Миссия Иосифа Бегуна.
Борис
Гулько
Национальное
движение советских евреев, тлевшее сквозь всю историю СССР и разгоревшееся под
влиянием чуда Шестидневной войны июня 1967 года, явилось одним из определивших
историю ХХ века. Начатое единицами и десятками пассионарных личностей, оно
постепенно захватило сотни тысяч и разрушило одну из двух супердержав последней
трети века. СССР, построенный с расчётом на единомыслие или, по крайней мере,
на покорность своих граждан, не выдержал давления изнутри. Четверть века длилось
противостояние евреев режиму, и Союз рухнул.
Одна из наиболее
героических личностей этой борьбы Иосиф Бегун, из первых повстанцев движения,
18 лет противостоял репрессивному аппарату «империи зла». В 2018 он издал году
книгу воспоминаний и мыслей об этой борьбе – «Скрепляя связь времён…». После
чтения мемуаров и дискуссий с автором о наших расхождениях, я обнаружил, что
книга Иосифа и его понимание нашей борьбы живо касаются сегодняшней жизни и поэтому
актуальны.
Борьба была «нашей»,
поскольку с 1979 по 1986 год нам с женой Аней тоже пришлось участвовать в
движении «отказников», хотя эти наши 7 лет, с тремя голодовками и месяцем
демонстраций с ежедневными арестами, были курортом по сравнению с «хождением по
мукам» Иосифа. Две ссылки – проведённые в колымском краю суммарно три года, а
затем более четырёх лет из «семи плюс пять», отсиженных по пресловутой 70-й
статье в пермских лагерях и Чистопольской тюрьме, выделяли Бегуна как наиболее
преследовавшегося участника движения. Я не знаю никого из отказников кроме Бегуна,
получивших более одного срока. Чем он был столь ненавистен властям?
Одна из причин –
заключение не ломало его, он был несгибаем. После первой отсидки – есть шансы
прописаться в своей квартире в Москве и вернуться к обычной «отказной» жизни. Но
Иосиф отправляется на суд руководителя Московской Хельсинской группы Юрия
Орлова, состоявшийся 17 мая 1978 года. Был такой путь продемонстрировать
поддержку подсудимому и оппозиционность властям – прийти к зданию неправого
суда. В зал не пускали – там находились только специальные «представители
общественности». Началась эта форма протеста со знаменитого политического
процесса Даниеля и Синявского в январе 1968 года. Юлий Ким пел о пришедших на
тот суд:
И вот стоят лицо
в лицо, и суть не в поколеньях,
Не сыновья против отцов, а сила против правды,
Видать, опять пора решать, стоять ли на коленях,
Иль в Соловки нам поспешать, иль в опер-лейтенанты.
Ах, как узок круг
этих революционеров.
То-то так легко их окружили во дворе…
«Юрий Орлов как председатель Хельсинского
комитета много помогал отказникам. Так я «оправдывался» перед друзьями,
убеждавшими меня не ходить на этот суд», – описывает Бегун свои мотивы. Тот
поход стал вступлением к его второй посадке.
После третьего
суда Иосиф оказался в 37-й зоне пермских лагерей, «относительно мягкой». Но не
для него. Бегун: «После десяти карцерных суток меня возвращают в зону. И тут
обнаруживается…: все книги мои забрали (Иврито-русский словарь, сборник
рассказов на иврите)… Мне не оставалось ничего другого, как объявить голодовку.
Она продолжалась больше двадцати дней, во время которых меня снова бросили в
карцер». Нам, не прошедшим сквозь такое, не представить себе – что такое долгая голодовка в ледяном карцере…
Но главная
причина столь безжалостной борьбы супердержавы против одного еврея, не бандита
или расхитителя социалистической собственности, а интеллигента и кандидата наук
– его просветительская деятельность. Он был «культурником», как называли
евреев, центром деятельности которых была не эмиграция, а стремление вернуть
нас к своим корням. Первые две посадки Иосифа связаны с его борьбой за
легализацию преподавания в СССР иврита – языка священных текстов и современного
государства Израиль. Были и другие преподаватели иврита, но только Иосиф,
преследуемый по людоедскому закону о тунеядстве, отказался оформляться
«секретарём» к кому-нибудь, имеющему право иметь секретаря или как-нибудь ещё легализоваться,
а требовал зарегистрировать себя как преподавателя запрещённого в СССР языка иврит.
Какой безумной была та страна – запретить язык! Могли бы запретить щебетать
птицам, блеять козам. Запретили евреям их язык.
«Культуртрегерство»
Бегуна расширялось. Третья посадка, самая серьёзная – за составление им
сборника «Наше наследие» (отрывки из книг Рамбама. Бубера, Галеви, Бялика,
Агнона и других) и подготовку симпозиума по еврейской культуре. Преподавание
иврита и попытки восстановить в СССР еврейскую культуру являлись самыми
ненавистными действиями для советских властей. Это был действенный способ поставить
ситуацию на попа: вынудить власти отпустить человека или посадить его.
Позволить проводить такую идеологическую диверсию против своей идеологии коммунисты
не могли. Создателю журнала «Евреи в СССР» профессору Александру Воронелю и его
первым сменщикам позволили эмигрировать. Но Виктора Браиловского, последнего
редактора этого журнала, в 1980 году оправили на 5 лет в ссылку.
Бегун предлагает
определить ту борьбу супердержавы против еврейской культуры как
национально-культурный геноцид (НКГ) – превращение советских евреев в
«манкуртов» – термин из известного романа Чингиза Айтматова, который он
использует. Я в те годы принадлежал к диссидентской ветви советской культуры,
кончине которой позже посвятил эссе «Памяти нашей культуры», и ситуацию столь
мрачно не воспринимал. Моё еврейское образование, как у многих тогдашних еврейских
интеллигентов, начиналось и кончалось рассказами Бабеля и романами
Фейхтвангера. Когда мы 15 мая 1979 года подавали прошение о разрешении покинуть
«Совок», наши планы не шли дальше эмиграции в центр шахматной жизни Европы – в
Германию. Выступление в «Бундеслиге» обещало безоблачное существование, а
турниры гроссмейстеров в прелестных европейских городах – интересную жизнь шахматных
профессионалов. Мы с Аней надеялись бороться за высшие титулы в шахматах. Семь
отказных лет перечеркнули эти планы, но дали нам кое-что более значительное.
Читая в книге
Бегуна список изъятых у него гебешниками перед его третьей посадкой книг, я встречаю
памятные мне по моим отказным университетам. Важной для зарождения еврейского самосознания
отказников была талантливая адаптация романа Леона Юриса «Экзодус», значительно
превосходящая первоисточник. Уже в Америке я прочёл его целиком и обнаружил,
как замечательно переводчик улучшил роман, выбросив из него дурацкую любовную
линию. Фабула романа о трагичной истории корабля «Экзодус» фиктивна. Куда
правдивее она отражена на гениальной картине Марка Шагала «Экзодус 1947». Почему-то
этой картины нет в интернете. Но в пору отказной борьбы книжка Юриса была важна
для нас.
Вижу в списке
изъятых у Бегуна две истории евреев: Сесиля Рота и Ш.Этингера, ксерокопию
романа Говарда Фаста «Мои прославленные братья» о восстании Маккавеев. Не те же
ли это экземпляры, что успел прочесть и я? Книги тогда ходили по кругу
отказников.
Спустя
десятилетия пришло понимание, насколько важными были для нашего духовного
развития отказные годы. Когда в мае 1986 года нашей семье удалось вырваться из
СССР, мы отправились не в Германию, а в Израиль. Впрочем, вскоре перебрались на
более плодородную шахматную почву США. Нашим первичным еврейским образованием
мы обязаны движению «культурников» отказной среды.
Вернуться на
свободу Бегуну удалось зимой 1987 года. Этому предшествовало небывалое событие:
женщины-отказницы провели на Арбатской площади серию демонстраций с
требованием: «Свободу Иосифу Бегуну!» Демонстранток избили, но Иосифа вскоре
освободили.
Бывали
демонстрации в свою защиту. Но тут защищался другой человек – лидер духовного
возрождения российского еврейства.
Бегун не был бы
Бегуном, если бы просто так с благодарностью принял от своих тюремщиков
свободу. От него требовали подписать обязательство «не заниматься
антиобщественной деятельностью». С какой стати он будет давать людям, ни за что
державшим его годы в заключении, какие-то обязательства! И Иосиф отказался.
Лишь когда крыло Чистопольской тюрьмы для политзаключённых опустело, Иосиф
согласился на ничего не значащую подпись.
На свободе Бегун
вновь бросился в борьбу за еврейскую культуру. Он нашёл в Москве место для
организации еврейской библиотеки, потом с моим соучеником по факультету
психологии МГУ Ромой Спектором создавал еврейский музей. Только проживший
отказные годы в СССР может оценить жертву Бегуна: уже получив разрешение на
отъезд, он задержался в Москве на несколько месяцев, чтобы завершить начатое.
Здесь и сейчас, в
Иерусалиме, я, обсуждая с Иосифом те времена, разошёлся с ним во мнениях. Какой
там НКГ!? Главное – свобода! Вырвался из «Совка», и
развивай какую хочешь культуру!
Но недавние
события показали, что прав в нашем споре Бегун. Значительная часть бывших советских
евреев действительно оказались продуктом и жертвой НКГ. Это показали выборы в
Кнессет 17 сентября этого года. «Русская» партия НДИ возглавила антиеврейское
движение под жульническим девизом: «Еврейское государство, а не государство
галахи». Понятно – если государство не уважает галаху, то оно – не еврейское.
Других признаков его просто нет.
НДИ получила 8
мест в Кнессете, из которых не меньше 7 – голосами русскоговорящих. Создатель
Израиля Бен-Гурион в личной жизни не соблюдал все законы галахи, но имел
еврейское самосознание. Он понимал, что еврейское государство должно уважать
главные галахические требования иудаизма, такие, как законы шабата и кашрута. И
нужно же было, чтобы в Израиле, после 70 лет его существования, русскоговорящие
манкурты проголосовали за отмену правил, установленных при Бен-Гурионе!
НДИ удалось своими требованиями блокировать
создание правительства, оставив страну больше чем на полгода не способной
принимать необходимые решения и принести Израилю тяжёлый стратегический урон. Этот
урон будет ощущаться предстоящие десятилетия и может стоить стране немало
человеческих жизней. Израиль находится не в том положении, чтобы безболезненно
упускать благоприятные возможности, существующие при президентстве в США друга
Израиля Трампа.
Сейчас, обозревая
с удаления в треть века отказные годы, я осознаю, что тысячи евреев, прошедшие
через «отказ», имели возможность преодолеть НКГ благодаря героической
деятельности «культурников». И советские власти были правы, определив своими
главными врагами не борцов за абстрактную «свободу» (плоды её мы наблюдаем с
расстояния в сегодняшней России), а культуртрегеров как Иосиф Бегун.
Задача по
преодолению наследия НКГ у прошедших через воспитание советской жизнью, как её
определил Бегун в названии своей книги – «Скрепляя связь времён…», ещё далека
от завершения.
Двухтомник Борис Гулько «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$30 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com
По этому же е-мейлу можно заказать и прошлые книги Бориса Гулько
" ...Какой безумной была та страна – запретить язык!"
ОтветитьУдалитьи не менее безумным был Израиль, запрещая идиш!.....