Саламоне Росси – еврейский композитор 16-17 веков
(из книги Алика Гомельского “История. Поиск истины”)
Всему миру известны композиторы-евреи: Ф.Мендельсон, Дж.Мейербер, Ф.Галеви, Г.Малер, Ж.Оффенбах, брат и сестра Гнесины, И.Кальман, Дж.Гершвин, А.Шёнберг, К.Вайль, Х.Венявский, Л.Бернстайн и другие (еврейская кровь текла в жилах Иоганна Штрауса и Альфреда Шнитке). Но сегодня загляну в глубь веков. Лет на 400 с лишним и представлю вам современника Клаудио Монтеверди (он по сути первый оперный композитор) и Вильяма Шекспира, итальянского еврея Саламоне Росси.
Родился Саламоне в августе 1570 года в Мантуе (Ломбардия). Прославившись мастерской игрой на виоле, в 1587 году он был приглашён как певец и скрипач мантуанским герцогом Винченцо I Гонзага ко двору. Вскоре С.Росси занимает пост капельмейстера, его инструментальные и вокальные композиции становятся в Италии широко известны. В 1589 году он выпускает собрание из 19 канцонетт для трёх голосов. В 1607—1608 годах издаёт двухтомник с симфониями для 3-х и 4-х голосов — короткие, достаточно простые, как правило, разделённые на две части пьесы. Всего, Саламоне Росси опубликовал в Италии около 150 своих сочинений в области светской музыки. Но не только светской…
В 1605 году, Леоне де Модена (венецианский еврейский учёный и раввин, поэт, учитель и проповедник, который кстати перевёл на древнееврейский поэму Ариосто «Неистовый Роланд») декретом раввината разрешил использовать в синагогах многоголосую хоровую музыку и пение. Начиная с этой даты, Саламоне Росси создаёт также и еврейскую духовную музыку. В частности в 1623 году он пишет «Песнь песней» царя Соломона (השירים אשר לשלמה, Ha-Shirim Asher li-Shelomoh), содержавшие восьмиголосое исполнение «Адон Олам» и «Kадиш» в двух вариантах. По своему стилю эти сочинения относятся к музыке раннего барокко и исполнялись при праздновании Шаббата и иудейских религиозных праздников в синагоге.
Что ещё примечательно, в Мантуе, при герцогском дворе, также находилась в качестве певицы сестра Саламоне, Европа Росси. Будучи по сути первой еврейской оперной певицей она также была одной из первых профессиональных оперных певиц мира.
Следы Саламоне и Европы Росси теряются около 1628-1630 года. Предположительно, они погибли вследствие вызванных австрийским наступлением (во времена войны за Мантуанское наследство) антисемитских погромов либо последовавших за этим эпидемий.
Через 200 лет после этого, во время своей поездки по Италии, барон Эдмон де Ротшильд случайно приобрёл собрание старых нотных записей, содержавших 52 музыкальных произведения, подписанных именем «Salamone Rossi Ebreo» («еврей Саламоне Росси»). Вернувшись в Париж, барон Ротшильд передал обнаруженные им музыкальные сочинения кантору парижской синагоги.
“Адон Олам” (начало 17 века):
Соната “Sopra la Bergamasca“:
В качестве презента преподношу вам несколько неожиданную запись.
Это традиционная еврейская молитва “Кадиш” (прославляющая святость имени Б-га и Его могущества и выражающая стремление к конечному искуплению и спасению) заканчивается очень известными словами: “Осэ шалом бим ромав, Гу ясэ шалом алейну вэ гаколь Исраэль, вэ имру амэн”. Что в переводе звучит как: “Творящий мир в высях своих, Он сотворит мир нам и всему Израилю, и мы говорим “Аминь””. Изюминка же этой записи в том, что музыкальному сопровождению – 400 лет (приблизительно 1622 год, то есть за 56 лет до рождения Антонио Вивальди). Итак, “Кадиш” в стиле позднего Ренессанса (или раннего барокко). Для интересующихся – скидка на статью о “Кадиш” в Википедии…
“Кадиш” (начало 17 века):
Комментариев нет:
Отправить комментарий