной.
...Только отсюда, с высоты утеса, сидя голой задницей на камне, начинаешь понимать, как мы были несправедливы к собственной перестроечной жизни конца 80-х, как не умели ценить ее достоинств…
Разве это было не счастье – зайти в пустой магазин и поболтать со скучающим продавцом о житье-бытье?
Разве это не радость – в дождливую погоду сесть в свой старенький автомобиль, в котором давно нет бензина и колес, но зато еще работают дворники, и, включив их, можно подолгу наблюдать, как красиво сбегают серебристые капли со стекол…
Я пишу это письмо с болью, ибо выцарапываю его обломком гранита на скале и боюсь, что набегающая волна смоет это послание вместе со мной.
Если… археологи найдут мою наскальную надпись, я бы хотел, чтоб они… знали, что она была написана свободным постсоветским человеком, чья свобода достигла абсолюта. Подскажи им это, Аркадий!
И еще. Растолкуй людям, что не бывает трудностей, которые не становились бы удовольствиями, переходя в разряд воспоминаний.
Если рискнешь написать еще, брось бутылку по такому адресу:
Бывший СССР. Бывший Крым. Бывший Пик социализма, ныне – Вторая демократическая впадина. Пещера номер один. Копать до упора...