среда, 6 ноября 2019 г.

Михаил Лобовиков | День Алии

Михаил Лобовиков | День Алии

О том, как три репатрианта из трех диаспор придумали отмечать День Алии.
Photo copyright: pixabay.com
7 число месяца Хешван – это День Алии. Официальный памятный день. Как День Иерусалима. Но мало кто знает, что у Дня Алии есть две даты – 7-ое Хешвана, и 10-ое Нисана. И историю этой двойной датировки совсем мало кто знает.
Идею отмечать День Алии придумали мы втроем – «англичанин» Йонатан Явор, «американец» Джей Шульц, и я. Три репатрианта из трех диаспор, встретившиеся в Эрец Исраэль. Мы встретились в тель-авивском кафе обсудить нашу совместную «шмиру» – ночное дежурство добровольцами организации «АШомер АХадаш», но от сионизма быстро пришли к выводу, что очень странно, что в стране олим, созданной для алии из галута обратно домой, нет ничего, что отмечало бы этот феномен.
Дальше все было просто – написали текст законопроекта, и попросили депутата от Ликуда Мики Зоара подать его. Он, не раздумывая, согласился, и так появился этот закон, имеющий уникальную формулировку: «день Алии, приходящийся на 10-ое Нисана, отмечается в Израиле 7-го Хешвана». Эта тот случай, когда удалось втиснуть фундаментальный кусок нашей истории в одно предложение закона, со всеми далеко идущими последствиями.
10-ое Нисана было выбрано нами как дата перехода Йегошуа Бен-Нуном реки Иордан при вхождении в Эрец-Исраэль вышедшего из Египта народа. Первая Алия, первое возвращение из изгнания. Возвращение, сформировавшее наш народ после дарования Торы и 40 лет скитаний в пустыне. Но эта дата часто выпадает на школьные каникулы перед Песахом, и на отпуск Кнессета. Поэтому было предложено – Зеэвом Элькиным, активно поддерживавшим законопроект – определить альтернативную дату, 7 Хешвана.
Потому, что эта дата выпадает на недельную главу Лех-Леха – о «первом свидании» с Эрец-Исраэль, после получения Аврамом указания идти в «страну, которую ему укажут». Тогда же он стал Авраамом, «отцом великого народа», как ему было обещано. Но кроме этого, 7-го Хешвана евреи начинают просить в молитве «Амида» о дождях, столь необходимых для плодородства этой самой страны. К 7 Хешвана последние евреи, ушедшие в Иерусалим в паломничество к Храму в праздник Суккот, возвращались домой. И можно было открывать сезон дождей…
Все эти даты несут одну смысловую нагрузку. Наше национальное будущее связано с нашим историческим прошлым. И с нашей страной, являющейся необходимой основой для обеспечения этого будущего. Именно на этой связи между нашим наследием и нашей страной и базируются наши национальные права на самоопределение в Эрец-Исраэль. Поэтому День Алии – это еще одно подтверждение этих наших национальных прав.
Алия невозможна без понимания этой связи между нашей традицией и нашей страной. Человек, отрицающий одну из переменных этого уравнения, никогда не поймет страну, в которой живет. И никогда полноценно не почувствует ее своим домом, с его уникальными особенностями. И будет жить в Эрец-Исраэль как «улитка», таща на спине раковину, полную теней прошлой жизни. Которые будут мешать ему легко войти в новый мир его древнего народа.
Поэтому День Алии позволяет всем напомнить себе и другим все то, что делает Израиль нашим Национальным Домом. Который у нас только один, и только в котором мы можем раскрыть свой – даже нам самим во многом неизвестный – национальный потенциал. Именно в этом раскрытии наших возможностей и заключается Алия. И именно уже достигнутые в этом успехи мы отмечаем 10-го Нисана и 7-го Хешвана.
Хорошего и успешного Дня Алии всем!


Комментариев нет:

Отправить комментарий