Секрет вечной молодости
Борис
Гулько
Наш мир создан меняющимся.
Возникают и умирают народы, языки, цивилизации. Еженедельно, говорят этнографы,
исчезает несколько народов и языков. Однако в этой грандиозной драме мировой
истории есть неизменный персонаж, постоянный фактор, на который история нанизана
– иногда выходящий на авансцену, порой уходящий в тень, но постоянно
присутствующий – еврей. Великая загадка: почему другие актёры приходят и уходят,
а мы остаёмся?
Замечено, что все чудеса,
даже крупнейшие, происходят в соответствии с естественным механизмом. Величайшее
из чудес – рассечение Красного моря, выглядело как естественное явление природы:
«… и отводил Господь море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море
сушею; и расступились воды. И пошли сыны Израилевы внутри моря по суше» (Исход 14:21-22).
Море не расступилось само как волшебные двери в сказке про Али Бобу – всю ночь
ветер дул.
Многообразие евреев
заложено нашим Создателем. Двенадцати коленам Израиля (которых при аккуратном
подсчёте 13. Всё о евреях зыбко и неясно) было предписано Торой жить друг от
друга отдельно. Даже браки между представителями разных колен карались лишением
невесты доли в наследстве. Земли каждого колена представляли собой автономные
области.
После того, как евреи
объединились, несмотря на осуждение этого Творцом, в одно царство, центробежная
сила за сто лет разорвала его на два. Северное царство, большее из них,
просуществовало около 200 лет, было завоёвано ассирийцами, и судьба входивших в
него 10 колен толком не известна. Неясна, порой легендарна история
возникновения разделённых временем, разнесённых по земному шару еврейских общин
Йемена, Бухары, Грузии, Индии, Крита, Рима, северной Африки, Испании, Германии,
России. Бытовым у них обычно становился местный язык, а еврейский оставался для
богослужения. Евреи, где в большей, где в меньшей степени входили в жизнь
аборигенов, а часть растворялась в них.
По мере расселения нас по
планете возникали разные еврейские национальные характеры и культуры. Даже
внешне йеменские евреи, скажем, совсем не похожи на белорусских. Временами какая-то
группа евреев выдвигалась в лидеры цивилизации, потом она увядала, даже
исчезала, но возвышалась другая группа.
На рубеже старой и новой эры
конкурировали евреи вавилонские и иудейские. Разгром римлянами Иудеи прекратил
историю этой общины, а евреи вавилонские расцвели. Во 2 – 5 веках н.э. они
составили Вавилонский Талмуд.
Увядание вавилонской
общины случилось после похищения пиратами на море глав трёх её ведущих академий
иудаизма и продажи их одной из еврейских общин Северной Африки. Туда за учителями
потянулись ученики. Центр еврейской цивилизации вскоре сместился в Испанию.
Цветение общины испанских
евреев было ярким. Даже в переводе звучат сказочно обращённые к жене строки
Гейне о еврейских поэтах Испании:
Мой тебе совет, голубка,
Чтоб такой пробел заполнить,
Позаймись-ка ты еврейским, —
Брось театры и концерты,
Посвяти годок иль больше
Неустанной штудировке —
И прочтешь в оригинале
Ибн Эзру, Габироля
И, понятно, бен Галеви —
Весь триумвират поэтов,
Что с волшебных струн Давида
Лучшие похитил звуки.
(Перевод В.Левика)
Все трое поэтов были и
выдающимися теологами, стихи которых стали частью богослужения. Крупным
богословом был дон Ицхак Абарбанель, занимавший важные министерские посты при
дворах монархов Португалии и Испании. Моше де Лион (из испанского Лиона) «нашёл»,
или записал книгу Зогар, приписываемую раввину II века н.э. Шимону бар Йохаю и служащую основным истоком
каббалы. В Испании родились величайшие мудрецы средневековья Рамбам и Рамбан.
Но после изгнания 1492
года община испанских евреев иссякла. Среди её потомков, растворившихся среди
других народов, называют первого великого инквизитора Торквемаду, творца
бессмертного Дон Кихота Сервантеса, генералиссимуса Франко, даже предполагают голубоглазого
блондина, уроженца Салоник Ататюрка.
Салоники до МВ 2 были на
90% населены сефардами – евреями из Испании. Ссылка на их происхождение
позволила Франко спасти из Берген-Бельзен 5 тысяч его узников.
После завершения истории
евреев в Испании постепенно наступил расцвет ашкенази – немецких евреев. Здесь,
наряду с великими поэтами, композиторами, художниками, особенно заметны учёные,
определившие расцвет европейской цивилизации. Конец этой мощной общине положил
Холокост, убивший большинство, а выживших переместивший в иные края. Сейчас
среди евреев, живущих в Германии, только 5% являются потомками живших в ней до
войны.
Завершил Холокост и
историю общин Галиции, Волыни, Буковины, создавших в середине 18 века хасидизм,
духовное движение, реформировавшее иудаизм.
Молодое российское
еврейство пережило на полвека европейских и закарпатских евреев. Российские
евреи были менее образованы, чем европейские и менее религиозны, чем
закарпатские. Их отличал авантюризм, сравнимый лишь с авантюризмом евреев Иудеи
начала этой эры, дважды восстававших против владычества Рима. Российские евреи в
начале ХХ века создали террористическую «боевую организацию эсеров» и долго
руководили ею, были заметны и среди большевиков, и среди меньшевиков. Патриоты
своей страны не меньшие, чем немецкие евреи времён МВ1, они совершили множество
подвигов во время МВ2. Полмиллиона сражались в армии, 40% из них погибли.
Героизм проявили столь многие, что начальнику главПУРа А.С.Щербакову пришлось
отдать специальный приказ, ограничивающий награждение евреев. А Мирру
Железнову, опубликовавшую список имен 135 евреев – Героев СССР, за это
расстреляли.
Можно предположить, что еврейский героизм
сыграл решающую роль в победе Советского Союза над Германией. Евреи были высоко
мотивированы, они знали, за что сражаются. Для остальных народов сталинский
режим нёс больше бед, чем любой оккупант.
Незаурядный авантюризм
потребовала борьба российских евреев за возможность покинуть «империю зла».
Беспримерен подвиг 14-ти евреев с примкнувшими к ним двумя славянами,
продемонстрировавших 15 июня 1970 года готовность пойти под расстрел за шанс
улететь из СССР. Большая волна евреев, покинувших «Совок» в 90-е годы ХХ века
по существу завершила историю российских евреев. Третье поколение этих
эмигрантов русский язык обычно не знает. А оставшиеся в России – или частично
евреи, или члены смешанных семей; высок шанс их полного в ней растворения.
Ещё есть большая община
американских евреев. Эти отличались на поприще финансов и в мире бизнеса,
включая Голливуд. Американским евреям никогда не грозила внешняя опасность, но их
численность стремительно тает из-за смешанных браков, прозванных кем-то
«бескровным Холокостом». Больше 80% браков американских евреев – с неевреями. Через
два поколения евреями в США останутся в основном ультраортодоксы.
Эти – отдельная общность
евреев, отличающаяся языком – обычно это идиш, забытый другими евреями, и
культурой. Культура ультраортодоксов включает в себя особую одежду (судя по её
фасону ультраортодоксам около 300 лет), ранние браки и отвержение светского
образования. В отличии от прочих групп евреев, ультраортодоксы не сконцентрированы
в одной стране, а живут обособленными общинами в разных странах.
Марксизм имел проблемы с
определением – нация ли евреи? Сталин постановил: «Нация есть исторически
сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка,
территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в
общности культуры...» С точки зрения этого определения мировое еврейство не
представляет собой одну нацию, но разбито на отдельные нации, говорящие на своём
языке и соответствующие трём другим критериям. Единственное, что связывает эти
нации в один народ – это иудаизм. Вавилонский еврей 2 тысячи лет назад,
испанский тысячу лет назад и сегодняшний израильтянин молятся тому же Богу, на
том же Святом языке, и произносят в основном те же молитвы. Современный
итальянец не принадлежит к тому же народу, к которому принадлежали этруск,
римский патриций, лангобард или сарацин, хотя является их потомком. А нынешний
израильтянин, начиная главную часть ежедневной молитвы, утверждает, что Всевышний
«помнит добрые дела отцов, и по любви приводит избавителя к сыновьям их сыновей…»
Под «отцами» понимаются Авраам, Ицхак и Яков, «арамейцы-скитальцы», которые жили
в Ханаане в середине 2-го тысячелетия до н.э. А «сыновья их сыновей» – это мы.
Сейчас завершаются
истории последних великих еврейских общин в изгнании, заканчивается их исторический
путь, как предсказано во Второзаконии: «Тогда возвратит Господь, Бог твой, изгнанных твоих и
смилосердится над тобою, и опять соберет тебя из всех народов, среди которых
рассеял тебя Господь, Бог твой. Хотя бы были заброшенные твои на краю неба, и
оттуда соберет тебя Господь, Бог твой, и оттуда возьмет тебя; и приведет тебя Господь,
Бог твой, в землю, которою владели отцы твои, и будешь ты владеть ею; и
облагодетельствует Он тебя, и размножит тебя более отцов твоих». (30:3-5) Вся
эта вселенская драма, с возникновением, расцветом и исчезновением разных
еврейских народов, с растворением их в других еврейских народах, на других
территориях и с другими языками, с преодолением естественным путём законов
времени существования этнических общностей, подготовила финальное действие
мировой истории – возвращение остатков всех общин евреев в свою землю,
воскресение их первоначального языка (единственный такой случай в истории) и
воссоздание государства. В этом мессианском процессе ясно ощутима наша связь с
Творцом.
И эта связь, сохраняющая
нас на крутых поворотах истории, чрезвычайно важна. Ведь первые 4 из 10
заповедей, данные нам на горе Синай, касаются не запрета убийств и прочей
бытовухи, а только отношения евреев с Создателем.
Сейчас многозначительны
предвыборные обещания разных партий к приближающимся в Израиле выборам,
направленные на русскоговорящих избирателей – многочисленную и наиболее
светскую часть израильтян. Константин
Развозов от имени «бело-голубой» партии генералов обещает «реально бороться с
религиозным диктатом». Лидер этой партии Бени Ганц ранее ручался после победы
на выборах отменить закон "О еврейском характере
государства", официально определяющем Израиль
как "национальную родину еврейского народа". Лидер же «русской»
партии НДИ Авигдор Либерман сулит в случае электорального успеха запустить по
субботам общественный транспорт и открыть магазины, пренебрегая четвёртой синайской
заповедью:
«Соблюдай день субботний».
Великий Бен-Гурион был, как почти все основатели Израиля,
человеком светским. Но он понимал, что страна может выжить только как чудо, по
воле Свыше. В Израиле с момента его создания было законодательно заложено
уважение государством библейских заповедей Шабата и кашрута. Нынешние левые
лидеры, уверовав в успешность проекта Израиля, готовы поставить эту поддержку Свыше
под сомнение.
Надо надеяться, этого не произойдёт.
Комментариев нет:
Отправить комментарий