среда, 4 сентября 2019 г.

ЧЕМ ЖИЛИ ЕВРЕИ РОССИИ В АВГУСТЕ

(63) сентябрь 2019 ЕВРЕЙСКАЯ ПАНОРАМА 27 ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО 
Меж теснин 
Чем жило в минувшем месяце еврейское сообщество России 

На июль – август в еврейском кален- даре обычно выпадают траурные дни  – три недели «меж теснин», между постами 17  таммуза и 9  ава, когда мы вспоминаем о разрушенном Иерусалимском храме и прочих не- взгодах, постигших наш народ имен- но в это время года. Кровавый Шаббат, или Два жида в три ряда Как раз в эти три недели в Москве происходили драматические собы- тия из-за жесткого полицейского раз- гона несогласованных с мэрией «про- гулок» тысяч горожан, требовавших допуска оппозиционных кандидатов на выборы в Московскую городскую думу. И вот, случайно ли, но обрамля- ющие эти три недели два согласован- ных с мэрией митинга пришлись как раз на 17 таммуза и 9 ава (20 июля и 10 августа). И среди сотен задержан- ных в эти дни «меж теснин», причем в Шаббат, оказались такие заметные представители еврейского сообще- ства, как политолог Аркадий Дуб- нов, журналист и муниципальный депутат Илья Азар, писатель Виктор Шендерович. А ведь говорил рав- вин Берл Лазар, что в субботу евреи должны ходить в синагогу, а не на митинг! Из противоположного око- па гражданского противостояния в адрес протестующих, само собой, раздались антисемитские залпы. Из- биение москвичей назвали не иначе, как «Кровавым шабашем», проводя аналогию с «Кровавым воскресе- ньем», когда в 1905-м недовольный, но православный народ шел с чело- битной царю под пули охранки, ве- домый батюшкой Гапоном. Но если Шаббат, то, ясное дело: народ, да не тот. Борух Горин, руководитель де- партамента общественных связей Федерации еврейских общин России, обратил внимание на то, что Леонид Миронов, завотделом официальных мероприятий постпредства Крыма в Москве (победитель бандеровцев, между прочим!) написал о москов- ских событиях в Facebook: «Ну, как и предсказывалось: вышли три жида в два ряда». Надо сказать, что Миро- нов извинился: «…Национальный состав митингующих не подразуме- вался… Приношу извинения тем, кого так затронули мои слова…» Конечно, противостояние на ули- цах Москвы никак с национальным составом сторон не связано, скорее это противостояние пресловутых «либералов» и «силовиков». Но тут вспоминается текст, который опу- бликовал на сайте «Эха Москвы» профессор финансов IE  Business School в Мадриде Максим Миронов, сравнивший эти две социальные группы современной России с «жи- дами» и «казаками» из гоголевско- го «Тараса Бульбы». Как выглядит еврей? Не знаю, как во всей России, но ев- рейское сообщество ее северной столицы жило в июле  – августе дискуссией о рекламе, украсившей питерские улицы. На баннерах со слоганом «Прощай, аренда!» в ка- честве арендодателя был изображен мужчина с бородой и в шляпе – об- раз, вызывающий ассоциацию с религиозным евреем. Персонаж, который взимает, а не платит день- ги, обычно не вызывает сочувствия у населения, поэтому данная ре- клама имеет сомнительный душок. Что и показал интернет-опрос: три четверти респондентов сочли дан- ную рекламу антисемитской. Хотя на самом деле история эта не про антисемитизм. Аналогичный шум почти синхронно поднялся и в Гер- мании, когда журнал Spiegel проил- люстрировал материал о еврейской жизни в стране, изобразив на облож- ке типичных «понаехавших тут» Ostjuden – характерный антисемит- ский стереотип 1920–1930-х  гг. Не- мецкие евреи возмутились: почему нас видят «пейсатыми-бородатымичерношляпыми», а не такими интел- лектуалами, как Мозес Мендельсон или Мартин Бубер? И разве так вы- глядят 200  тыс. сегодняшних не- мецких (тоже, кстати, понаехавших) евреев?! Вот и в питерском баннере озадачивает не антисемитский ду- шок, а другое. Скажите, много ли в том же Питере, да и в России во- обще, бизнесменов, разгуливающих в раввинском прикиде? Я знаю неко- торых вполне религиозных евреевпредпринимателей. Но они же так не выглядят, даже если носят кипу! Увы, питерская реклама отражает дрейф, который претерпел образ ев- рея в массовом сознании. Еврей те- перь для большинства россиян – не Самуил Маршак, Илья Эренбург, Аркадий Райкин, Михаил Таль или Леонид Утесов. Еврей  – в шляпе, с бородой и пейсами. Ах, мы не такие? Ах, мы хотим, чтоб нас ценили за выдающиеся математические спо- собности, музыкальный слух и сло- весную одаренность? Не за черную шляпу, а за очки на выдающемся носу изысканной формы? Ну, тогда, во-первых, не надо было уступать все права на еврейскую идентичность раввинам (как оказалось, автор идеи петербургской рекламы – сам еврей, но никакой другой образ владельца доходного дома в его еврейскую го- лову не пришел). А во-вторых, где они  – нынешние Маршаки, Эрен- бурги, Райкины, Тали и Утесовы? И кого президент РФ поздравляет с еврейскими праздниками? Уж точно не писателя Виктора Шендеровича и даже не шахматиста Аркадия Двор- ковича. Кстати о шахматистах… А нынешний «Михаил Таль», ка- жется, отыскался в Брянской обла- сти. Это Ефим Боер, отбывающий наказание в брянской исправитель- ной колонии строгого режима №  2 и одержавший шесть побед в шести поединках, фактически сделавший команду осужденных из России победительницей международно- го шахматного интернет-турнира, сообщает брянское региональное управление Федеральной службы исполнения наказаний. Турнир между осужден- ными из России, Брази- лии, Англии, Армении, Белоруссии, Италии и США проходил 5–6  ав- густа. Второе место раз- делили команды Бело- руссии и Италии, на третьем  – сборная Арме- нии. И о Путине Вице-премьер прави- тельства Польши Яцек Сасин под- твердил, что польское руководство не пригласило президента РФ Вла- димира Путина на мероприятия, связанные с 80-й годовщиной на- чала Второй мировой войны. В то же время канцлер Германии Ангела Меркель в числе других мировых лидеров приглашение получила. Даже если согласиться с тем, что война была развязана нападением на Польшу участников пакта Мо- лотова  – Риббентропа, то логично было бы присутствие обоих наслед- ников «высоких договаривавшихся сторон». Но, как заявил вице-пре- мьер, «было бы неуместно отмечать годовщину вооруженной агрессии против Польши с участием лидера, который сегодня обращается с сосе- дями такими же методами». В то же время власти Польши на- мерены пригласить Путина на па- мятные мероприятия по случаю 75-летия освобождения концен- трационного лагеря Освенцим (Аушвиц-Биркенау), которые пла- нируются в начале 2020  г. Об этом в эфире польского радио Trójka заявил пресс-секретарь президен- та Польши Блажей Спыхальский. «Факт освобождения лагеря Со- ветской армией является историче- ским, он неоспорим, и готовность к сотрудничеству с нашей стороны абсолютна», – пояснил он. Но на еврейских мероприятиях российский президент просто на- расхват. Власти Израиля предпочли отметить 75-ю годовщину освобож- дения концентрационного лагеря Освенцим Советской армией, при- гласив Владимира Путина к себе, а не отправляясь в Польшу, с которой у еврейского государства последнее время идет нелицеприятный диа- лог о реституции еврейского иму- щества. Об этом пишет журналист Марцин Маковский в «Виртуаль- ной Польше». Маковский указыва- ет, что Путина пригласил президент Израиля Реувен Ривлин. По инфор- мации Маковского, на торжествен- ную встречу в Иерусалиме, которая будет иметь международный статус, приглашены помимо Путина главы других государств: Дональд Трамп, Ангела Меркель, Эммануэль Ма- крон, Джастин Трюдо и новый пре- мьер-министр Великобритании Бо- рис Джонсон. «Трудно ожидать, что эти политики появятся менее чем че- рез 24  часа в Польше,  – утверждает Маковский,  – это поражение поль- ской дипломатии: израильские по- литики устраивают альтернативные празднования, потому что они це- нят не историческую правду, а союз с Россией, которая нарушает между- народное право». 
Виктор ШАПИРО

Комментариев нет:

Отправить комментарий