понедельник, 23 декабря 2019 г.

ХАНУКА - ЭТО НЕ ПРАЗДНИК ПОЛИТКОРРЕКТНОСТИ



Авраам Шмулевич

Ханука - это не праздник политкорректности

Кроме всем известных праздников и памятных дней, у евреев есть еще
целая серия дат, которые, как следствие забвенья галута, сегодня почти
перестали отмечать. Однако они никуда не делись. Сведены эти даты в
книге под названием "Мегилат Таанит". Это трактат ( заглавие
переводится как "Свиток постов" - точнее, "Свиток [дней, запрещенных
для] поста"), написанный незадолго до разрушения Второго Храма.
Мегилат Таанит включает в себя список из 36-ти дней, ознаменованных
благоприятными для евреев историческими событиями и победами над
врагом, и потому запрещенных для поста. В числе прочих дат, например,
3 число месяца кислев - удаление изображений римского императора из
Храма в прокуратуру Понтия Пилата. Согласно Талмуду (Вавилонский
Талмуд, трактат Шаббат, 13-б), Мегилат Таанит составлен мудрецом
Хананией бен Хизкия бен Гарон и его учениками, однако в добавлении к
Мегилат Таанит, составителем назван также сын Ханании Элиэзер,
известный как один из лидеров антиримского восстания (о нем упоминает
и Иосиф Флавий, Иудейская Война. 2:409). В талмудический и
раннесредневековый периоды, в Свиток Постов были включены добавления о
событиях соответствующих эпох.

Один из праздников, о которых говорит Мегилат Таанит, именуется Днем
Горы Гризим (Согласно Вавилонскому Талмуду (трактат Йома, 69-а), он
отмечается 25 числа месяца Тевет, согласно Мегилат Таанит - 21 числа
месяца кислев).

Гризим - это гора в Самарии (у города Шхем), где, согласно Пятикнижию
(Дварим 11:29; 27:2-13) и книге Иегошуа бин Нун (8:30-35), был после
перехода через Иордан подтвержден Завет, заключенный между Б-гом и
Народом Израиля.

И именно в этом святом месте после разрушения Первого Храма самаритяне
(шомроним) поставили свой лже-храм, который должен был служить
противовесом Иерусалимскому Храму.

Мегилат Таанит (Гл.9) и Талмуд (Трактат Йома) рассказывают: Когда
Александр Македонский вошел в пределы Земли Израиля, то самаритяне
отправили к нему посольство. Самаритяне возвели клевету на евреев, и
добились того, что Александр повелел разрушить Храм в Иерусалиме. Об
этом стало известно Шимону Праведному (Шимон ха-Цаддик), тогдашнему
Первосвященнику и одному из величайших мудрецов и законоучителей, из
последних мужей Великого Собрания (Ему посвящена 50-я глава Книги Бен
Сиры - Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова).

Известен сей муж был не только огромной ученостью и праведностью, но и
кротостью, любовью к Б-гу и к людям. Кроме прочего, ему принадлежит
максима из талмудического трактата Пиркей Авот (1:2): "На трех
основаниях держится мир: на Торе, на Храмовых жертвоприношениях и на
добрых делах". Узнав о страшном указе великого царя, облачился Шимон
Праведный в священные одежды, в которых Первосвященник совершает
службу в Храме, и отправился навстречу Александру (собственно, из-за
этого факта весь рассказ и приводит Талмуд. Эпизод появляется в ходе
обсуждения вопроса об облачениях священников. По галахе коэнам
(священникам) разрешено надевать их только на территории Храмовой
горы, обладающей особой святостью, и нигде больше - и возникает
вопрос, на каком основании Шимон одел их, отправляясь к Александру).

С ним отправилась тысяча знатнейших людей Иерусалима, облаченных в
белые одежды, молодые священники несли золотые священные храмовые
сосуды, и шли они в свете факелов всю ночь, а навстречу им по дороге
на Иерусалим двигался Александр. На утренней заре они встретились.

Когда Александр увидел Шимона Праведного, он сошел со своей колесницы
и распростерся ниц перед Первосвященником. Сопровождавшие удивились:
"Ты - такой великий - и падаешь ниц перед этим евреем?!", Александр
ответил: "Образ этого человека появляется предо мной всякий раз перед
началом битвы и помогает побеждать". Царь отменил указ о разрушении
Храма, а насчет самаритян сказал Шимону: "Вы можете делать с ними что
захотите".

Первосвященник поступил так, что, живи он сейчас, сидеть бы ему в
тюрьме за военные преступления. Причем даже не гаагской тюрьме -
немедленно занялась бы им родная израильская прокуратура.

В пятках самаритян, по повелению Шимона Праведного, проделали дыры, в
дыры продели веревки, да и привязали к хвостам лошадей. Так и так
протащили до Горы Гризим (несколько десятков километров). А лже-храм
самаритян разрушили, место это вспахали и засеяли - т.е. сделали с
самаритянами то, что они хотели сделать с Домом Вс-вышнего.

Через некоторое время самаритянам, впрочем, удалось восстановить свое
святилище. А окончательно его ликвидировал царь-первосвященник Иоханан
Гиркан I (правил в 134-104 г. до н. э.), сын Шимона Маккавея,
предводителя восстания Маккавеев - восстания против эллинистической
власти, годовщину которого евреи празднуют в Хануку. (Кроме прочих дел
он, завоевав Эдом (Идумея), силой принудил эдомитов принять иудаизм,
что привело к их слиянию с евреями).

Что касается Александра Македонского, то, возможно, это его намерение
разрушить Храм - и есть причина, почему его род так плохо кончил.

Удивительное дело - весь род, все родственники потомки не только
Александра (дети, жены), но и его отца Филиппа были вырезаны до
последнего человека в ходе вспыхнувших после кончины царя войн
диадохов (полководцев Александра). При этом, возможно, особенно
трагично то, что семья Александра была вырезана не врагами, но именно
соратниками и друзьями царя! И не греками даже, которые македонян
ненавидели, а самими макендонянами. Последней убили Фессалонику, дочь
Филиппа, сестру Александра - по приказу ее сына Антипатра (который
тоже вскоре плохо кончил), около 300 года до н.э. Александр умер в 323
до н. э. Двадцати лет хватило на всех!

А вот что рассказывается в Свитке Постов про события праздника Хануки:
Маккавеи, оказавшись в захваченном ими Храме, обнаружили, что храмовая
Менора (Священный светильник) осквернена и испорчена, зажигать ее
нельзя. Но Менора - необходимая часть храмового ритуала, без нее
Служба неполна, восстановить Храм нельзя. А сделана она была из
чистого золота, с большим искусством и красотой. Однако ни
необходимого количества золота, ни времени для изготовления из него
Меноры не было - война еще шла, да и вообще Храм нужно было освятить,
как можно скорее. И Маккавеи сделали новую Менору из подручных
средств, её и поставили во вновь освященный Храм. Как рассказывает
Мегиллат Таанит, Хасмонеи изготовили эту Менору из семи "шипудим", в
которые было налито и зажжено оливковое масло, пригодное для
ритуальных целей. Сейчас под словом "шипуд" понимают железный вертел,
заостренную железную палку. Но, по мнению историков, "шипуд" в
эллинистическую эпоху представлял собой колющее оружие, тип копья, а
рукоятка копья была полой изнутри и имела, по-видимому, форму чаши,
именно в эту чашу и налили оливковое масло.

Чудо Хануки, которое отмечается в праздник, произошло именно с этим
светильником. То есть первая Менора обновленного Храма, зажжение
которой отмечается в праздник Ханука - один из главных праздников
иудаизма, была сделана из оружия недавнего боя, с которого только что
смыли кровь.

* * *

Сейчас праздник победы Маккавеев - праздник Хануки, как минимум в
диаспоре - просто какой-то праздник политкорректности. Главный его
ритуал - зажигание Ханукии, особого восьмисвечника. Известен он в
современном мире всем - ибо старениями движения Хабад зажигают
ханукальный светильник где только возможно и кто только возможно - и в
Кремле, и в Ватикане, и президент РФ и Президент Америки, и звезды
Голливуда. Хотя по галахе, что бы действо имело религиозный смысл,
зажигать огонь должен только еврей.
Но - главное - это праздник освобождения народа Израиля. Освобождения
и от физической зависимости, но в первую очередь - от зависимости
духовной, освобождение от пут чужой культуры. Какой уж тут Ватикан и
Голливуд?!…йййй

Ханука на самом деле - тяжелый праздник. Праздник победы в гражданской
войне. В эти дни мы празднуем победу в гражданской войне, победу
евреев-националистов над "митъявним", "огречившимися", евреями,
отрекшимися от еврейства. И если бы победили митъявним, то мир сегодня
имел бы совершенно другой характер - не было бы ни евреев, ни
иудаизма, ни порожденной иудаизмом современной цивилизации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий