понедельник, 9 сентября 2019 г.

И ЖИЗНЬ, И СЛЕЗЫ, И ЛЮБОВЬ

И Жизнь, и Слёзы, и Любовь

Действительно, действие нового фильма русского эмигранта и американского гражданина Кирилла Михановского, показанная с огромным успехом и на престижном «Сандэнс», и удостоившаяся 15-минутных оваций на, ещё более престижном фестивале, в Каннах, разворачивается вокруг жизни трёх поколений наших соотечественников. Но, как любой великий фильм, а это несомненно так, фильм – гораздо больше, заявленных сюжетных линий и первородства его героев. Именно поэтому, шагнув за барьеры, фильм растопил ледяные циничные сердца кинокритиков по всему миру, увидевших фильм первыми. И New York Times и Hollywood Reporter и Variety и New Yorker и Los Angeles Times и сотни других посвятили ему огромные вдумчивые рецензии, провозгласив пришествие нового голоса в американский кинематограф, голоса которого мы так давно ждали.
На экране – события одного дня, в ставшем уже родным режиссеру, городе Милуоки (Висконсин). Сын эмигрантов из России Вик (Крис Галуст), вместо того чтобы маме на радость продолжить музыкальную династию, работает водителем социального транспорта для пассажиров с ограниченными возможностями. В этот день в автобус патологически безотказного Вика набиваются приятели деда по русской диаспоре, спешащие на похороны подруги, за которыми увязывается приехавший из России Дима (гениальный Максим Стоянов), выдающий себя за племянника усопшей. Дальше компания попадает на вечер талантов в Эйзенхауэр-центре, а инвалиды во главе с бойкой Трейси (Лорен «Лоло» Спенсер) оказываются на русских поминках.
Вик неслучайно выбрал для себя работу, идеальную для борьбы с укорененностью и взрослостью: упорядоченному пространству Милуоки противостоит сумасшедший и громыхающий вэн Вика. Крупный город режиссёр показывает принципиально лишенным того, что могло бы придать ему статус центра. Милуоки здесь полон перекрытий и ограждений, город опустел и, на первый взгляд, будто провалил воплощение американской мечты, так и не оправившийся от промышленного кризиса.
Жители сегрегированного Милуоки держатся своих районов и никогда бы не встретились, если бы не фургон Вика. Каждый даже и говорит на том языке, к которому он привык: Вик все понимает по-русски, но отвечает исключительно на английском. Уличный рэп в исполнении безнадёжных младших родственников чернокожей Трэйси здесь равновелик советской песни, запеваемой приятелями-пенсионерами. А «Let my People Go» в их исполнении и вовсе надкультурная объединяющая всех нас, изгнанных, пришлых, прошлых и будущих, метафора.
Но ещё более фантастическое зрелище – это собственно территория самого кино, кино, как ткани, – жизнь персонажей без слов – через взгляд, прикосновение, жест, дыхание.
Фильм – комедия, фильм – приключение, фильм – драма, фильм – романс. Как в любом настоящем произведении искусства, в нём есть всё! Но что мне кажется самым главным, здесь – это Великая и простая гуманистическая истина чертовски давно так ярко не звучавшая с экранов, пульсируя почти в каждом кадре этого гениального фильма: все мы – люди. Просто люди, какие есть, а не носители национальных, социальных и иных стереотипов. Отзывчивые и бесчувственные. Склеротичные и памятливые. Милые и счастливые. Невыносимые и несчастные. Вынужденные жить, но и способные найти в этом непреложном факте и смысл и свет.
Не пропустите в кино! Не пропустите!!
Савелий Авелев

Комментариев нет:

Отправить комментарий