АЛЕКСАНДР АСКОЛЬДОВ.
(1932 - 2018)
И тут я первый раз завязал шнурки...
(Страсти по “Комиссару”, или еврейская судьба “Комиссара”)
Советский кинематограф, как известно, никогда не испытывал недостатка в
трагических судьбах, но одна из самых загадочных и трагических судеб нашего
кинематографа выпала на долю режиссера Александра Аскольдова, автора
единственного фильма “Комиссар”, снятого в 67 году и после 20 лет борьбы,
после многочисленных попыток уничтожения ленты все же чудом вышедшего на
экраны. Не случись этого, осталась бы незаполненной одна из важнейших страниц
летописи мирового кинематографа, и русский кинематограф лишился бы десятка
наиболее престижных мировых премий, а единственная русская актриса Нона
Мордюкова не была бы включена Лондонской энциклопедией в число лучших актрис
ХХ века.
На родине об Александре Аскольдове известно на удивление мало. Даже последняя
киноэнциклопедия грешит массой неточностей, основываясь более на слухах и
предположениях. Последнее время режиссер живет в Германии, где занимается
преподавательской деятельностью. Недавно он приехал в Москву, где, в
частности, провел творческий вечер в “Еврейском культурном центре”,
посвященный 35-летию со дня создания фильма “Комиссар”. Там мы и
познакомились и договорились, хоть отчасти, искупить вину отечественного
кинематографа.
Андрей Сотников
Булгаков.
На самом деле, я не настоящий кинорежиссер, по первой профессии - я филолог,
окончил московский университет, отделение драматургии театра. Но так
случилось, что, будучи студентом, я пришел в булгаковский дом. Булгакова в
нём уже не было, там жила одинокая вдова Елена Сергеевна - это было в 54
году, - и в течение 5-6 лет мы с женой из этого дома буквально не уходили.
Три года мы cпали на кровати, под которой лежала часть рукописи “Мастера и
Маргариты”, - мы “пропитались” этим великим романом. По договору с Еленой
Сергеевной рукопись романа была разделена, потому что в те годы рукописи
странным образом пропадали. Вместе с Еленой Сергеевной мы работали над
архивом Булгакова, который позже был пущен с молотка. Это были незабываемые
годы, годы надежд, - лучшие годы в моей жизни. Мы прочитали насквозь всего Булгакова.
Мы не все могли понять, мы не были готовы, чтобы постигнуть весь мир
Булгакова, - но мы его уже тогда прочитали.
- Вам, наверно, доводилось читать уже опубликованный Дневник Елены Сергеевны
Булгаковой?
К великому сожалению, этот Дневник позже ею был переписан, мне доводилось
читать его, когда он выглядел иначе – открою вам маленькую тайну, которую еще
никому не открывал, потому что мне эта перекличка видится очень важной. Когда
Михаил Афанасьевич умирал, несколько ведущих МХАТовцев обратились к Поскребышеву,
секретарю Сталина, с письмом примерно следующего содержания: врачи
рекомендуют Булгакову особый климат, рекомендуют ему климат Палестины, -мы
просим вас дать разрешение на эту поездку Булгакова. И разрешение было дано.
Елена Сергеевна записала в Дневнике, что Булгакову была рекомендована
поездка, но она исправляла свой Дневник тогда, когда слово Палестина звучало
не столь “комфортно”, как сегодня, и написала: Южная Италия, - что лично мне
очень больно. Вот вам судьба Булгакова, вот вам булгаковский Иерусалим, вот
вам его Палестина, в которой он не смог быть даже в воспоминаниях.
Я обивал редакции, пытаясь пробить что-то из наследия Булгакова. Написал о
нем большую статью для “Литгазеты”. Статью хвалили, но не публиковали, она
ходила из рук в руки. Как-то к нам приезжает фельдъегерь в форме НКВД и
вручает мне письмо от Константина Федина, председателя Союза Писателей, –
статья каким-то образом дошла и до него. Он писал о значении Булгакова,
писал, что полностью поддерживает статью, и в конце была приписка: “Но ни
моё, ни чье-либо вмешательство судьбу наследия Булгакова изменить не может,
как вы понимаете, время для настоящей литературы еще не пришло”. В моем
архиве это письмо Федина подшито к его же статье, опубликованной на следующий
день в “Правде”, статья называется “Светлое время советского искусства”.
Сначала я стал литературным, театральным критиком. Как театровед я объездил
многие города России – тогда в российской периферии были замечательные
театры. Потом судьба забросила меня на административную работу, – я был
своеобразным администратором, занимался кинематографической редактурой,
старался делать для кинематографа все, что от меня зависело. Это было время
крупных режиссеров, значительных фильмов. Вы, наверно, слышали о непростой
судьбе картины Хуциева “Застава Ильича”? На дачу к Хрущеву возил эту картину
я, и был единственным, кто выступил в ее защиту. Так шла моя жизнь.
Потом я понял, что нужно менять судьбу. Годы оттепели сменились заморозком,
честно работать стало невозможно, административная карьера мне была глубоко
противопоказана, и я пошел сдавать экзамены на Высшие Курсы Кинорежиссеров.
Это было очень занятно, до этого я “экзаменовал” Герасимова, Пырьева, Ромма,
а тут оказался перед ними в роли студента. Но я сдал экзамены и стал
слушателем. Это был очень удачный курс – Панфилов, Агеев... И был снят фильм
“Комиссар”. Но сначала я не собирался снимать эту картину. Я написал сценарий
к фильму, в котором должны были играть Черкасов и Чирков. Это была история
людей, которые ехали с Дальнего Востока в Москву, история о крахе иллюзий
людей 30-х годов. Но так получилось, что я вспомнил рассказ Гроссмана и
мгновенно представил себе будущую картину, – может, это миф или аберрация
памяти, но сейчас мне это именно так представляется.
Гроссман.
На мой взгляд, Гроссман - один из самых удивительных писателей. Я люблю у
него буквально все: люблю его социалистические рассказики 30-х годов, в
которых чувствуется невысказанная трагедия эпохи, люблю его роман “За правое
дело”, который многие отринули, как произведение догматического,
социалистического реализма и, естественно, я очень высоко оцениваю его
последний великий роман. Вспомнив ранний рассказ Гроссмана “В городе
Бердичеве”, я мысленно поменял все знаки препинания. Многие отождествляют
этот рассказ с тем, что они видят на экране – да, это Гроссман, но это и не
Гроссман. Фильм - это абсолютно самостоятельное произведение, по большому
счету я только оттолкнулся от Гроссмана, вдохновился им. В картину вошел
личный опыт, это все совершенно другое. В рассказе есть Ленин, там человек -
Вавилова и недочеловек - Магазаник.
Таким образом, набросав план картины, я позвонил вдове Гроссмана - это
произошло через три недели после его кончины. Я пришел к ней в дом (в доме
было пусто, холодно, сумеречно) и сказал, что мне хотелось бы вольно
экранизировать рассказ, - она дала согласие. Но я прекрасно понимал, что
сценарий этот не пройдет ни в каком виде: в 65 году одно слово “еврей” было
практически эвфемизмом. Доходило до полного абсурда, когда, сняв картину, я
не мог написать в титрах “Альфред Шнитке”. Мне говорили: не надо “Альфред”,
пишите “А. Шнитке”. Я понимал, что сценарий обреченный, но при этом я и
понимал, что не могу не делать эту картину.
Герасимов.
Я позвонил Сергею Герасимову, с ним у меня были очень добрые отношения: на
его студии я хотел снимать картину. В это время он на Урале, в Миассе,
работал над очередной картиной. На мой взгляд, этот человек незаслуженно
забыт, так же как еще недавно он был незаслуженно переоценен. Это был очень
крупный человек с невероятно трагическим нутром, о котором мало кто что знал.
Позвонив, я спросил у него: “Могу я к вам приехать? – А что случилось? -
спросил он. - Я хочу вам показать сценарий, который не могу до этого показать
никому другому”. И я вылетел в Миасс.
Сергей Апполинарьевич несколько дней читал сценарий, потом на радостях на
следующий день отменил съемки и говорит: “Будем справлять пельмени”. Надо
сказать, что он был великим кулинаром. Мы поехали на убогий миасский рынок,
там он выбрал нужное мясо. Он говорил продавцам: “Нет, это не то, ты не тем
свою животину кормил”. Уходя с рынка, мы увидели слепца, который с белой
свинкой торговал “счастьем”. Герасимов сказал: “Попытаемся”. Он заставил меня
заплатить за это самое “счастье”, и мышка вытащила листочек, который я храню
до сих пор. На нем лиловым карандашом написано: “Задумал большое дело, ждет
большое несчастье, терпи, хорошие люди тебе помогут”.
Герасимов сказал: “Поезжайте, начинайте работать, но только молчите, кто бы
что ни говорил”. Молчать я не умею и должен с полной уверенностью сказать,
что, если бы не помощь Сергея Апполинарьевича, не его авторитет, эту картину
никто бы никогда не запустил. А так ее запустили с тем, чтоб при первой
возможности сбросить под откос. Была собрана очень скверная съемочная группа,
состоящая из одних алкоголиков; картина снималась на отсталой ялтинской
киностудии. И вы знаете, эти алкаши и бандиты перестали быть алкашами и
бандитами, на самом деле они оказались очень хорошими людьми, - они были
моими главными заступниками. А директором у меня был абсолютнейший бандит.
Как-то я прочитал интервью с Юрием Норштейном, человеком безупречнейшей
репутации, он там говорит: “Самая трагическая судьба нашего кино – это
Аскольдов, а директором у него был бандит Докучаев”. Этот директор писал на
меня доносы раз в три дня. Так мы начали работать над картиной.
Сталинизм.
Меня часто спрашивают: с чего все началось? Как-то в газете “Либерасьон” я
прочитал: “В пять лет Аскольдов уже все знал о сталинизме”. Конечно, все про
сталинизм я знать не мог, но со сталинизмом я действительно столкнулся в
пятилетнем возрасте, сталинизм заставил меня очень рано повзрослеть. В ту
пору мы жили в Киеве, мой отец был директором большого завода, моя мама была
врачом, - очень красивой, благородной и умной женщиной, - мы были очень
счастливой семьей. После того как арестовали отца, на следующий день приехали
за моей мамой. Я не спал, подглядывал из-под одеяла. В квартире проходил
обыск. Моя мама одевалась под насмешливыми взглядами людей из НКВД. Она попросила
их отвернуться, на что те, нагло ухмыляясь, сказали: “Ничего, привыкай
одеваться при мужиках”. Это была самая страшная картина в моей жизни: в моих
глазах оскорбляли самого любимого человека. И ее увели. Выходя, один из
НКВДешников приказал другому: “За мальчишкой вернешься, когда отвезешь ее в
тюрьму”. И я понял, что мне нужно уходить из этого дома. Но передо мной
стояли две неразрешимые проблемы: я не умел завязывать шнурки на ботинках –
меня учили, но у меня это не получалось - и я не знал, как открыть английский
замок. И тут я первый раз в жизни завязал шнурки, потом поставил стул - и
замок открылся. Я захлопнул дверь и ушел в темноту ночного Киева. Помню, я
шел по Крещатику, центральной улице Киева.
Начинался ранний рассвет, была весна, цвели каштаны, воздух был напоен
сладким запахом цветов, - с тех пор запах цветения я переношу с трудом. Почти
инстинктивно я пришел к дому, где жили друзья моих родителей, многодетная
еврейская семья. Я позвонил, меня увидели на пороге, все сразу поняли,
расплакались, спрятали, сохранили. Позже они переправили меня моей бабушке.
После войны, уже став взрослым человеком, я искал след этих людей - он
оборвался в Бабьем Яру, их расстреляли с тысячами других киевских евреев.
Актеры.
Мне было ясно, что Мордюкова рождена на эту роль, - других актрис, кроме нее,
я не видел. Она заворожила меня своей обыкновенной необыкновенностью. Были и
сейчас есть несколько талантливых актрис, но Мордюкова – это кусок породы,
кусок естества, и эту естественную породу мне хотелось использовать. Правда,
она невероятно трудна в работе, при очевидной легкости и естественности на
экране.
Если Мордюкова была изначально найдена, то с Магазаником было сложнее. Не
было еврейских актеров. Некоторые очень талантливые актеры отказались
сниматься в картине. Я, конечно, видел на эту роль Быкова, он знал, что я его
вижу – у нас шла своеобразная игра-кокетство, - мы присматривались друг к
другу. И, наконец, был найден Быков. Быков - актер огромный, технически
виртуозный, безмерно одаренный интеллектуально, - работа с ним обернулась ни
с чем несравнимым наслаждением. Для моего поколения Соломон Михоэлс, этот
еврейский гений, был мифом, легендой. Мне не пришлось видеть его на сцене, я
был тогда слишком мал, но незабвенный Ростислав Плятт, его коллега, как-то мне
шепнул после просмотра “Комиссара”: “А Быков-то у вас выше Михоэлса, выше”.
И, вы знаете, я ему поверил.
Я очень благодарен Шукшину, что он согласился сниматься в картине, несмотря
на небольшую роль, не просто сниматься, он был среди немногих, кто выступил в
защиту картины, когда ее избивали. Не была найдена только Мария, жена
Магазаника, я никак не мог найти женщину, которая мне являлась во сне. И мы
поехали на Украину снимать без Марии.
Почти каждую неделю приходили телеграммы о закрытии картины. У меня
сохранилось 8 таких телеграмм. Мы ехали через Одессу, где мой товарищ снимал
картину. Я побывал у него на съемках и понял, что мне нужна девушка, которая
должна была у него сниматься. Я назначаю ей свидание и уговариваю сниматься в
своей картине. Несмотря на неутвержденную роль, начинаю снимать Раису
Недашковскую. Она была очень хороша тогда, она и сейчас хороша. Это человек
поразительной доброты и нежности. Вот мы с ней идем по нынешнему Киеву,
подходим к базарчику, и весь этот торгующий и покупающий люд бросает все и
бежит к Недашковской: она любимица всей Украины.
Но тогда она была очень неопытной актрисой и абсолютно не умела говорить. На
меня сразу набросилась труппа. Мордюкова с Быковым задавили ее своим
авторитетом. После первого съемочного дня ночью ко мне в номер пришел Быков:
“Так, говорить она не умеет, выход один - все ее реплики ты передаешь мне. –
Что же будет делать она? – недоумеваю я. – Она будет глухонемой. Ты не
понимаешь, это метафора – это немота всего еврейского народа?!” И тем не менее
Раиса у нас заговорила.
С возрастом меняется картина, меняется отношение к ней зрителей, и вот что
удивительно: если на первых просмотрах замечали мастеров, Мордюкову и Быкова
и только где-то там на периферии кадра Недашковскую, то сегодня она вровень с
ними, а может, даже на авансцене.
Картина про многое.
О чем этот фильм? Эта картина про многое. Я определяю ее как картину о любви,
о любви к человеку, о любви к детям, к семье, о национальной толерантности, о
любви к своей маленькой местечковой родине. Это и фильм-предупреждение. Мне
сказали, что министр разоружения ООН отдал неофициальное распоряжение, чтоб
все члены организации посмотрели картину Аскольдова “Комиссар”: это поможет
им
еще больше ненавидеть войну.
Но я не ставил перед собой цель сделать антивоенный фильм, так же как и не
делал фильм антисоветский. Я для себя это так не формулирую – просто я так
думал, я был так воспитан, - я не мог тогда снимать иначе. Для меня было
важно показать историю любви, историю семьи как ячейки общества, как какую-то
нерасторжимость духа любящих, помогающих друг другу людей. Ведь семья-то
умирает в мире, по разным причинам: по материальным, по нравственным. На
Западе вообще нет семьи. Эта наша российская, русская традиция ее еще хоть
как-то спасает. Это фильм о России, не о евреях – евреи только строительный
материал картины, - о трагической и светлой судьбе России.
Так случилось, что в России обо мне очень мало информации. Даже последняя
"Киноэнциклопедия" грешит неточностями, основываясь больше на
слухах и предположениях: вроде бы меня дважды исключали из партии, вроде бы я
был под судом?..
Я не спешу ни опровергать, ни подтверждать. Я не понимаю, зачем слухи
опровергать. У меня никогда не было потребности выступить с жалобой на
собственную судьбу, - вокруг столько неустроенных, сломанных судеб, и,
вообще, мы так трудно живем, что пристраиваться к плачущим нет никакого
желания. И вместе с тем какая-то точность должна быть.
Действительно, меня дважды исключали из партии. В партию я вступал по
глубокому убеждению после XXII антисталинского съезда. Действительно, был
суд, меня уволили со студии, поставив штамп, что я профессионально непригоден
и не могу быть использован в кино ни на какой работе. Этот документ
существует до сих пор, его никто не отменял. Сейчас столько мифов, столько
фантазий, столько рыдающих людей. Как сказал Ролан Быков: “Теперь столько
кинематографистов расчесывает комариные укусы, выдавая их за фронтовые
ранения”. И тем не менее был суд, мне предъявили обвинение в растрате
государственных средств в особо крупных размерах, – фильм-то стоил немалые
деньги. К великому сожалению, потом долгие годы мне не пришлось заниматься
кинематографом.
Роман с Сусловым.
Картину резали, жгли. Вышел соответствующий приказ об уничтожении картины
“Комиссар”. Мне позвонили и сказали, что во дворе киностудии им. Горького
жгут мою картину. Все происходило за закрытыми дверями, меня никто не хотел
принимать. Я решил обратиться в родной ЦК партии, посчитал, уж если
обращаться, то к самому Суслову. Наш роман с ним длился почти 20 лет – 20 лет
я к нему обращался, написал множество писем, - знаю, что все они дошли до
адресата. У меня установились доверительные отношения с его помощниками. Один
из них даже исправно присылал нам с женой поздравления на революционные праздники.
Ибо человек есть человек, и в разных структурах были разные люди.
Как говорил незабвенный Евгений Шварц, порядочный человек - это тот, кто
делает подлость без особенного удовольствия. Мне повезло, в моей жизни было
много порядочных людей: один из них - это помощник Суслова С.П.Гаврилов.
Когда начали жечь картину, я ему позвонил, был уже поздний вечер, он оказался
в кабинете. Говорю: “Жгут картину!” – Он: “Не может быть! Пишите Михаилу
Андреевичу и звоните завтра утром”. Я звоню, он мне говорит: “Приходите через
час”. Я пришел, он выносит мне резолюцию Суслова: “Товарищу Романову
прекратить безобразие”. Так резолюция серого кардинала остановила уничтожение
картины, и она на долгие годы была отправлена под арест.
Забытый перестройкой
Из картины ушло несколько сюжетных линий – сейчас об этом очень тяжело
вспоминать. Но позже, когда появилась возможность что-то доделать-переделать,
я долго думал, а потом понял: не стоит ничего менять, надо оставить все так,
как было снято тогда, ибо эта картина не только произведение искусства –
простите за высокий штиль – это и документ своего времени. Можно ли было в то
время снимать такие картины? Нет, почти нельзя. Но надо было это делать. И
многие что-то делали, каждый на своем месте.
Как ни удивительно, самые грустные дни, которые я пережил, - это дни взлета
демократии в нашем демократическом сообществе: ликования, V-й съезд
кинематографистов, свобода, гласность, освобождение полочных картин – и они,
действительно, соскакивали с “полки” одна за другой, правда, потом куда-то
фактически все исчезли, кроме двух-трех. Но у меня была ситуация абсолютно
безвыходная: в ноябре 86 года меня вторично исключили из партии, и исключил
меня не кто иной, а Борис Николаевич Ельцин. Я достаточно критически
относился к тому, что происходило тогда, и написал ему письмо, где на 80-ти
страницах дал анализ ситуации в российском кинематографе, - это были мои
предложения, что сделать, чтобы наше искусство не замерло во времени. В ответ
последовали репрессии: меня заочно исключили из партии, открыли очередное
уголовное дело. И в то время, когда мои товарищи ликовали, меня поочередно
вызывали в верховную, городскую и районные прокуратуры.
Но наступил знаменитый Московский кинофестиваль 87 года. После долгого
перерыва на него приехали истинные звезды мирового кинематографа: Федерико
Феллини, Джульетта Мазина, Роберт де Ниро, знаменитый колумбийский писатель
Гарсиа Маркес... Состоялась пресс-конференция, я тоже попал на нее, - меня
почему-то пропустили. Обстановка была очень непринужденной, присутствовало
огромное количество иностранных журналистов, они наивно спрашивали: а про
бисексуалов можно, а про гомосексуалистов?.. Им отвечали: можно. Один
колумбийский критик спросил: "Господин Климов, а что, уже все полочные
картины освобождены?" Его сразу заверили, что все. И тут нечто
иррациональное меня подняло, и я прошел через весь этот переполненный зал,
наступая на чьи-то ноги, ничего не видя перед собой, только побелевшие
физиономии своих коллег, и сказал: 20 лет я молчал, теперь дайте мне сказать.
Моя речь была очень краткой, я сказал примерно следующее: 20 лет назад я снял
картину, я не знаю, хорошая она или плохая, но я сделал ее так, как достало у
меня в то время сил и умения; эта картина о боли человечества – о шовинизме;
эта картина о роковой судьбе еврейского народа; в ней снимались крупнейшие
русские актеры, - посмотрите эту картину и скажите, хорошая она или нет.
Пресс-конференция после этого почему-то сникла, на меня двинулась армада
телевизионщиков, фотокорреспондентов, - я никогда ранее с этим не
сталкивался. Когда я вырвался из их объятий, в коридоре меня ждал весь белый
Э.Климов, председатель пресс-конференции, он прошептал: “Вы знаете, что ваша
картина не нравится Горбачеву?” Мне тогда было уже все равно. Я, вообще,
против ненормативной лексики, поэтому очень не люблю творчество Сорокина, но
тогда я по-сорокински отреагировал и на Горбачева, и на всех них.
На следующий день Горбачев принимал Маркеса, и тот рассказал ему о моем
демарше. Дана была команда сверху. Через день мне позвонил замминистра нашего
кино и спросил: “Вы все еще настаиваете, чтоб “Комиссара” показали?”
Дальше все было, как в сказке.
Был назначен просмотр в Белом зале Дома кино, в том самом зале, где в 67 году
меня исключили из партии за того же “Комиссара”. В зал набилось невероятное
количество самого разнообразного люда. Я стоял растерянный, потрясенный;
навстречу мне шла какая-то женщина, казавшаяся мне необычайно красивой, она
влепила мне поцелуй и сказала: “Ну, дождались”, - и тут я понял, что это Алла
Борисовна Пугачева. Дальше все происходило, как в сказке – уже во время
последовавшей за просмотром пресс-конференции пришла телефонограмма: “Есть
разрешение, картина “Комиссар” выйдет в прокат”.
Вскоре картина была показана на Берлинском кинофестивале. Так из “черной”
дыры мы вырвались на Запад. Но дело не в фестивале, дело в том невероятном
резонансе, который имел фильм в Европе. В 88 году в Берлине “Комиссар”
выиграл сразу четыре приза, что беспрецедентно для такого фестиваля, - здесь
об этом не было ни строчки. За этим последовало участие на других
кинофестивалях. На Западе у “Комиссара” невероятно успешная судьба, у него
очень много крупных международных призов, в том числе очень важные для меня
церковные призы. Там картина до сих пор идет в кинотеатрах, ее регулярно
показывают на телевидении, продают на видеокассетах, скажем, в США кассета
стоит 60 долларов. Картина в обиходе кинематографических школ, ее ценят не
как полочную, не как перестроечную, а, очевидно, за какие-то свои
нравственные и этические качества.
Все с моей картиной летали, получали призы, я об этом ничего не знал. В
Берлине кто-то хватился: а где же режиссер “Комиссара”? Мне звонят из
министерства, говорят: “Надо ехать в Берлин”. Я отвечаю (у меня есть такое
плохое свойство): “А я без жены не поеду” – “Но у нас с женами никто не
ездит”. Тогда, действительно, не ездили, это сейчас такую моду взяли, с
жёнами, да на отдельном самолете. Но нам сделали исключение, и мы вылетели в
Берлин. Там уже собрались все наши критики, те самые, которые создавали перестроечный
кинословарь 86 года. А Бабеля в этом словаре нет, а Зускина нет, а Михоэлса
нет. И никто даже сегодня об этой подлости вспоминать не хочет. А если мы не
будем об этом вспоминать, ничего хорошего нам впереди не светит.
После Берлина нас выпустили в Австралию, потом, со скрипом, в Иерусалим. О,
незабываемый Иерусалим! Это сейчас Израиль другой. А я им говорил: не
торопитесь, вы такое получите! Но они тогда не понимали. Мордюкову задарили
таким огромным количеством подарков, что понадобилось два грузовика, чтобы
все их вывезти.
У картины за рубежом очень много призов. Как вы понимаете, рейтинги - это все
условность, но тем не менее мы все ими живем: “Комиссар” был признан лучшим
фильмом года в ФРГ, Швейцарии, Швеции, ГДР. В ГДР фильм через неделю показа
запретили, и тогда в Дрездене начались студенческие волнения (в это время там
служил товарищ Путин, он должен об этом помнить), и в результате протестов
фильм был возвращен на экраны. В Германии картина “Комиссар” была признана
самой успешной русской картиной в послевоенной Германии, ее там и сейчас
показывают 5-6 раз в год. На Западе, в отличие от России, – это только для
информации, это не вызывает у меня восторга – у “Комиссара” огромная пресса,
о нем написаны сотни статей, о нем снято несколько фильмов. Все это, конечно,
меня радует, но, повторяю, я-то снимал фильм для России, для своего народа.
Горбачев, яростный противник картины, ничего в ней не понял. Это вообще очень
темные люди. Не то что необразованные, не бюрократы, но это просто темные люди.
Он мне как-то звонил в Бремен несколько лет назад – он сейчас читает лекции
на Западе - спрашивал разрешение использовать кадры из фильма для своих
лекций. Говорит: хочу использовать два фильма – “Броненосец Потемкин” и
вашего “Комиссара”.
Не хотелось, чтоб все было в прошлом.
Не хотелось, чтоб все было в прошлом. Мы начали новую большую работу с
Быковым, но он ушел, аактера, равного ему, я не вижу. Есть прекрасные актеры,
но нет Ролана и нет фильма. Пока суд да дело, я написал... нечто – не хочется
говорить, сценарий, сейчас все стали писать сценарии, и они воспринимаются
как подделка, - я иначе отношусь к этого рода литературе. Это одновременно
еще и роман. Он вышел в Германии, переводится на другие европейские языки.
Называется “Возвращение в Иерусалим: история для кино, длиною в 20 лет”, к
сожалению, его сюжет уже растаскивают другие режиссеры.
Последние годы я живу в Германии. Я не эмигрант, я российский гражданин, у
меня нет постоянного места прописки за рубежом, у меня так называемая “виза
почета” в Германии за заслуги перед немецкой культурой, которую я продлеваю
раз в два года. Я пишу, читаю лекции в академии кино Германии и Швеции - за
этим не стоит больших денег. Все еще мечтаю снять фильм о России.
В России же у меня нет никакой работы: никто не дает денег ни на фильм, ни на
какие другие проекты. Недавно я решил позвонить министру культуры Швыдкому.
Ему сказали: “Вам звонит Аскольдов”. И я слышу его вопрос: “А кто это такой?”
Мне оставалось только положить трубку, потому что работать с псевдокультурой
бессмысленно.
Я ничего не выпрашиваю, никому себя не навязываю. Я отказался здесь от всех
наград: меня выдвинули на Ленинскую премию, я попросил меня снять, выдвинули
на Государственную, я написал письмо с отказом, - но я просил только за себя,
не за актеров. Мне не хотелось ничего брать от государства, которое столь
цинично вело себя по отношению к картине. То, что мы сегодня видим на
экранах, это не кино и не телевидение. Я не хочу никого охаивать, но я очень
хотел бы увидеть человека, который бы рассказал, что с нами сегодня
происходит, на любом сюжете, – на мой взгляд, этого нет и в театре. И еще
здесь поразительно неадекватно относятся к тому, что происходит на Западе. У
наших людей нет представления, что такое Запад, что такое западная культура,
в ней никто из наших не интегрировался и не интегрируется никогда. Потому что
капитализм - это очень плохо. Тут почему-то прочно утвердилась идея: как
повезло тем, кто уехал на Запад и там прижился. Да пропади это все пропадом.
Прекрасней, светлее людей, чем в России, нет нигде и быть не может. По
необходимости все мы там.
Я места себе здесь не нахожу.
Я самоед, мне очень тяжело думать о судьбе моей страны. Я вижу величайшую
несправедливость, которую некто ниспослал России. Раньше все было ясно, я
знал с кем бороться, как противостоять системе, сейчас я не знаю. Сегодня
настолько всем правят деньги, всем на свете. Интеллигенция в России никогда
не была солидарна, но такой разнузданности, такого циничного, равнодушного
отношения к людям никогда ранее она не демонстрировала. Это меня не то что
тревожит, я места себе здесь не нахожу, - я не хочу быть среди них.
В России картина была номинирована только на “Нику” - премию получил Быков,
Недашковская, получил оператор, получил композитор, - и ничего не дали Ноне
Мордюковой, после чего она попала в больницу. “Забыли” об актрисе, которую
Британская энциклопедия назовет лучшей актрисой ХХ столетия и именно за игру
в фильме “Комиссар”!
История этого фильма действительно абсолютно необычна. По мне ездили танком двадцать
с лишним лет, но я не спился, не продался, не приполз на коленях и не
разрушился – то, что внутри наc происходит, никто не знает, – но внешне я не
дал им порадоваться. Для чего я все это делал? Во мне живет такая
идеалистическая, утопическая идея, мне кажется, что искусство может изменить
человека, я думал, что, увидев картину, они станут лучше. Может, я ошибся?
Очерк создан на основе выступления А.Аскольдова в Еврейском культурном центре
на Никитской и личных бесед с режиссером. Записал Андрей Сотников.
Опубликовано в журнале «Новый Берег» 2004, №4
|
Ужасно, что мы уйдем, и никто правды уже не узнает, и уже сейчасвсе переврано разных педиях.
ОтветитьУдалитьХороший очерк о прекрасном талантливом человеке, крупном сценаристе и режиссёре. Вспоминаю Александра Яковлевича таким, каким запомнил его 3 января 1989г. у выхода из к/т "Россия" в Москве после просмотра "Комиссара". Нас познакомила близкая подруга, хорошо его знавшая. Мы стояли вчетвером. Он был в расстёгнутой дублёнке (по-моему), ещё не отошёл от эмоций, вызванных просмотром. Спросил наше мнение о картине, мы с женой стали что-то говорить о том, что не специалисты, а он так горько сказал: "От специалистов я в своё время многое наслушался, мне интересно мнение нормальных людей". Он не скрывал горечи ("Столько лет потеряно, целое поколение...). Умное одухотворённое лицо, интеллект, живость и сдержанность одновременно, что бывает так редко. Яркий был человек с очень тяжёлой судьбой... Светлая ему память!
ОтветитьУдалить