понедельник, 30 декабря 2019 г.

Елена Пригова | Об Игоре бедном замолвите слово…

Елена Пригова | Об Игоре бедном замолвите слово…

По сообщению радио «Свобода» «Бостонский джаз-клуб RegattaBar отменил намеченное на 12 февраля выступление российского квинтета Игоря Бутмана из-за поддержки музыкантом политики президента Путина и агрессии против Украины.
Photo copyright: Igor Butman
Любите ли вы джаз? Многие задумались, некоторые мгновенно отреагировали положительно. В стране джаза не любить джаз нельзя! Живя в Нью-Йорке, всегда можно найти заведения, где играют джаз и играют его так, как не играют нигде. И уж точно любители вопервых строках назовут вам знаменитый джазовый клуб “BlueNote”. Решила и я просмотреть репертуар на ближайший месяц и вдруг на сайте клуба нашла рекомендации, которые очень разочаровали – увидела расширенный анонс концертов Игоря Бутмана и его коллег из Москвы. К коллегам вопросов не возникло, а вот народному артисту России Бутману вопросов было бы много, если бы ответы на них не были озвучены самим музыкантом уже многократно. Тут без иллюзий. Но вот к этому клубу вопросы возникли и очень серьезные.
Итак, “BlueNote”, еще пять лет назад «открещивавшийся» от политически ангажированного подписанта большой подлости под названием «Деятели культуры России – в поддержку позиции Президента по Украине и Крыму», через пять лет забыл о том, от чего открещивался, и не просто предоставил сцену подписанту под номером 21 Бутману Игорю Михайловичу со товарищи, а ещё и рекомендовал этого народного артиста России всем, расписав его таланты так, что хоть Грэмми выдавай. Очко, одним словом…
Никто не отрицает, что музыкант Игорь Бутман прекрасный, что играл он со звёздами первой величины, что, как заметили в анонсе “BlueNote”, «Чудесное слияние Бутмана с душой, звуком и техникой вызвало похвалу у американского президента Билла Клинтонa на государственном ужине, организованном Владимиром Путиным в Московском Кремле. Клинтон заявил, что Игорь Бутман «может быть величайшим из ныне живущих джазовых саксофонистов, который оказался русским». О «величайшем» явно перебор, но именно русским, а точнее российским и никак не американским, хоть и с паспортом.
После такой похвалы самого Клинтона, немного умеющего играть на саксофоне, можно уже пожизненно прописать Бутмана в джаз-клубе Нью-Йорка. Но «сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь»…
Игорю Бутману продавать Родину пришлось впервые много лет назад, когда она ещё была Советской. Не то, чтобы саксофонист был диссидентом – ему даже с его пятой графой прекрасно игралось в СССР, но все потянулись на Запад, и Игорь потянулся со всеми за своей порцией американской мечты. Аппетиты у музыканта были большими, как и амбиции. И тут точно бросать в него камни не стоит.
«Отмучившись» в Америке несколько лет, получив заветный синий паспорт, дававший с правами гражданина CША, ещё и обязанности, Игорь мгновенно забыл о последних, как и клятве, которую приносил новой родине, под исполнение ее гимна и прикладывания руки к сердцу. А зря, ибо в тексте, читаемом по-английски, есть четкое разъяснение, чему мы все, дававшие эту клятву, получая американского гражданство, говорили. Напомню в переводе: «Настоящим я клятвенно заверяю, что я абсолютно и полностью отрекаюсь от верности и преданности любому иностранному монарху, властителю, государству или суверенной власти, подданным или гражданином которого я являлся до этого дня; что я буду поддерживать и защищать Конституцию и законы Соединённых Штатов Америки от всех врагов, внешних и внутренних; что я буду верой и правдой служить Соединённым Штатам; что я с оружием в руках буду сражаться на стороне Соединённых Штатов, когда я буду обязан сделать это по закону; что я буду нести нестроевую службу в вооружённых силах США, когда я буду обязан делать это по закону; что я буду выполнять гражданскую работу, когда я буду обязан делать это по закону; и что я приношу эту присягу открыто, без задних мыслей или намерения уклониться от её исполнения. Да поможет мне Бог».
В армию музыканта никто не тянул, а о Боге Бутман явно не думал. Посему быстро выбросил из головы все, в чем клялся, и уже в новом статусе решил припасть к российским березкам. Тоска по берёзкам у многих русскоязычных американцев феноменальна: убежать и тосковать, винить страну исхода и сжимать двуглавую краснокожую паспортину на всякий случай, убежать от российского беспредела и ходить голосовать за Путина. Диссоциативное расстройство идентичности, как форма ностальгии по тому незабываемому, в котором и «морда ж**овская», и «вали уже отсюда», и тщательная проверка на благонадежность. Много всего, о чем можно ностальгировать, как и ностальгировать по «гениальному» искусству СССР, в котором при разборе детальном на составляющие, всегда было и остаётся больше пропаганды, чем искусства, всегда были подписанты и списки, после которых кого-то выбрасывали за борт творческой лодки, а кого-то просто лишали жизни…
Игорь Бутман, саксофонист и человек – это две разные личности. Саксофонист восхищается Америкой и ее джазом. Человек восхищается Путиным и «джазовыми интерпретациями» на политические темы последнего. От этих интерпретаций трясет весь мир и это очень радует саксофониста, который должен гордиться своей страной.
Стоп! Говоря о своей стране, Игорь все время поправляется – Россия. А как же Америка, которой он клялся?
Российский президент вообще большой любитель музыки и некоторых музыкантов. Особо почитает виолончелистов. И вот эти виолончелисты хорошо разносят по миру Благую весть от ВВП, щедро вливая в храмы искусств зелёные потоки для поддержания искусства по-русски. Не обольщайтесь, друзья, такой любви «бескорыстной» – за все уплачено. И в плату эту входит кровь уже 15-ти тысяч украинцев, которым после «возвращения» Крыма в лоно Российского мира, пришлось отдать свои жизни на Донбассе. А вы говорите «подпись». Мы ещё о сиротах и вдовах не начали. Так любите ли вы джаз в исполнении российского Золотого саксофона с американским паспортом?
Если не очень, то ваша подпись не помешает под письмом к руководству “ВlueNote”, которое на поверку оказалось не совсем порядочным.*
Им просто лишний раз стоит напомнить о том, что народный артист России является доверенным лицом Путина и членом руководящего совета путинской партии «Единая Россия», что решением Международного уголовного суда в Гааге политика Путина в Украине и Крыму является преступлением, что на Западе Бутман успешно используется для установления «мягкой силы» посредством культурного влияния для продвижения имиджа Владимира Путина, что в соответствии с санкциями ЕС и США, запрещающими вести бизнес на незаконно оккупированных территориях, Государственный департамент США сообщил Бутману, что он, как гражданин США, не должен выступать на джазовом фестивале в оккупированном Россией Крыму.
Но гражданин России Игорь Бутман очень любит деньги, которые легче заработать ему в путинской России. А гражданину США Игорю Бутману очень нужно международное признание, ибо тщеславие тоже надо потешить, да и лишний раз поиграть там, где играют все приличные джазовые музыканты.
Жаль, что руководство “BlueNote” никак не отличит зерна от плевел. И можно только восхищаться их коллегами из Бостона. По сообщению радио «Свобода» «Бостонский джаз-клуб RegattaBar отменил намеченное на 12 февраля выступление российского квинтета Игоря Бутмана из-за поддержки музыкантом политики президента Путина и агрессии против Украины. Концерт исчез из календаря этой джазовой площадки после того, как местная газета CambridgeDay опубликовала письмо группы ArtsAgainstAggression. Об этом Радио Свобода сообщил активист Дмитрий Смелянский». Вот так четко расставлены все акценты. А вы ещё утверждаете, что искусство вне политики? Это давно не так!
Вместо послесловия… Довелось на днях просмотреть еще раз часовое интервью c народным артистом России Игорем Бутманом, записанное в прошлом году каналом RTVi. Я обратила внимание на «бегающий взгляд» саксофониста. Так себя ведут люди, которым есть что скрывать. Музыкант Бутман пытается тщательно скрыть подлость человека Бутмана, а журналист Тихон Дзядко старается вообще Украину не упоминать, как в той детской игре. И от этого недоговаривания и подыгрывания становится совсем гадко. Вскользь упоминается в беседе о протестных нью-йоркских акциях активистов, вот уже столько лет не дающих всем российским пропагандистам от искусства, спокойно выступать в нашей стране. И Бутман пытается в интервью выглядеть миротворцем, эдаким послом мира. Все пытаюсь пальмовую ветвь рассмотреть, но слышу очередную фальшь: и о желании вести диалог, и о Крыме, и о беседах с протестующими. Все ложь. Заврался саксофонист окончательно. Маска съела музыканта. Остался отзвук…
* You can send this letter as it is, and/or you may use it as a template, and/or you are free to make any changes to make it personal.
Please, send this letter to the addresses listed bellow.
It is important.
Engage your friends in sending this letter.
[sb@bluenote.net](http://bluenote.net/…) (Steven Bensusan, president of Blue Note Entertainment Group)
[jordy@bluenote.net](http://bluenote.net/…) (Jordy Freed, Director of Marketing &Publicity,Blue Note Jazz Club, Blue Note Media Group, Subrosa, Blue Note Jazz Festival, Blue Note Travel, Half Note Records, Blue Note Entertainment Group
Copy to: graham.bowley@nytimes.com
coop@nytimes.com

1 комментарий:

  1. он такой же исполнитель джаза, как я ... охранник гарема турецкого султана!
    надо отделять "мух от котлет"...

    у НАСТОЯЩИХ музыкантов лишь мелодии в голове, и уж никак не придури вроде Путина или Чавеса.

    ОтветитьУдалить