Арабы превратили Палестину в пустыню, евреи вернули ей жизнь
Нынче, когда на Западе, особенно в Европе, главной угрозой будущему планеты принято считать человеческую деятельность, весьма полезно вспомнить скончавшегося 45 лет назад американского ученого, который наглядно продемонстрировал обратное, показав, как разумное человеческое вмешательство в состоянии оживить казалось бы навсегда утраченные уголки природы.
Эта земля не в состоянии прокормить сотни тысяч или даже миллионы дополнительных жителей – таков был в конце 1930-х и начале 1940-х гг. один из главных аргументов в пользу ограничения еврейской иммиграции в Палестину и против создания здесь еврейского государства. Но когда 75 лет назад, в 1944-м, известный американский ученый в области сельского и лесного хозяйства Уолтер Клей Лоудермилк (1888–1974) опубликовал книгу “Палестина, Земля обетованная”, он полностью развеял это предубеждение. Палестина может производить продовольствие для миллионов людей, утверждал он, и, следовательно, в состоянии принимать гонимых евреев из послевоенной Европы. Он высоко оценил начатую еврейскими поселенцами культивацию пустынных земель – проект, в реализации которого впоследствии, после основания Государства Израиль, он сам и его идеи в отношении ирригации и землепользовании сыграют важную роль.
Легенда и действительность
Каменистые пустыни и малярийные болота, которые представляла из себя Палестина в начале XX в., были для Лоудермилка не природной данностью, а результатом заброшенности и неправильного земледелия: “Арабская легенда гласит о том, что однажды ангел с мешком камней пролетал над Палестиной; мешок лопнул, и камни оказались разбросанными по холмам. Истинная история выглядит совсем по-другому. Когда-то холмы Палестины были покрыты плодородными красноземами, защищены лесами, подлеском и террасами. Затем деревья были срублены, террасы заброшены, плодородная почва смыта дождем, и в конце концов на полях остались только камни. Часть земли, смытой со склонов, осела в долинах, где ее обрабатывали до тех пор, пока она не была постепенно смыта в эрозионные каналы; большая часть земли смыта наводнениями в Средиземное море. Там грунт сортировался волнами, так что мелкие его частицы уносились дальше в море, а более тяжелые пески накапливались у побережья и усилиями ветра и волн превращались в дюны. Они, в свою очередь, запрудили водные каналы, сделав прибрежные равнины смертоносными заболоченными землями, жителей которых постепенно искоренила малярия”.
Изменения к худшему шокируют, пишет Лоудермилк: “Когда ныне случайный путешественник смотрит из окна быстро движущегося поезда или автомобиля, он считает сегодняшние каменистые, полузасохшие земли нормальными условиями Палестины”. Но все, кто знаком с историей страны, знают, что этот упадок нельзя воспринимать как нормальное состояние: “Руины террас и следы других древних работ по сохранению почвы свидетельствуют о том, что нынешнее опустошение Палестины связано с ее разграблением, ненадлежащей эксплуатацией и пренебрежением, имевшими место в прошлых веках”. Лоудермилк противопоставляет эту “рукотворную пустыню” – термин, который он ввел в научный дискурс, – тому состоянию, описание которого можно найти в 5-й книге Моисея: “Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в благодатную землю; в землю, в которой есть ручьи, и источники, и воды в глубинах, которые текут из гор в луга; в землю, в которой растут пшеница, ячмень, виноградники, смоковницы и гранаты; в землю, где есть оливковые деревья и мед; в землю, где у тебя будет достаточно хлеба для еды и ни в чем не будет нужды”.
Верность принципам как экономический фактор
“Из подобных описаний, археологических данных, а также из моих собственных почвоведческих исследований, данных о современном климате, остатков растительности и других факторов мы можем сделать вывод о том, что прежде земля Израиля могла прокормить по крайней мере в два раза больше жителей, чем в настоящее время, – писал Лоудермилк. – Когда в последние десятилетия XIX в. еврейские поселенцы начали приезжать в Палестину, в стране проживало не более 300 тыс. человек, или менее одной пятой ее нынешнего населения”.
С большим энтузиазмом они начали снова превращать пустыню в плодородную землю: “Своим успехом кооперативы и коллективные поселения обязаны не только экономическим преимуществам, но и верности их членов своим идеям и принципам. Пионеры, которых можно встретить в Палестине, фанатично верят в свою миссию факелоносцев еврейского дома, основанного на производительном труде. У них есть идеология, которая прославляет труд и рассматривает его как важный элемент достойной жизни. Эта вера позволила сыновьям и дочерям мелких лавочников превратиться в рабочих, готовых выполнять любую тяжелую физическую работу, необходимую для строительства Палестины. Мы были воодушевлены и вдохновлены еврейской молодежью, с которой мы познакомились, когда они основывали новые колонии на скалистых холмах. Далеко не считая себя мучениками, они были счастливы, когда решали задачи, казавшиеся безнадежными людям с менее мужественным характером”.
Из Америки в Палестину через Китай
Кем же был этот Лоудермилк и что привело его в конце 1930-х гг. в подмандатную Палестину? Необыкновенно талантливый молодой человек, он изучал химию, машиностроение и геологию в Миссури и Аризоне, в 1912 г. получил стипендию в Оксфорде и, обучаясь там, во время летних каникул изучал лесное хозяйство в Германии. Во время Первой мировой войны он был вовлечен в работу организации, созданной будущим президентом США Гербертом Гувером для помощи бельгийскому населению, которое голодало из-за конфискации продовольствия немецкими оккупантами.
В августе 1922 г. он женился на методистке Инес Маркс, с которой познакомился еще в Аризоне и с тех пор состоял в постоянной переписке. Через месяц молодожены вместе отправились в Китай, где Инес в течение пяти лет работала в качестве миссионера. А Лоудермилк получил место в финансировавшемся американскими христианами Нанкинском университете, где перед ним была поставлена задача найти средства от наводнений и вызываемого ими голода.
Первая исследовательская задача Лоудермилка заключалась в том, чтобы выяснить, почему в воде реки Хуанхэ такое количество глинистых примесей (отсюда и название, означающее “желтая река”). Изучив язык мандарин, Лоудермилк прошел пешком и проехал на мулах более 3000 км, сравнивая нынешнюю ситуацию с описанной в древних документах, и установил, что леса, которые когда-то существовали вдоль реки, позже были вырублены. Он выявил связь между обезлесением и эрозией почв и узнал о том, что у китайцев есть поговорка: “Лысые горы – размытые русла рек”. Когда горные склоны оказались лишенными растительности, водные массы во время сильных дождей смывали с них плодородную почву и вымывали глубокие промоины в земле.
В 1927 г., когда началось коммунистическое восстание, Лоудермилк покинул Китай и продолжил свои исследования в Калифорнии. В экспериментах с дождевателем он выяснилось, что растительность сама по себе хотя и не является большим накопителем почвенной влаги, но выполняет критически важную функцию фильтра: при ее отсутствии взвеси, образующиеся при попадании осадков на почву, “забивают” ее верхние слои и не позволяют воде просачиваться в грунт.
В 1933 г., когда на Средний Запад Соединенных Штатов обрушились печально известные пыльные бури, правительство поспешно создало временное агентство для принятия контрмер и назначило Уолтера Лоудермилка одним из его экспертов c руководящими полномочиями. В 1939 г. он был отправлен в Италию, Северную Африку и Левант, где прошел по следам исчезнувших цивилизаций римлян и египтян в поисках путей создания устойчивого сельского хозяйства.
В Палестину он прибыл накануне Второй мировой войны: “В 1939 г. моя многолетняя мечта стала реальностью, я смог изучить историю почв Ближнего Востока. Палестина представляла для меня особый интерес, так как в Библии представлена самая достоверная и долгая письменная история какого-либо из народов, кроме Китая”.
В Палестине Лоудермилк, по его словам, проехал более 3700 км на автомобиле, еще 1600 км – по Трансиордании, к тому же он проводил наблюдения с воздуха. “В ходе интенсивных полевых исследований, продолжавшихся более трех месяцев, нам помогали ведущие должностные лица Министерства сельского хозяйства, садоводства и лесоводства, почвоведы из Еврейского университета и археологи, которые сопровождали нас во все места в Палестине и Трансиордании, представляющие особый интерес”, – писал Лоудермилк.
Безжизненная Палестина
Чтобы защитить Лоудермилка от нападений арабских террористов, британские власти предоставили ему бронированную машину. Ему было также позволено фотографировать местность с воздуха. То, что он увидел в Палестине, было печальным свидетельством длительного пренебрежения к природе и ее хищнической эксплуатации, которая еще более ускорилась в XIX в. За 60 лет до исследования Лоудермилка в статье, опубликованной в New York Times 3 мая 1880 г., описаны впечатления пастора У. Д. Старси от поездки в Святую землю: “Ничто не может сравниться по заброшенности с большей частью Палестины. Более 20 или 30 миль – ни единого дерева в округе. Леса, существовавшие 30 лет назад (например, на горе Кармель и горе Табор), быстро исчезают”. Да и Лоудермилк в 1939 г. почти повсюду в Леванте обнаруживает “ужасные свидетельства смертоносной эрозии почвы, которая пришла на смену умелому землепользованию предыдущих веков”.
А в доказательствах того, что когда-то Палестина имела процветающее сельское хозяйство, недостатка нет. Лоудермилк приходит к выводу, что крупные города, которые существовали здесь в древности, могли существовать только там, где производилось достаточно продовольствия для обеспечения их населения. В высокогорьях Иудеи и Самарии он также сталкивается со свидетельствами лучшего прошлого: “Одним из наиболее красноречивых свидетельств высокой плотности населения в прошлом является количество заброшенных деревень. В Палестине их тысячи. Так как страна была в основном сельскохозяйственной, они должны были обеспечивать себя продукцией этой земли”. Причину того, почему деревни оказались заброшенными, Лоудермилк понял, осмотрев окружающие их поля и обнаружив там развалины цистерн, террас, акведуков и оросительных каналов: “Они показывают нам, что Палестина еврейского, греко-римского и византийского периодов достигла пика своего процветания, в то время как Палестина более позднего времени стала менее плодородной, а численность ее населения сократилась”.
Его вердикт в отношении современного сельского хозяйства арабских феллахов безжалостен: “Здесь на наших глазах замечательные красноземы смываются с холмов на прибрежную равнину и в Средиземное море, которое они окрашивают в коричневый цвет на всем видимом глазу пространстве. Мы прекрасно понимаем, как подобная эрозия веками растрачивала впустую заброшенные земли. По оценкам, после краха террасного земледелия с высокогорных районов Палестины было эродировано более трех футов (91 см) почвенного покрова”.
В противоположность этому, усилия сионистских фермеров, направленные на сохранение почвы, Лоудермилк оценивает как сенсационные: “Мы были поражены тем, как около 300 колоний справляются с большими трудностями и применяют на древней земле Израиля принципы кооперации и защиты почв… Здесь, в одном из уголков великого Ближнего Востока, проводится тщательная работа по восстановлению плодородия земли, вместо того чтобы оставлять ее без внимания для дальнейшего разрушения... Страна выходит из фазы отсталого низкоурожайного сельского хозяйства, основанного в основном на выращивании зерновых и оливок, и переходит к современной, научно управляемой и высоко диверсифицированной экономике; все более важную роль играют фрукты, овощи, птицеводство и молочные продукты. Деревянный плуг уступает место трактору, ручной цеп – молотилке. Сельская Палестина становится все меньше похожей на Трансиорданию, Сирию или Ирак и все больше – на Данию, Голландию и часть Соединенных Штатов”.
Лоудермилк подробно описывает то, что еврейские первопроходцы сделали для защиты почвы и осушения малярийных болот, и дает собственные рекомендации по улучшению ситуации. Когда Лоудерилк вернулся в Соединенные Штаты и передал свой доклад вице-президенту Генри А. Уоллесу, тот назвал его “самым настоящим сионистом”.
28 марта 1944 г. Беннет Кларк, сенатор из Миссури, родного штата Лоудермилка, выступил с речью, в которой обвинил президента Рузвельта в том, что он не выступил в поддержку создания в Палестине национального дома для еврейского народа и отмены британских иммиграционных ограничений для евреев. При этом Кларк сказал, что прошлой ночью прочел книгу Лоудермилка “Палестина, Земля обетованная”, и настоятельно призвал к этому всех своих слушателей. В Палестине, сказал Кларк, восстанавливается земля, ей возвращается плодородие, данное ей Создателем.
Автор рецензии на книгу Лоудермилка в одном из еврейско-американских журналов написал в 1944 г.: “Вряд ли мы могли подумать, что в дополнение к законам, исходящим из Сиона, получим оттуда и практические уроки по сохранению почвы и землеустройству. Доктор Лоудермилк оказал неоценимую услугу, указав нам на это”.
После ухода из Управления по охране почв в 1947 г. Лоудермилк оказывал поддержку правительствам многих стран, а также Организации Объединенных Наций в реализации мер по защите воды и почвы. Одной из самых важных областей его деятельности стал Израиль, где он также консультировал правительство, а с 1955 по 1957 г. был приглашенным профессором Техниона в Хайфе, где готовил специалистов по защите почв (его имя ныне носит факультет сельскохозяйственного машиностроения). Министр развития Израиля 1950-х гг. Мордехай Бентов однажды даже скаламбурил по-английски: “We don’t need milk powder – we need Lowdermilk” (“Нам не нужно сухое молоко, нам нужен Лоудермилк”).
В сохранении почв Лоудермилк видел свое служение человечеству и обществу. Он считал, что цивилизация ведет постоянное соревнование с голодом. В еврейских поселениях в Палестине он нашел модель для всего мира: “В своих палестинских поселениях, – пишет он, – евреи показали путь к восстановлению и возрождению заброшенного Ближнего Востока”. Но они “даже не приблизились к исчерпанию открывшихся перед ними возможностей”: в долине реки Иордан и на средиземноморском побережье еще очень много почв, ожидающих мелиорации. “Этот проект, – писал Лоудермилк в 1944 г., – мог бы стать конструктивным решением одной из самых болезненных проблем этой войны и послевоенного периода, поскольку он создаст пространство для миллионов еврейских беженцев, которые в настоящее время подвергаются преследованиям во многих странах Европы”.
Но как евреи в Палестине смогли добиться, казалось бы, невозможного и заставить цвести пустыню? “С момента разрушения Храма, почти две тысячи лет, евреи всегда тосковали по Палестине. Именно эта бессмертная надежда на возвращение на родину своих предков давала им силы на протяжении веков преследований, – пишет Лоудермилк. – Достижения, подобные тем, которые я видел в Палестине… возможны лишь в том случае, если человеческим разумом движет идеал, выходящий за рамки отдельного человека и устремленный к народу и его будущему”.
(Перевод с немецкого)
Источник: "Еврейская панорама"
Комментариев нет:
Отправить комментарий