вторник, 31 декабря 2019 г.

Израиль: новые экономические рекорды

С сайта еврей.ком: Израиль: новые экономические рекорды
(31.12-19) В эти дни Управление внешней торговли Министерства экономики Израиля опубликовало данные роста экспорта Израиля в последнее десятилетие, а также — о изменениях в его структуре.
Выясняется, что израильский экспорт товаров и услуг увеличился за 10 лет на 68% и составил 114 млрд. долларов (десятью годами раньше этот показатель составлял 67,7 млрд. долларов).
Причем, речь идет о среднестатистическом показателе. В отношении многих стран израильский экспорт увеличился более чем на 100 %, а в отдельных случаях — в несколько раз (!).
Наблюдается, например, гигантский скачок экспорта в Китай (на 400%), в Великобританию (на 286%) и в Польшу (на 162%).
По данным Управления, рост экспорта в уходящем финансовом году составил 4,5%.
Главными рынками сбыта израильских товаров и услуг остаются ЕС и Северная Америка. При этом доля ЕС за последние 10 лет выросла с 31 до 36%.


📷Весьма интересна и динамика структурных изменений израильского экспорта, все большую долю которого в последнее десятилетие составляли не товары, а услуги. Большая часть из них — относится к сфере высоких технологий.
Объемы израильского экспорта услуг росли в среднем более чем на 10% в год (что почти в 2 раза выше средних показателей роста экспорта), и за последнее десятилетие увеличились на 160% (с 21,5 до 56 млрд. долларов).
В 2018 году экспорт услуг вырос почти на 12% и сравнялся с экспортом товаров.
Такая динамика развития — полная противоположность “сырьевому экспорту”, большими объемами которого может похвастаться, например, Россия или “нефтяные княжества” Персидского залива.
Заметно изменились за последнее десятилетие и направления экспортных потоков.
Наряду с увеличением объема экспорта в страны Азии (в 2009 году на долю этих стран приходилось 18% израильского экспорта, сегодня — 22%) — на 40% возросли поставки израильских товаров и услуг в Латинскую Америку. За последнее десятилетие рост экспорта на этом направлении составил почти 600 млн. долларов. При этом экспорт в Бразилию (см. на сайте материал “Трамп, говорящий по-португальски” — 10.10.18) вырос на 61%, в Чили – на 59%, в Перу — на 44%.
Если учесть, что весь объем “латиноамериканского” экспортного потока в настоящее время (даже с учетом активного роста) составляет лишь около 5% от всего объема экспортируемых Израилем товаров и услуг — можно ожидать, что в дальнейшем это направление израильского экспорта резко увеличится не только в относительных, но и в абсолютных цифрах. Латинская Америка сегодня представляет собой огромный потенциальный рынок, на котором чрезвычайно востребованы технологии, связанные с сельским хозяйством, утилизацией и вторичной переработкой отходов, “зеленой” энергетикой и т.д.
Экспортные возможности Израиля в этих областях весьма велики — так же, как и в сфере электронных систем безопасности и вооружений (еще одна область устойчивого спроса, и не только в данном регионе).

📷Крайне наивно было бы думать, что столь впечатляющие результаты израильской внешнеэкономической деятельности возникли “сами по себе”, без целенаправленных и систематических усилий правительства. Мы вынуждены говорить об этом в свете крайне, скажем так, своеобразного освещения израильскими СМИ неоспоримых фактов израильских экономических успехов.

Откровенно низменное нежелание мобилизованных на поддержку левого лагеря крупнейших израильских СМИ замечать и комментировать многочисленные данные, свидетельствующие об успехе экономической политики правительства Нетаниягу, в последнее время переходит все границы. Между тем — и это хорошо видно из публикуемых Управлением внешней торговли данных — в основе беспрецедентного роста израильского экспорта лежат столь же беспрецедентные меры правительства по его стимуляции и обеспечении. И, прежде всего — на политическом и дипломатическом уровнях.

Данные, что называется, говорят сами за себя.

Только за последние пять лет в соответствии с политикой правительства, Управление ассигновало 430 млн. шекелей на помощь в организации экспорта 1.000 израильских компаний (!), в первую очередь — тем, что нацелены на экспорт в Китай, Индию и Японию.

Особую (часто неоценимую) роль в установлении деловых связей между израильскими и иностранными бизнесменами играет созданная Управлением внешней торговли разветвленная система израильских торговых представительств, которые действуют уже в 45 странах мира, и их число продолжает увеличиваться. В последнее время торговые атташе Израиля начали действовать в Японии, Индии, Китае, странах Латинской Америки.

Во многих случаях именно израильские торговые атташе помогли израильским бизнесменам установить связи с местными предпринимателями. Конкретно — более чем 10 тысячам израильских экспортеров торговые представители Израиля помогли наладить деловые контакты и активно содействовали заключению 1.250 партнерских соглашений, приведших к сделкам на 4,3 млрд. шекелей.

К прямым следствиям продуманной и целенаправленной политики правительства по созданию благоприятного экспортного климата в израильском бизнесе относится и тот факт, что за прошедшее десятилетие число двусторонних договоров о создании или расширении зон свободной торговли, - увеличилось вдвое. Подобные договора были заключены на правительственном уровне с Южной Кореей, Украиной, Панамой, Колумбией и Канадой.

Управление внешней торговли министерства экономики Израиля сообщает, что в настоящее время ведутся активные переговоры о торговых соглашениях со многими другими странами, в том числе с Китаем, Вьетнамом, Россией, Казахстаном, Киргизией, Белоруссией, Арменией и Гватемалой.

Все это, повторим, отнюдь не падает на Израиль с неба, и более того, было бы невозможным при всех усилиях торговых атташе,- если бы Израиль в последние годы (как минимум десятилетие) не шел по пути всемерного развития свободного рынка, борьбы с госмонополиями, поощрения бизнес-инициативы и инноваций в сфере высоких технологий (см. на сайте материал “Размышления о рейтинге” — 18.10.18). То есть, всего того, что называется “экономической политикой Нетаниягу”, и по праву считается “израильским экономическим чудом”.

Россия на карте всемирных гонок: двадцатые годы XXI века

Россия на карте всемирных гонок: двадцатые годы XXI века

К середине следующего десятилетия наша страна сдаст свои экономические позиции буквально по всем пунктам.

Как ни крути, отчитаться об успехах не получится.
© Фото с сайта www.kremlin.ru
Завтра начнутся двадцатые годы. С понятным желанием заглянуть в них и узнать, какими будут материальные достижения нашей державы, обратимся к прогнозам МВФ. Это учреждение доводит свои предвидения до 2024-го. До него же наше руководство подробно расписало «майские указы», «национальные цели» и прочие, как оно выражается, «амбициозные планы». Удобно сравнивать.
А чтобы стало еще удобнее, возьмем десятилетний отрезок и сопоставим сведения за 2014-й с эмвээфовскими предсказаниями на 2024-й. Сразу станет видно, «о чем говорят тренды».
Начнем с самого невыигрышного, хотя и общепринятого способа сравнений — с ВВП, вычисленного по номиналу в текущих ценах.
В 2014-м у 15 стран номинальный ВВП превышал триллион долларов. Это были: США ($17,5 трлн), Китай ($10,5 трлн), Япония ($4,85 трлн), Германия ($3,89 трлн) и другие. Россия ($2,06 трлн) в этом списке занимала девятое месте, в 8,5 раза уступая США и в 5 раз — Китаю.
В 2024-м, если верить МВФ, стран-триллионеров будет уже семнадцать. Вот начало списка: США ($25,8 трлн), Китай ($21 трлн), Япония ($6,26 трлн), Германия ($4,68 трлн), Индия ($4,63 трлн). Россия ($1,94 трлн) отступит на двенадцатое место, уже в 13 раз уступив США и в 11 раз — Китаю.
Сами видите — некрасиво. Поэтому проявим снисходительность к самим себе и спишем неудачу на несколько волн рублевых девальваций, начавшихся как раз в конце 2014-го. Сделаем вторую попытку. Возьмем другой способ подсчета ВВП — по паритетам покупательной способности (ВВП ППС). Его категорически предпочитает наше начальство.
Итак, в 2014-м было 12 стран с ВВП ППС выше $2 трлн, и наша страна была пятой: Китай ($18,3 трлн), США ($17,5 трлн), Индия ($7,4 трлн), Япония ($5 трлн), Россия ($3,9 трлн) и т. д. Вроде бы лучше. Но и при таком способе подсчета размер российской экономики в 2014-м был, соответственно, в 4,7 и в 4,5 меньше китайского и американского. А если сложить величины ВВП ППС всех двенадцати главных экономик ($71,5 трлн), то доля нашей державы достигала 5,5%.
В прогнозе же на 2024-й число государств с ВВП ППС, превышающим $2 трлн, вырастает до 18, а наша держава сдвигается на шестое место: Китай ($39,8 трлн), США ($25,8 трлн), Индия ($17,8 трлн), Япония ($6,51 трлн), Индонезия ($5,33 трлн), Россия ($5,29 трлн) и т. д. Помимо отступления перед индонезийцами, наша экономика к середине двадцатых годов уже в 7,5 раза меньше китайской, в 4,9 раза — американской и в 3,4 раза — индийской. Если же сложить размеры всех восемнадцати главных экономик, то в их суммарном объеме ($138,4 трлн) доля нашей снизится до 3,8%.
Это объясняется тем, что прогнозируемый рост российской экономики в 2014-м — 2024-м будет ниже, чем в четырнадцати главных странах, включая не только быстро поднимающиеся гиганты Азии, но и тихоходные богатые государства (США, Германия, Британия, Франция, Испания). И всего в трех (Бразилии, Японии и Италии) хозяйственные темпы ожидаются еще ниже наших.
Кстати, внимательный читатель заметил, что обгон Германии, провозглашенный вождем в качестве одной из главнейших наших целей, по расчетам МВФ, просто не нужен — немецкий и так ВВП ППС чуточку отстает от российского: в 14-м — на 3,3%, в 24-м — всего на 1,1%. Это немцам стоило бы грезить об обгоне России. И, как видите, надеяться на успех где-нибудь к концу двадцатых годов. Но они об этом почему-то не думают. То ли из-за отсутствия спортивного духа, то ли потому, что немецкий ВВП, определенный по номиналу, превосходил российский в 1,9 раза в 14-м, а в прогнозе на 24-й - разрыв уже в 2,4 раза. Впрочем, мы договорились этот обидный способ подсчета не использовать.
И поскольку речь зашла о грезах, то вспомним и полузабытую — об обгоне Португалии по ВВП ППС на душу населения.
Представьте, в 2014-м дело было буквально на мази: этот показатель составлял у нас тогда 97,4% от португальского. Но к 2024-му он съедет до 90%, если не ниже. Португальцы ускользнули.
Жаль, конечно. Но гораздо серьезнее стоило бы отнестись к тому, что страны-колоссы, о жителях которых принято думать, что они всегда будут беднее нас, не только обгоняют Россию по валу, но и быстро сокращают разрыв в производстве на душу.
В Китае, Индии и Индонезии ВВП ППС, произведенный на одного жителя, составлял в 2014-м соответственно 50%, 22% и 40% от российского. А в 2024-м ожидаются уже 77%, 34% и 52%. Чтобы обогнать нас и в этом, китайцам понадобится еще десяток лет, а прочим — примерно поколение. Не так много.
Теперь несколько слов о державах, к которым у наших властей особый интерес, пусть не всегда дружелюбный, — о Польше и Турции.
В 14-м ВВП ППС на душу был в Польше чуть меньше российского, а десять лет спустя обойдет его в 1,2 раза. Хотя Польша и небольшая страна, общий размер ее экономики составит 30% от величины экономики нашей державы. Что же до турецкого суммарного производства, то с 14-го по 24-й год оно увеличится с 40% от российского до 60%.
Впрочем, численность населения тоже имеет значение. 
Количество держав, в которых обитают больше ста миллионов человек, увеличится за десять лет после 2014-го с 12 до 15. Россия (с неизменными 146 млн жителей) и в 2024-м удержит девятое место — после Индии (1443 млн), Китая (1416 млн), США (338 млн), Индонезии (282 млн), Нигерии (228 млн), Пакистана (225 млн), Бразилии (217 млн) и Бангладеш (175 млн). Суммарное население этой девятки держав вырастет за десять лет с 4072 млн до 4470 млн. Во всех странах, кроме России, число жителей увеличится. В прочих государствах-стомиллионниках, за вычетом одной лишь Японии, — тоже.
Большинство держав-гигантов со стремительно растущим населением (Эфиопия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия) остаются очень бедными. Но некоторые из стомиллионников быстро сокращают отставание и исторически скоро войдут в одну весовую категорию с нашей страной. Например, Вьетнам. Или Египет — его экономика в 14-м составляла всего четверть российской, в 24-м поднимется до 40%, а ВВП ППС на душу достигнет $18,3 тыс. — половины нашего.
А напоследок о том, как будут поживать в двадцатые годы бывшие меньшие братья — прежние союзные республики и страны соцлагеря.
С 14-го по 24-й отставание от России по ВВП ППС на душу увеличит, если верить МВФ, всего одна из них — Белоруссия.
Всех остальных можно разделить на четыре группы. 
На сильно отставшие, но в эти десять лет уменьшающие разрыв. Это Украина, Грузия, Монголия, Молдавия, Узбекистан. 
На отстававшие в 14-м по подушевому ВВП ППС, но к 24-му, как ожидается, готовые нас догнать или почти догнать. Это Казахстан, Румыния и Болгария. 
На слегка отстававшие в 14-м, но уверенно обходящие нас в двадцатые годы. Это Латвия, Венгрия и уже упомянутая Польша. 
Наконец, на обгонявшие еще в 14-м и в дальнейшем увеличивающие разрыв. Это Эстония, Литва и Чехия.
Смотреть свысока на бывших собратьев по социализму станет очевидной глупостью.
В первой половине десятых годов наш режим вместе с жителями страны пожинал плоды предшествующего хозяйственного подъема, нефтебума и возросшего мирового значения державы. К середине двадцатых позади будет долгая история отставания почти во всем и почти ото всех. Назовем этот сценарий базовым. Как оптимист, так и пессимист добавят, что возможны варианты. 
Сергей Шелин

Советы новичкам на Новый Год

Советы новичкам на Новый Год

11
Жизнь в течение года определяет не единственная ночь с 31 декабря на 1 января, а первые 12 дней. То есть ты проведешь первый месяц года именно так, как встретил 1 января. Февраль — как 2 января, март — как 3-е и так далее. Если следовать такой логике, то понятно, почему первый месяц проходит для большинства россиян под знаком похмелья. Медики утверждают: 5 рюмок водки снижают риск плохо встретить Новый год вдвое...
Если только эти пять рюмок будут с одним и тем же напитком. Поскольку первая заповедь — “знай меру” — на Новый год не распространяется, попробуйте придерживаться хотя бы второй: “не смешивай”. Наркологи давно пришли к выводу: алкогольные напитки совершенно не хотят дружить друг с другом. И рано радоваться, если они не попросились наружу непосредственно в новогоднюю ночь. Наутро может дико болеть голова.
Кстати, таким образом свое коварство может показать и безобидное на вид пиво. Специалисты не советуют мешать не только темные и светлые сорта хмельного напитка, но и разновидности одного из них.
— СПОЛЗАЯ ПОД СТОЛ, ВЕЖЛИВО ПОПРОЩАЙТЕСЬ С ГОСТЯМИ...
Запомните: в мире нет средства, чтобы в одночасье привести человека в норму. Придется подождать протрезвления: из организма выводится 0,1 грамма спирта в час на 1 кг веса. Глушить воду бесполезно: “голая” вода может приведет к еще большему солевому дисбалансу. В организм, страдающий от недостатка калия, натрия и общей интоксикации, можно влить минералку. Поможет сбалансировать кислотность и чай с лимоном и медом.
1143400_900
С кофе надо быть осторожным. Стимулируя мозг, кофеин может дать побочный эффект — начнут трястись руки. А от “революции” в животе спасет кефир. Если вы в состоянии есть, подойдут кислые щи. С закислением крови борются остро-кислые средства, значит, можно “дернуть” капустного или огуречного рассола.
— ОГУРЕЦ СОЛЕНЫЙ — РАСТЕНИЕ СЕМЕЙСТВА ЗАКУСОЧНЫХ. УПОТРЕБЛЯЕТСЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ВНУТРЬ.
В новогоднюю ночь употребляются внутрь далеко не одни огурцы. Почему-то именно в этот праздник россиянам не дает покоя слава трех толстяков. Но обжорство чревато последствиями...
1. Не голодать 31 декабря! Многие боятся перебить аппетит и не подходят к еде весь день. Диетологи утверждают: чтобы не лопнуть за праздничным столом, нужно прожить последний день года как ни в чем не бывало — обычно питаясь. А “оставить место в желудке” поможет воздержание от пищи с 19 до 23 часов.
2. Долой нарезки! И без того присутствующей на повседневном столе колбасе нет места на праздничном. Съешьте лучше кусок натурального мяса. Оно полезнее.
3. Воздержитесь от чеснока и лука! И вовсе не из-за их резкого запаха: они сильно возбуждают аппетит.
4. Больше “силоса”! Подвиньте поближе блюдо со свежими овощами и фруктами. Благодаря этим продуктам вы лишний раз не потянетесь к бутерброду.
— ЗАЛЕЗАЯ В ВАННУ, ВСПОМНИ, В КАКОЙ КАРМАН ПОЛОЖИЛ МЫЛО!
Трудно в разгар праздничного веселья оставаться “незапятнанным”: то рюмку на тебя опрокинут, то еще какое-нибудь безобразие отразится на одежде. Вот перечень самых распространенных пятен и способы борьбы с ними подручными средствами:
22
• Жевательная резинка: приложите к ней кусочек льда и подержите его несколько минут. Жевательная резинка замерзнет и легко снимется.
• Красное вино: залитую ткань сразу же посыпьте солью. Затем грязную соль снимите и насыпьте еще, потом выстирайте изделие в горячей воде. Для трикотажа: пятно натереть мылом и сразу же смыть водой.
• Шоколад: пятно замыть водой и обработать смесью глицерина с яичным желтком. Затем тщательно смыть теплой водой. Свежие пятна легко смываются обычной водой. Застарелые — смесью раствора аммиака пополам с глицерином и затем — водой. А еще можно использовать кипящую мыльную или очень соленую воду.
• Пиво: загрязненное место протереть теплым нашатырем, затем простирать ткань теплой водой с мылом.
• Растительные и животные жиры: для удаления пятен со светлых тканей можно использовать крахмал, мел или тальк. Посыпьте ими ткань с обеих сторон, накройте чистой белой бумагой и прижмите грузом. На следующий день тщательно выбейте и почистите. Хлопчатобумажную ткань чистят нашатырем, а затем проглаживают через промокашку. Для трикотажа и шерсти используйте крахмал: им надо засыпать пятно на несколько часов.
• Кофе, чай, какао: при помощи ватного тампона пятно надо смазать глицерином и смыть раствором мягкого моющего средства. Затем участок промыть ваткой, смоченной водой комнатной температуры. Пятна от какао удаляются только водой. А еще свежие загрязнения от кофе, какао и шоколада можно посыпать поваренной солью или кашицей из соли и глицерина, а потом — в стирку.
kak-udalit-pyatno-ot-parafina
• Свечной воск: счистите самые крупные куски с одежды, положите ткань между двумя листами рыхлой бумаги (бумажными полотенцами) и прогладьте конструкцию горячим утюгом. Меняя полотенца, повторить несколько раз. Затем простирать ткань в прохладной воде.

ЛЕВ СИДОРОВСКИЙ: ПЕРЕД ЕГО «МАДОННОЙ» ЛЮДИ МОЛЯТСЯ…

ЛЕВ СИДОРОВСКИЙ: ПЕРЕД ЕГО «МАДОННОЙ» ЛЮДИ МОЛЯТСЯ…

 17,095 просмотров всего, 16 просмотров сегодня
Разве мог он представить в те адовы дни, что пройдут годы — и как раз на месте сожжённого гитлеровцами родительского дома и других соседских домов построят здание Белорусского художественного музея, и будут там его картины…

Лев Сидоровский

[Дебют]Перед его «Мадонной» люди молятся…

В Нью-Йорке скончался гениальный художник, бывший ленинградец Марк Клионский

ТЕЛЕФОННЫЙ звонок из Нью-Йорка ошеломил: 
«Вчера умер Марк Клионский». Потом весь день не мог я найти себе места. Снова и снова перелистывал подаренные Марком альбомы с репродукциями его картин, офортов. В памяти всплывало многое. Как, например, весной 1991-го, когда мы наконец-то на берегу Гудзона встретились и я ему признался в стихах, что все прошедшие годы помнил «ваш дом и вашу мастерскую у Володарского моста…», Марк прослезился.

                                                       * * *

ДА, часто бывал в той мастерской, где, казалось, всё пространство заполняли г л а з а: и глаза художника, словно вобравшие в себя самую боль Земли; и глаза — на его листах, на его холстах, большие и грустные, потому что перед этими глазами тянулась колючая проволока…
Марк Клионский. Таким я его встретил в Нью-Йорке...
Марк Клионский. Таким я его встретил в Нью-Йорке…
Разве мог он представить в те адовы дни, что пройдут годы — и как раз на месте сожжённого гитлеровцами родительского дома и других соседских домов построят здание Белорусского художественного музея, и будут там его картины…
Один из подаренных мне альбомов
Один из подаренных мне альбомов
На стене его мастерской я прочел:
 «Тот, кто не помнит прошлого, осуждён пережить его вновь»

Марк Клионский. Гонимый народ
Марк Клионский. Гонимый народ
Он и художником-то стал именно потому, что тогда, в сорок первом, в такие глаза насмотрелся вдоволь — когда брели с сестрёнкой в толпе столь же обездоленных из Минска, и распластывались на пыльной дороге, по которой скользили тени фашистских самолетов, и еще тесней прижимались друг к другу… И стало еще понятнее, почему он создал пронзительную серию офортов под названием: 
«Чтобы люди не забыли»…
Колыбельная
Марк Клионский. Колыбельная
Еврейский мальчик. Одиночество
Марк Клионский. Еврейский мальчик. Одиночество
Учитель
Марк Клионский. Учитель
Теперь, когда празднуется День Независимости Израиля, демонстранты носят по улицам американских, европейских и израильских городов сильно увеличенные репродукции с этих офортов — в память о Катастрофе.
Демонстрация на 5-й Авеню. Нью-Йорк
Демонстрация на 5-й Авеню. Нью-Йорк
И конкурс на сооружение скульптурного комплекса о Холокосте когда-то тоже выиграл… живописец Клионский).
Он работал исступлённо, но чиновников от искусства это только раздражало. Его картины в л а с т ь откровенно игнорировала.
И тогда художник сделал выбор…

                                                    * * *
ПОЧЕМУ, как он сам объясняет, решил «свалить»? По двум причинам. Во-первых, став художником, вынужден был вступить на тот путь, по которому шло всё советское искусство, — путь без поиска, без всякого намёка на какой-то эксперимент. С тоскою ощущал себя как бы трубой в огромном оркестре, а ведь ему хотелось петь с в о и  п е с н и, выражать себя и только себя! Вот и отправился в страну, где смог начать новый путь — к  с а м о м у с е б е… Ну и вторая причина — обыкновенный, рядовой, так сказать, антисемитизм: не мог вечно чувствовать себя человеком второго сорта; не мог смириться с тем, что какая-то посредственность — только потому, что с «пятым пунктом» там всё в порядке, — имеет право, по своему положению в обществе, всегда быть выше его. Противно…
Кстати, выставки его картин во многих уголках Земли уже имели шумный успех, но самого Клионского никуда не выпускали и выставляться в родном отечестве не позволяли. Например, еще в 1961 приехал из Лондона мистер Эстрик, увидел работы Клионского и попросил, чтобы двадцать шесть из них ему позволили показать на Западе. Получив разрешение, первым делом в Лондоне, в «Гросвенор галери», организовал совместную выставку «двух Марков» — Клионского и Шагала… Затем — Париж, Нью-Йорк, Африка, Австралия, Новая Зеландия, Цейлон… В Риме эту экспозицию торжественно открывал сам тогдашний глава Верховного Совета СССР Подгорный, но присутствовать на торжестве автору опять-таки не полагалось… «Портрет папы Иннокентия X», гениально написанный Веласкесом, Марк с черно-белой фотографии копировал раз двадцать, мечтал увидеть оригинал — там, в Риме, в галерее «Дориа-Памфили», но в Италию его не выпускали. Правда, однажды Союз художников наконец дал разрешение на двухмесячную поездку, однако тут же нашлись бдительные люди из известного дома на Литейном, которые сказали: «Нельзя. В Италии — красивые женщины». Марк возражал: «Мне это не опасно, потому что у меня самого красивая жена, которую очень люблю, и дочек нежно люблю тоже…» Увы, не убедил… И в Испанию, якобы по той же причине, не выпустили тоже…
Однако после всех мытарств, после постоянного общения с «опекуном» из КГБ от родной земли отрывал себя с болью, с кровью… А тут еще таможенники устроили издевательство: за каждую картину, которую хотел взять с собой, потребовали дикую сумму, даже — за его детские рисунки. Спасибо людям: дали взаймы. Но на всё денег, конечно, не хватило. Пришлось многие холсты самому резать ножом и куски раздавать приятелям, на память…
Марк Клионский. Письмо
Марк Клионский. Письмо

                                                       * * *

ПЕРВЫМ ощущением от Вены было: «С в о б о д е н! Никому, кроме семьи, ничем не обязан! Ни от кого не завишу!» И главное: теперь как художник СВОБОДЕН ВЫРАЖАТЬ СОБСТВЕННУЮ БОЛЬ… Вскоре, уже в Риме, получил заказ на портрет папы Павла VI — так оказался в Ватикане. Особенно вспоминает одну ночь в Венеции. Марк пришел на площадь Святого Марка, где играли оркестры, где танцевали люди, куда долетали песни гондольеров. Он лёг на теплые плиты перед Палаццо Дожей, и слушал эту музыку, и смотрел в небо, полное звезд, и обливался слезами от счастья…
Ну а в Нью-Йорке, у трапа, его ждали… телерепортеры. Это ошеломило: ведь не привык считать себя знаменитым. Уже назавтра его останавливали на улице, звонили, скоро появились первые заказы. Даже один из Ротшильдов как-то пожаловал…
Поселились сначала в Квинсе, и там, в крохотной студии, написал около шестидесяти картин для первой выставки на Мэдисон-авеню. Он понимал, что в этом Новом Свете должен найти с в о е  место — честное, достойное. Поэтому вкалывал как вол. За всю свою жизнь в СССР не сделал и десятой части того, что за первые десять лет в Штатах…
Ну, например, серия, выполненная как бы в сюрреалистической манере, которую, впрочем, кое-кто из критиков называет «неореализмом», — это для Марка было невероятно интересным: как полёт во что-то, совсем не- известное. Открывала эту серию картина «Исход»: она — и о трагизме исхода евреев из России; и о собственной боли, с которой покидал родину; и о том, что земля отцов дорога художнику — без всякой политики, без всякого национализма, еврейского, русского, а просто тем, что она — р о д н а я…
Исход
Марк Клионский. Исход
О той, первой его здесь выставке, «Нью-Йорк таймс» писала: «Это — совмещение русской и американской культур…»
А потом начал опять приходить к тому, с чем уехал из России: именно в родной, реалистической манере сделал около пятидесяти картин об американской жизни — по сути, это смесь русского жанра с американской почвой…
А затем ему показалось, что на родине ожидается что-то интересное, новое, и написал большой холст, своеобразный триптих: «Россия беременна». Чувствовал: там что-то должно родиться! И действительно: началась Перестройка. Эта картина положила начало новой, «российской» серии… Как-то приютил у себя на неделю одну русскую бабку. Развернула она хлебушек, «бородинский». Поели. Остался кусочек, она его — снова бережно в тряпочку. Художника это жутко тронуло. Несколько дней потом писал ее портрет — и получилась картина, тоже триптих: «Мы — не рабы».
Рабы не мы!
Марк Клионский. Рабы не мы!
Следующие холсты этой серии (например — «Кому повем печаль свою?») выполнены уже в несколько иной, более усложненной форме. Пояснил:
— Мне кажется, таким образом можно более остро выразить мою идею. Очень хочу показать американцам мою Россию, сердце по которой болит днем и ночью…
В «Галерее Арманда Хаммера», на 57-й стрит, среди работ Клионского много великолепных портретов. Портретист, известнейший не только в Штатах, он, например, при мне получил письмо от президента Мексики — с просьбой запечатлеть свою персону. Конечно, среди «моделей» — люди, в первую очередь, знаменитые и богатые. Но часто, для себя, Клионский писал не богатых, а и н т е р е с н ы х. К примеру, Гаррисон Солсбери — один из самых мудрых знатоков искусства в мире (кстати, он приходил к Марку еще в ленинградскую мастерскую); или его коллега Джон Рассел; или — митрополит Ириней, первоиерарх Православной Церкви в Америке; или — философ Эли Визель; или — Виктор Хаммер, брат Арманда, владелец картинной галереи…
Между прочим, портрет миллионера Арманда Хаммера писал не по своей инициативе, а по его просьбе и, если приглядеться, вовсе ему не польстил: сделал его типичным Шейлоком… Вообще богачей не очень щадил. Не мог изображать сладкие лица. Писал, что чувствовал…
Однажды узнал о человеке который во время войны выкупал узников из Освенцима: за 250 миллионов долларов спас тысячи жизней! Его имя — Вильям Розенволд. Написал ему: «Мечтаю сделать Ваш портрет». Ответ, переданный через адвоката, состоял из нескольких условий. Главное: «Согласен позировать только два раза по двадцать минут». Так, всего за сорок минут, был написан маслом большой портрет хорошего человека…
А Голда Меир уделила художнику полтора часа.
Голда Меир
Марк Клионский. Голда Меир
Клионскому было важно показать на холсте не только премьер-министра, но и усталую, много пережившую, заботливую мать многострадального народа. Во время сеанса привел ей фразу из Библии: «Если не я — себе, то кто — мне? Если не сейчас, то — когда?» Она улыбнулась:
— К этому можно еще добавить: «Если я — только для себя, то — кто я?»

                                                      * * *

У НЕГО — выставки были по всему миру. О нем сняты фильмы… В одном из его каталогов меня потрясла картина «В руках Бога»: Мадонна с младенцем в лучах небесного сияния полыхнула, словно солнце… В горле ощутил комок… Поведал об этом Марку и услышал:
— Когда-то в Риме, в Соборе Святого Петра, увидел, как перед «Пиетой» Микеланджело люди на коленях молятся. Понял, что это для художника — самая большая честь… И вот теперь в прославленной «Галерее Богородиц» знаменитого Кристального Собора в Лос-Анджелесе люди так же, на коленях, молятся перед этой моей картиной, на которой — Ирочка с внуком… Конечно, это — счастье…
В руках Бога
Марк Клионский. В руках Бога
Считает, что Ирочку дал ему Бог. Пришел однажды на Моховую, в Театральный институт, и увидел там ее — дивную, неземную… Сказал: «Хочу писать ваш портрет»… Потом бродили по городу — это была их первая белая ночь… Она стала его женой, его Музой. И дочери — Наденька, Леночка — тоже его музы: все они — в его картинах. Сейчас Надя — художница, а Лена — известный музыкант, пианистка, гастролирует по всему миру, выступала и на невском берегу, в Большом зале Филармонии…

                                                        * * *

ОКАЗАВШИСЬ в Нью-Йорке, позвонил ему, и Марк встретил гостя из Питера на Бродвее, в своей пятисотметровой квартире. Потом, после долгих разговоров, уже ночью, он вёз меня на своей «Ауди» по Манхэттену и при этом задушевно пел: «По бугоркам, по тихим косогорам плывёт, качаясь, круглая луна…» И вдруг — грустно:
— Тут есть одно местечко… Когда едешь по Парк-авеню, то попадаешь на один мостик, который очень напоминает тот, что в Питере, через Лебяжью канавку. Всегда жду, что вот сейчас машина спустится с мостика — и тряхонёт, и словно вспорхнёшь — как там, на набережной Невы. Но, увы, такое не происходит никогда…

                                                           * * *

БЫЛА слякотная питерская зима самого начала 70-х. Клионский лежал с температурой. Вдруг кто-то пришел в гости и в разговоре между прочим сказал, что Паша Луспекаев, замечательный артист БДТ, погибает: с ногами — беда, гангрена. «Есть, говорят, одно лекарство, в Голландии, вот его название, но как достать?» — развел руками гость. Марк молча встал, оделся, взял все деньги, что были дома, и поехал в аэропорт.
В Москве разыскал представительство голландской авиакомпании — КЛМ, обратился к господину Бултхаузу: «Друг умирает. Очень нужно вот это лекарство». — «Какой валютой будете платить?» — «У меня в международном банке есть счет за выставку в Лондоне. Переведу». — «Хорошо. Сейчас свяжусь с Гаагой. Зайдите часа через три…»
Поехал в банк, а там: «Нет, выдать доллары не можем».
Отправился в Министерство культуры. Прорвался в кабинет Фурцевой. Рассказал о Паше. Та Луспекаева знала. Всплеснула руками: «Чем могу помочь?!» — «Екатерина Алексеевна, дайте телеграмму послу в Голландии, что лично Вам нужно это лекарство». — «Непременно. Вот — доверенность: встречайте вечером самолет, лекарство наверняка будет».
Вечером в аэропорту предупредил обо всем начальника таможни, вместе ждали лекарство, но из-за непогоды лайнер не прибыл…
Сообщил о неудаче в приемную Фурцевой. На всякий случай (уже был очень поздний вечер) позвонил господину Бултхаузу, но трубку там подняли: «Приезжайте, лекарство вас ждет». — «Спасибо. Однако заплатить нечем: валюту банк не выдал». — «Приезжайте…»
Господин Бултхауз подал Марку коробку с драгоценным содержимым (оказывается, днем из Гааги добрался другой самолет), а Марк ему — семьдесят рублей. «Не густо», — покачал головой представитель КЛМ и бросил деньги в сейф.
К ночи Марк был дома. Тут же через знакомых передал лекарство Луспекаеву. Спустя пять дней от Фурцевой с нарочным поступила точно такая же коробочка, только — с надписью: «Марку Клионскому, который умеет дружить». Она сразу тоже ушла по назначению.
А еще через месяц в его мастерскую, опираясь на палку, ввалился Павел: «Маркуша! Дорогой! Ты же меня спас! Давай побратаемся!» Они обнялись. Павел обещал Марку больше никогда не курить, не пить. Для его болезни и то, и другое было убийственным. Но слова не сдержал…

                                                          * * *

РОВНО через двадцать лет (день в день!) после того, как Клионский был вынужден покинуть Питер, его принимали на невском бреге, в Мраморном дворце: художник дарил Русскому музею портрет Ростроповича. Маэстро тоже был в зале. Марк Владимирович сказал:
— Этот портрет хотели приобрести в Вашингтоне, в «Кеннеди-центре», но мы с Мстиславом Леопольдовичем решили — пусть он лучше будет дома, в России, в Петербурге…
Ростропович добавил:
— Меня всегда тянуло к художникам. Особенно к таким, которые способны заглянуть в н у т р ь своего персонажа. Я это их свойство чувствовал, когда встречался с Пикассо, Шагалом, Дали, Сикейросом… Вот и Марк Клионский, с которым мы давно дружим и которого я очень люблю, по-моему, в этом портрете мою душу разглядел…
Марк Клионский и Мстислав Растропович при передаче в дар Русскому музею портрета музыканта. Июнь 1994 г.
Марк Клионский и Мстислав Растропович при передаче в дар Русскому музею портрета музыканта. Июнь 1994 г.
После церемонии мы шли вдоль Невы, и Марк жадно оглядывал всё окрест. Вздохнул:
— Понимаешь, я люблю и Нью-Йорк, и Лондон, и Париж, и Венецию, и Мадрид, но сердце все-таки — здесь. А самое-самое главное для меня место в мире — во-о-он на том берегу, у сфинксов, где моя родная Академия художеств…
                                                                                            Санкт-Петербург