Интервью
ЙОСИ АХИМЕИР
«Антикоммунист номер один»
20.12.2019Его отец Абба Ахимеир был одним из основателей Государства Израиль. В эксклюзивном интервью Jewish.ru Йоси Ахимеир объяснил, чем сионисты-ревизионисты отличались от террористов и фашистов, и рассказал, во что выродились израильские политики.
Возглавляемый вами «Институт Жаботинского» расположен в том же здании, что и штаб-квартира партии «Ликуд». Вы считаете, что сегодняшний «Ликуд» продолжает путь идеологических предшественников или давно выродился?– Нет никаких сомнений, что сегодняшний «Ликуд» – это не то движение сионистов-ревизионистов, действовавшее накануне создания Государства Израиль. И нынешние лидеры «Ликуда» – это не лидеры типа Владимира Жаботинского, Менахема Бегина или Ицхака Шамира. И деградация лидерства идёт во всех без исключения израильских партиях.Понятно, что личность Нетаньяху и его поведение никак нельзя сравнить с предшественниками в том же «Ликуде». Я многие годы работал с Ицхаком Шамиром и знаю, о чем говорю! Шамир был человек скромный, но с железными принципами. Я не говорю, что у Биби нет принципов и он не привержен наследию предшественников, но как личность – он совсем другой. Но многие считают, что после ухода Нетаньяху мы ещё будем тосковать по его правлению и его возможностям, как сейчас тоскуем по Бегину и Шамиру. Поскольку налицо общее снижение качества лидерства, и эту тенденцию, к сожалению, нельзя переломить.
Абба Ахимеир с детьми
Какая из нынешних израильских партий наиболее близка наследию вашего отца?– Это всё равно «Ликуд». Несмотря на то, что большинство членов Кнессета от этой партии не читали ни строчки из Жаботинского и других сионистских классиков. Однако мы пытаемся донести до них какие-то отдельные идеи. Но политика сегодня совсем другая, и они погрязли в рутине. У них нет смелости и силы духа, которые были у предшественников.
Лидер сионистов-ревизионистов Владимир Жаботинский
Но, возможно, это и не так плохо, что лидеры «уже не те»? Знаете, во время посещения «Института Жаботинского» я увидел культ вождизма и в фильмах, и в цитатах, и в самой стилистике экспозиций. Мне всё это показалось очень похожим на вождистскую стилистику Восточной Европы 1930-х годов.– Мы обращаемся к прошлому не только от тоски или ностальгии. Мы верим в то, что идеи Жаботинского важнее идей других сионистских лидеров, независимо от того, из какого лагеря они вышли. И наследие Жаботинского очень актуально. Мы его собираем, сохраняем и считаем крайне важным, чтобы к нам приходило всё больше студентов, интересующихся евреев, да и просто туристов. Чтобы они задумались над тем, что они увидят у нас и услышат. Мы хотим, чтобы усилилась вера в сионистские идеалы, в Государство Израиль, в уникальные человеческие отношения в нашей стране. И в идеи либеральной экономики, свободы слова и гражданских прав.
Мой отец присоединился к движению сионистов-ревизионистов в 1928 году, работал плечом к плечу с Жаботинскими, был в этой фракции одним из самых одухотворенных людей и занимался вопросами идеологии. Он первым инициировал бунт против британцев в Стране Израиля в 1930-х годах. А уже позже в основанном Государстве Израиль он считался антикоммунистом номер один. Когда в России обрушился коммунистический режим, я опубликовал статью «Письмо отцу», в которой написал: «Папа, мечта твоя исполнилась: власть коммунистов пала». Отец до этого не дожил – он скончался ещё в 1962 году. И с тех пор значительную часть своего времени я уделяю сохранению и распространению его наследия, в том числе в рамках «Института Жаботинского».
Абба Ахимеир на выступлении
В экспозиции института представлено множество инсталляций, посвященных борьбе с британцами. Вас не смущает, что многие из этих акций, к примеру, подрыв автобусных остановок, сейчас назвали бы терроризмом?– Обе еврейские подпольные организации, боровшиеся с британцами – и «Эцель», и «Лехи», – были связаны с Жаботинским. А в «Эцеле» он так вообще считался верховным командиром. Однако сам Жаботинский предпочитал все вопросы решать на полях дипломатических сражений. Он бывал в Лондоне, Париже и Вашингтоне, поддерживал контакты с главами государств. Но когда стало понятно, что одной дипломатии будет недостаточно, Жаботинский дал согласие на войну с иностранными оккупантами – британцами, которые отказывались вопреки положениям выданного им Лигой Наций, предшественницей ООН, мандата создавать в Эрец-Исраэль еврейский национальный дом.
И надо понимать, что «Эцель» и «Лехи» действовали исключительно против тех, кто носил военную форму, а не против гражданских лиц из британской администрации. Поэтому «Эцель» и «Лехи» не были террористическими организациями, они просто добивались целей еврейского народа. Современные же террористические организации устраивают акции ради того, чтобы убить как можно больше людей, опираясь зачастую на зарубежную поддержку таких стран, к примеру, как Иран.
Директор «Института Жаботинского» Йоси Ахимеир
Политическая борьба – единственное, что интересовало вашего отца?– Нет, конечно. Отец делил свое рабочее время между общественной и научной работой. Он, к слову, был автором многих статей в Еврейской энциклопедии. И статьи о великих русских писателях, российской истории и истории евреев России – его работа.
В свое время ваш отец написал цикл статей «Записки фашиста». И возглавлял группу, которая находилась, как многим кажется, под сильным впечатлением от итальянских фашистов. Как вы к этому относитесь?– Восемь статей этого цикла были опубликованы в газете «Доар а-Йом» ещё в 1928 году. Это было задолго до того, как фашизм превратился в то, чем он стал позже в 1930-х годах! Тогда это было просто национальное движение в Италии. А мой отец, как историк и философ, исследовал методы, которыми другие народы борются за свою свободу. И он написал в этих статьях, что и еврейский народ должен взять свою судьбу в собственные руки и создать национальное государство на своей исторической родине! Он писал там о еврейском государстве, об устройстве правительства, парламента и армии. В этих статьях написано только об этом. Исходя из этих статей, его «фашизм» – государственность, независимость и суверенитет. И это не имеет никакого отношения к фашизму, каким мы его знаем. Да и всякое явление необходимо рассматривать в конкретном историческом контексте, а не выдергивать в сегодняшний день эти тексты из 1920-х годов и оценивать их исходя из того, во что это развилось потом в 1930-е. Моего отца интересовало благо еврейского народа и его будущее. Чтобы еврейский народ, как и все народы, обрёл свою родину, а все изгнанники вернулись бы домой. Вот что его интересовало, а не искусственные, виртуальные идеи.
Лидер сионистов-ревизионистов Владимир Жаботинский
Ваш отец был как-то связан с Италией?– Нет, он там даже никогда не бывал. А вот Жаботинский был и говорил, что Италия – его духовная родина. Жаботинский был очень впечатлен Италией – атмосферой свободы и повседневной жизнью, не столь тяжелой, как в России.
Что в наследии вашего отца самое главное?– Мечта о создании Израиля реализовалась ещё при его жизни, поэтому главным для него стало продолжение строительства государства. До самой смерти он боролся за то, чтобы Израиль был сильным, единым и чистым от коррупции государством. Чтобы он стал частью Запада, и тут не было коммунизма.
Директор «Института Жаботинского» Йоси Ахимеир
В какой степени его чаяния реализованы?– У нас есть государство, свободные экономика и общество. Страна обустроена. Но, конечно, многое надо исправлять. Если бы отец был сейчас жив, то он воевал бы против коррупции и грязи во власти. Знаете, он говорил: «Если бы я был эскимосом, я бы боролся за права эскимосов. Но что поделаешь, я – еврей. Так что вся моя жизнь посвящена еврейскому народу».
Михаил Чернов
Комментариев нет:
Отправить комментарий